Об инновационной деятельности и областной государственной инновационной политике
Глава 1 Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования
Настоящий Закон определяет цели и принципы областной государственной
инновационной политики, формы и способы ее реализации, формы и условия
осуществления областной государственной поддержки инновационной деятельности
на территории Иркутской области (далее — область).
Статья 2. Правовая основа
Правовую основу областной государственной
инновационной политики составляют Конституция Российской
Федерации, действующие нормативные правовые акты
Российской Федерации, настоящий Закон и иные нормативные
правовые акты области.
Статья 3. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные
понятия:
1) инновация (нововведение) — конечный результат
инновационной деятельности, получивший реализацию в виде
нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на
рынке, нового или усовершенствованного технологического
процесса, используемого в практической деятельности;
2) инновационная деятельность — процесс, направленный на
реализацию результатов законченных научных исследований и
разработок либо иных научно-технических достижений в новый
или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в
новый или усовершенствованный технологический процесс,
используемый в практической деятельности, а также связанные с
этим дополнительные научные исследования и разработки;
3) инновационный проект — комплекс взаимосвязанных
мероприятий, обеспечивающих в течение заданного периода
времени создание и распространение новой или
усовершенствованной продукции либо нового или
усовершенствованного технологического процесса, а также
мероприятий по развитию инновационной инфраструктуры с
целью получения прибыли или иного полезного эффекта и
отраженных в документации, содержащей технико-экономическое,
правовое и организационное обоснование инновационной
деятельности, сведения о целях, объемах финансирования и
исполнителях, сроках исполнения и окупаемости проекта;
4) областная государственная инновационная политика —
определение органами государственной власти области целей
инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных
инновационных программ и проектов;
5) областная государственная целевая инновационная
программа — увязанный по финансовому обеспечению, ресурсам,
исполнителям и срокам осуществления комплекс инновационных
проектов и мероприятий по развитию инновационной
деятельности, обеспечивающих эффективное решение проблем
научно-технического и социально-экономического развития
области;
6) субъекты инновационной деятельности — физические и
юридические лица, осуществляющие инновационную
деятельность на территории области в соответствии с
действующим законодательством, а также организации
инновационной инфраструктуры;
7) инновационная инфраструктура — организации,
способствующие инновационной деятельности (инновационно —
технологические центры, технологические инкубаторы,
технопарки, учебно-деловые центры и другие
специализированные организации).
Термины и понятия, используемые в настоящем Законе и не
установленные в данной статье, применяются в том значении, в
котором они используются в законодательстве Российской
Федерации.
Статья 4. Цели и принципы областной государственной инновационной политики
1. Областная государственная инновационная политика
осуществляется органами государственной власти области с
учетом единой государственной научно-технической политики в
целях:
1) обеспечения ускоренного выпуска наукоемкой,
конкурентоспособной продукции и освоения прогрессивных
технологических процессов;
2) эффективного использования материальных,
финансовых, интеллектуальных, научно-технических и других
видов ресурсов, направляемых на создание наукоемких продукции
и технологических процессов;
3) содействия развитию региональной инновационной
инфраструктуры, а также рынка инновационных проектов и
продукции, выпускаемой с использованием объектов
интеллектуальной собственности;
4) поддержки и развития научно-технического потенциала
области.
2. Областная государственная инновационная политика
осуществляется исходя из следующих основных принципов:
1) признание особой значимости инновационной
деятельности для социально-экономического развития области;
2) ориентация промышленного потенциала области на
увеличение выпуска высокотехнологичной и наукоемкой
продукции, продуктов глубокой переработки сырья, отвечающих
потребностям рынка с учетом перспектив его развития;
3) концентрация ресурсов на создании и распространении
инноваций, обеспечивающих достижение наиболее важных
результатов в развитии экономики и социальной сферы области;
4) стимулирование деловой и инвестиционной активности в
сфере инновационной деятельности путем установления льгот по
налогам и сборам, предоставления других льгот;
5) конкурсный порядок финансирования инновационных
проектов;
6) особая важность подготовки, переподготовки и повышения
квалификации менеджеров для инновационной деятельности;
7) гласность и использование разнообразных форм
обсуждения приоритетных инновационных проектов в рамках
проведения конкурсов;
8) интеграция научной, инновационной и производственной
деятельности.
Глава 2 Реализация областной государственной инновационной политики
Статья 5. Полномочия Законодательного собрания области в сфере инновационной деятельности
Законодательное собрание области в сфере инновационной
деятельности:
1) осуществляет законодательное регулирование областной
государственной инновационной политики, в том числе областной
государственной поддержки субъектов инновационной
деятельности;
2) утверждает областную государственную целевую
инновационную программу;
3) устанавливает льготы по налогам и сборам субъектам
инновационной деятельности в порядке, установленном
законодательством;
4) осуществляет контроль за исполнением законов области в
сфере инновационной деятельности.
Статья 6. Полномочия администрации области в сфере инновационной деятельности
Администрация области в сфере инновационной
деятельности:
1) разрабатывает и реализует областную государственную
целевую инновационную программу;
2) определяет направления и осуществляет конкретные
меры государственной поддержки субъектов инновационной
деятельности на территории области;
3) организует проведение конкурсов инновационных
проектов;
4) размещает на конкурсной основе областной
государственный заказ на создание наукоемких видов продукции и
технологических процессов;
5) организует проведение экспертизы инновационных
проектов, подлежащих финансированию за счет средств
областного бюджета;
6) создает условия для формирования региональной
инновационной инфраструктуры и активизации инновационной
деятельности, в том числе содействует образованию
некоммерческих организаций, предназначенных для
осуществления инновационной деятельности, а также
организации системы подготовки, переподготовки и повышения
квалификации менеджеров для инновационной деятельности;
7) организует создание системы информационного
обеспечения инновационной деятельности, проведение выставок
инновационных проектов, конференций, презентаций и иных
научно-технических мероприятий, направленных на развитие
инновационной деятельности;
8) проводит анализ состояния инновационной деятельности
в области;
9) координирует деятельность субъектов инновационной
деятельности;
10) осуществляет иные полномочия в соответствии с
действующим законодательством.
Статья 7. Областная государственная целевая инновационная программа
1. Областная государственная целевая инновационная
программа разрабатывается с учетом программы социально-
экономического развития области на среднесрочную перспективу
и приоритетных направлений научно-технической и
инновационной политики области.
2. Областная государственная целевая инновационная
программа содержит мероприятия, направленные на поддержку
инновационной деятельности.
3. Формирование и реализация областной государственной
целевой инновационной программы осуществляются с учетом
требований действующего законодательства в порядке,
установленном Губернатором области (главой администрации
области).
Статья 8. Экспертиза инновационных проектов
1. Экспертиза инновационных проектов, подлежащих
финансированию за счет средств областного бюджета,
представляет собой систему действий, направленных на
обеспечение объективной оценки их экономической
эффективности, научной и социально-экономической значимости,
подготовку обоснованного заключения в целях принятия решения
о соответствии инновационного проекта требованиям,
установленным действующим законодательством и пунктом 2
настоящей статьи.
2. При выполнении экспертизы инновационного проекта
проводится его оценка по следующим основным критериям:
1) значимость реализации проекта для экономики и
социальной сферы области;
2) согласованность проекта с приоритетными направлениями
программы социально-экономического развития области и
приоритетами научно-технической и инновационной политики;
3) соответствие целям и задачам, определенным для
областной государственной целевой инновационной программы;
4) научно-технический уровень проекта;
5) обоснованные ожидаемые социально-экономические
результаты внедрения;
6) сроки планируемого внедрения;
7) фактическая стоимость и срок окупаемости
инновационного проекта.
Статья 9. Конкурс инновационных проектов
1. Конкурс инновационных проектов, прошедших экспертизу
в установленном порядке, проводится с целью отбора наиболее
значимых и эффективных инновационных проектов для
включения их в областную государственную инновационную
программу.
2. Порядок проведения конкурса инновационных проектов
определяется Губернатором области (главой администрации
области).
Глава 3 Государственные гарантии и финансирование инновационной деятельности
Статья 10. Гарантии субъектам инновационной деятельности
Органы государственной власти области в соответствии с
настоящим Законом, иными законами и нормативными правовыми
актами Российской Федерации и области гарантируют субъектам
инновационной деятельности независимо от форм собственности:
1) государственную поддержку, оказываемую в порядке и на
условиях, определенных настоящим Законом, иными законами и
нормативными правовыми актами области, инновационных
программ и проектов, направленных на реализацию областной
государственной инновационной политики;
2) государственную поддержку, оказываемую в порядке и на
условиях, определенных настоящим Законом, иными законами и
нормативными правовыми актами области, создания и развития
инновационной инфраструктуры;
3) свободу доступа к информации о приоритетах областной
государственной инновационной политики, об инновационных
потребностях и результатах научно-технической и инновационной
деятельности, за исключением случаев, установленных
федеральным законодательством;
4) право участвовать в конкурсах, организуемых в целях
оказания областной государственной поддержки инновационных
проектов, осуществления закупок наукоемкой продукции, техники
и технологии, размещения государственных заказов на создание
инноваций;
5) гласное проведение конкурсов инновационных проектов.
Статья 11. Финансирование инновационной деятельности на территории области
Финансирование инновационной деятельности на
территории области в соответствии с федеральным
законодательством может осуществляться за счет:
1) средств областного бюджета;
2) средств физических и юридических лиц, в том числе
инвестиционных и лизинговых компаний, кредитных и страховых
организаций, венчурных инновационных фондов, средств
зарубежных инвесторов, средств иных инвесторов;
3) средств международных финансовых организаций и
фондов;
4) собственных средств субъектов инновационной
деятельности;
5) средств федерального и местных бюджетов;
6) иных источников, не запрещенных действующим
законодательством.
Глава 4 Предоставление областной государственной поддержки субъектам инновационной деятельности
Статья 12. Направления областной государственной поддержки
Государственной поддержке за счет средств областного
бюджета подлежат:
1) выполнение научно-исследовательских, опытно-
конструкторских и технологических работ, направленных на
создание новой или усовершенствованной продукции, новых или
усовершенствованных технологических процессов;
2) проведение маркетинговых исследований и организация
рынков сбыта инновационных продуктов;
3) создание и развитие инновационной инфраструктуры;
4) подготовка и переподготовка кадров для инновационной
деятельности;
5) осуществление технологического переоснащения и
подготовки производства к выпуску новой или
усовершенствованной продукции;
6) производство новой или усовершенствованной продукции,
применение нового или усовершенствованного технологического
процесса до достижения нормативного срока окупаемости
инновационного проекта.
Статья 13. Виды областной государственной поддержки инновационной деятельности за счет средств областного бюджета
1. Областная государственная поддержка субъектов
инновационной деятельности за счет средств областного бюджета
может осуществляться в следующих формах:
1) бюджетных кредитов юридическим лицам;
2) субвенций юридическим лицам;
3) субсидий, в том числе на компенсацию процентов за
пользование заемными средствами кредитных организаций;
4) областных государственных гарантий;
5) инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь
создаваемых юридических лиц.
Областная государственная поддержка инновационной
деятельности за счет средств областного бюджета может
осуществляться в виде установления льгот по налогам и сборам в
соответствии с федеральным и областным законодательством о
налогах и сборах.
2. Юридические лица, реализующие инновационные
проекты, включенные в областную государственную целевую
инновационную программу, могут освобождаться от арендной
платы за пользование недвижимым имуществом, находящимся в
областной государственной собственности, в соответствии с
законами и иными нормативными правовыми актами области.
Статья 14. Условия предоставления областной государственной поддержки субъектам инновационной деятельности
1. Областная государственная поддержка субъектам
инновационной деятельности может осуществляться на
безвозвратной и возвратной основе:
1) областная государственная поддержка на безвозвратной
основе может предоставляться по инновационным проектам,
имеющим особо важное социально-экономическое значение и в
наибольшей степени соответствующим приоритетным
направлениям развития научно-технической и инновационной
деятельности, определенным программой социально-
экономического развития области на среднесрочную перспективу;
2) областная государственная поддержка на возвратной
основе предоставляется на срок окупаемости инновационного
проекта, но не более трех лет с начала реализации проекта.
2. Юридическим и физическим лицам, победившим в конкурсах
инновационных проектов, предоставляется областная
государственная поддержка в соответствии со статьей 13
настоящего Закона.
3. Юридическим лицам, инновационная деятельность
которых составляет не менее 70 процентов от общего объема
работ, могут предоставляться льготы по налогам и иным
обязательным платежам в соответствии с федеральным и
областным законодательством о налогах и сборах.
4. Областная государственная поддержка не может быть оказана
субъектам инновационной деятельности:
1) находящимся в стадии реорганизации или ликвидации;
2) на имущество которых в установленном федеральным
законодательством порядке наложен арест или обращено
взыскание или иное обременение;
3) имеющим просроченную задолженность по уплате
налогов и обязательных платежей в бюджеты любого уровня, по
ранее выданным бюджетным кредитам либо допустившим
нецелевое использование ранее предоставленных средств
областного бюджета;
4) в иных случаях, предусмотренных федеральным и
областным законодательством.
Статья 15. Предоставление областной государственной поддержки инвесторам, осуществляющим финансирование инновационной деятельности
С целью привлечения инвестиций для финансирования
инновационных проектов, выполняемых в рамках областных
государственных целевых инновационных программ, инвесторам,
осуществляющим финансирование инновационной деятельности,
могут предоставляться областные государственные гарантии из
средств областного бюджета в порядке, установленном
федеральным и областным законодательством.
Статья 16. Областная государственная поддержка внешне- экономических связей в сфере инновационной деятельности
1. Органы государственной власти области создают условия
для развития инновационной предпринимательской деятельности,
осуществляемой совместно с иностранными инвесторами.
2. Законами области могут в соответствии с федеральным
законодательством устанавливаются льготы по налогам и сборам
для иностранных инвесторов, вкладывающих средства в
инновационные проекты, включенные в областную
государственную инновационную программу и в развитие
инновационной инфраструктуры.
Глава 5 Заключительные положения
Статья 17. Вступление в силу настоящего Закона.
Настоящий Закон вступает в силу с момента его
официального опубликования.
Губернатор Иркутской области Б.А. Говорин
Иркутск
5 мая 2004 г.
N 21-оз