Гостеприимные этажи
Для журналиста главное -- найти тему, "зацепиться" за интересный факт, а еще лучше -- быть участником большого события. Темы для своих материалов, очерков и зарисовок я черпал в командировках. Хорошую поездку-командировку в дальние или экзотические края надо было заслужить у своей редакции "Фотохроники ТАСС", собственным корреспондентом которой я был сорок лет.
!I1! Приближалась знаменательная дата — 50-летие СССР,
и всем нашим корреспондентам были за
планированы командировки по союзным республикам. Мне,
сибиряку, имеющему «во владениях» всю Восточную Сибирь,
достался Казахстан. Территория этой республики занимала
второе место после РСФСР. Когда я уезжал в Алма-Ату,
меня редакторы напутствовали: «Меньше фотографий
в центре, а побольше поездить по республике». Там одни
целинные земли чего стоят! Новые совхозы, новые заводы,
горнорудные предприятия и, конечно, культура — самобытная,
колоритная… Редактору
хотелось опубликовать материал в одном из журналов,
а главное — на мои снимки рассчитывали наши очерковая и иностранная
редакции. При этом предупредили: снимков минимум пятнадцать.
Как, в такой республике, с такой географией — и всего 15?
Решил себя не ограничивать и поработать для души.
В республике было наше отделение «КАЗТАГ» (Казахское
телеграфное агентство) с 15-20 репортерами, только одних
фотографов — 7. Меня очень волновало, как встретят
меня, сибиряка, в чужих краях. Прилетел, машину
подали, в отель поселили. Все было очень радушно и гостеприимно.
Прием устроили сразу же (хорошо буфет оказался рядом
с моим номером).
Наутро спускаюсь в вестибюль гостиницы. Первого,
кого встречаю, это Ростислав Плятт в жаркой беседе с Верой
Марецкой. В те дни в Алма-Ате гастролировал театр «Моссовета».
Здороваюсь с Ростиславом Яновичем и Верой Петровной,
как будто я хорошо был знаком с народными артистами
СССР. А ведь кроме как на театральной сцене и экранах кинотеатров,
я их нигде не видел. Стараюсь войти в контакт,
представляюсь корреспондентом «ВСП».
Первое, что я сказал, что я здесь в связи с юбилеем
нашего государства. Тема и заголовок родились тут же,
как удар молнии, — «Гостеприимные этажи». Буду писать о гостинице!
!I2! Удивило народного артиста Плятта, что я собираюсь сделать
очерки о живых конкретных людях, которые приехали в
республику: кто, зачем, с какими целями? Артисту это понравилось:
«Это значит о живых, а не о «мертвых душах», как у Гоголя».
Я попросил, конечно, разрешения у артистов побывать
на спектакле, где и был сделан первый кадр. С него все
началось… Через директора гостиницы узнаю по списку
из шестисот проживающих в гостинице людей тех, с
кем интересно будет поговорить и поснимать. Это были
разные люди: ташкентские строители, пражские связисты,
московские спортсмены, ленинградские врачи, проектировщики
ледяного катка Медео…
Своих тассовских коллег я удивил этой темой.
Главное, никуда не надо ехать, все можно
сделать в гостинице, в городе, в пригороде. Из всех
«живых душ» я выбрал самых интересных людей, уложился
в пятнадцать сюжетов, рассказывая, кто и зачем приехал
в республику, а главным мотивом была дружба народов
нашей страны.
Вышло так, что я не ущемил интересов казахских
фотокоров. В съемках уложился в десять отпущенных мне
на командировку дней. «Гостеприимные этажи» — редкая
и легкая удача в моем творчестве. Спасибо народным артистам.