издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Самоуправление по-новому

  • Автор: Владимир ЛАВШУК, директор центра муниципального социально-экономического консалтинга, заместитель де

В Иркутской области это первый семинар такого рода. Исполнительная
дирекция Ассоциации муниципальных образований области сделала
большое дело. Форма семинара-совещания в данном случае позволила
совместить учебу с творческим участием специалистов муниципального
уровня в работе по подготовке к реализации нового федерального закона.

Одна из главных целей семинара следующая. Мы ставим вопрос о
необходимости разработки качественных социально-экономических
стратегий муниципального уровня.

И надо сказать, что такой опыт в России есть. Особенно широко работа в
этом направлении стала проводиться после принятия закона «О
принципах развития местного самоуправления», подписанного
президентом в октябре 2003 года. В рамках этого документа началась
работа по всей России, на всех уровнях власти. Мы просто обязаны этим
опытом воспользоваться.

Мы можем констатировать, что на уровне Иркутской
областной администрации и большинства муниципальных образований
начата конкретная серьезная работа по реализации этого закона. Уже идет
поиск путей по пробуждению инициативы — социальной, экономической —
в городах, районах, поселках области. Без этой инициативы, которая
должна идти снизу, осуществить реформу местного самоуправления
невозможно. Ведь если сейчас в области насчитывается около 30
муниципальных образований, то после начала действия нового закона их
станет 450. Муниципальные образования должны появиться в
населенных пунктах численностью более 1000 человек.

Целью нового закона является качественное преобразование системы
местного самоуправления. Его идеология заключается в том, чтобы
возникли муниципальные образования с самостоятельным бюджетом, с
самостоятельными планами развития, с собственными органами
управления. Ведь иначе «раскачать» социально-экономическую
активность населения не получается. Мы хотим сделать так, чтобы
средства аккумулировались на уровне крупных муниципальных
образований и далее спускались вниз — на уровень деревень и сел.

Считаю необходимым заметить следующее. Как известно,
государство декларирует построение жесткой вертикали власти. Многим
может показаться, что новый закон несет некоторый возврат к
разобщенности. Но ведь любое развитие диалектично. Всегда существует
несколько движущих сил и тенденций, которые в конечном итоге вместе
образуют гармоничное единое целое. С практической точки зрения, если
этот новый закон вынудит людей проявлять инициативу на местах, то это
уже очень хорошо.

Мы представили участникам совещания план социально-экономического
развития Саянска как отличный пример работы в данном направлении.
Кроме того, оказался весьма полезен обмен мнениями представителей
городов и районов действующих муниципальных образований. Это
поможет обрести лучшее понимание по разработке стратегии их развития.
Ключевой вопрос в том, насколько новые муниципальные
образования будут обеспечены ресурсами — финансовыми,
организационными, интеллектуальными и т.д.

Вся работа по созданию системы функционирования муниципальных
образований должна быть завершена к 1 января 2006 года. Так
предписывает закон. В областной администрации создана рабочая группа,
ведется тесное взаимодействие с муниципальными образованиями,
университетами. Проводятся консультации со специалистами из Москвы.
И мы уверены, что в конечном итоге вся эта деятельность позволит
решить большинство стоящих на пути реализации закона проблем.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры