Управдом поддается дрессировке
Именно этим занялась жительница Свердловского округа Иркутска Лия (по документам Гертруда) Витальевна Козырина. И преуспела, как бы это не показалось невероятным. От неимоверно вспухшей квартплаты, которая в ближайшем будущем вырастет еще на десять процентов, взвыли многие квартиросъемщики. И практически никто из них не ведает, за что именно отдает столь утучнившиеся коммунальные платежи, какие права добавились ему вместе с обязанностью вносить больше денег жилкомхозу. Мы знаем, что за скопившуюся задолженность можем лишиться крыши над головой и что этот процесс уже пошел своею вымощенной добрыми намерениями дорогой, но зачастую даже не подозреваем, что жилищные конторы тоже уполномочены обслуживать нас совсем на новом качественном уровне. Конечно, если этого добиться.
Каждый квартиросъемщик заключает с эксплуатационной жилищной
организацией договор об обслуживании жилого фонда. Как правило,
он об этом даже не подозревает. В российском правовом поле считается,
что вы вступили в договорные отношения с исполнителем, если оплатили
услугу, которую он вам оказывает. Или даже не оказывает, но номинально
декларирует ее исполнение. Вносите квартплату — значит, договор
с домоуправлением у вас в действии. А что в нем значится
относительно прав и обязанностей сторон? Вряд ли кто-то вникал
в текст типового договора на техническое обслуживание,
утвержденный постановлением мэра города Иркутска от 20 июля 1998 года,
которым руководствуются жилищные конторы, но он явно
составлен в пользу обслуживающих организаций, а не в пользу
жильцов. Кто, например, докажет, что рядовой среднестатистический
житель города в благоустроенной квартире потребляет в сутки 250
литров холодной воды (которая при этом должна полностью
соответствовать ГОСТу питьевой) и 120 литров горячей (в открытых
системах снабжения — 60 градусов по Цельсию, а в закрытых — не
ниже 50)? Реально мы расходуем гораздо меньше (где-то до 100 литров
холодной воды, горячей — и того скромнее), если верить
элементарным статистическим наблюдениям. А платим-то по полной
«ресторанской» программе. Даже тогда, когда водоснабжение у нас
отключается не на день и не на два. То же самое с теплом. Учитывается
ли в квартплате, какая температура должна держаться у нас с
вами в домах? Снижается ли плата за жилье во время прекращения
отопительного сезона? Отнюдь. Мерзнем мы в своих «берлогах» или
задыхаемся от духоты, денежку обязаны гнать исправно. А обязаны ли?
Ведь, если опереться на Закон о правах потребителей, мы должны
платить только за те услуги, которые нам реально предоставлены.
Если же услуга оказана не в полной мере и ненадлежащего качества,
то потребитель вправе воздержаться от ее оплаты. Причем доказать,
что обслуживание все-таки было выполнено в исчерпывающем
варианте, должен не клиент, а сам исполнитель, то есть управдом.
Не докажет — значит, не только не имеет права требовать с жильца
оплаты за эксплуатацию жилфонда, но и неустойку должен возместить.
Именно такой регламент устанавливает альтернативный вариант
договора обслуживания потребителя жилищно-эксплуатационными
учреждениями, предложенный Госстроем Российской Федерации.
От первой до последней буковки этот судьбоносный
документ базируется на догмах отечественного законодательства:
в частности, на требованиях Закона о правах потребителя,
Гражданского кодекса РФ и других законоуложений. Стоит только
не полениться вникнуть в суть юстиционных правил, и они смогут
оказать нам существенную помощь в экономии одной из самых
затратных расходных статей персонального бюджета — платы за
жилье.
Впрочем, можно этого и не делать, так как этот
титанический скрупулезный труд за нас с вами проделала
иркутянка Козырина (право же, лавров заслуживает подвиг этой
землячки, подорвавшей всесилие произвола муниципальных
чиновников над нами, грешными жильцами). Она предложила своей
жилконторе — а именно: тресту жилищно-коммунального хозяйства
Свердловского округа города Иркутска — заключить с нею договор
на обслуживание приватизированной квартиры в ее, клиентской,
редакции, а фактически — в альтернативной редакции Госстроя.
Редакция эта открыла перед коммунальщиками перспективы творческого
и неформального отношения к своему источнику доходов — жилому
фонду. Именуемый в договорном документе «исполнителем»
жилкомхоз, например, обязан обеспечивать сохранность приборов учета
расхода электроэнергии (попросту говоря — электросчетчиков),
находящихся за пределами квартиры. Актуально? Для доброй
половины иркутян — несомненно. За каждый час перерыва в
теплоснабжении по вине муниципальных служб свыше суточного
периода или снижение нормативной температуры воздуха в
квартире (согласно действующим нормам и правилам +20 градусов по
Цельсию) в течение трех суток и дольше домоуправление
должно уплачивать своему потребителю неустойку в размере теплового
тарифа на один квадратный метр общей площади квартиры.
Погодите рукоплескать. Это еще далеко не все. Если у вас в
подъезде дольше суток не работает лифт, то за каждые сутки его
простоя вы можете удержать с домоуправления плату за лифтовое
обслуживание всех жильцов, прописанных на вашей жилплощади.
Пеню с коммунальщика можно взять и в случае захламленности
подвальных и чердачных помещений, за нарушение сроков устранения
неисправностей систем жизнеобеспечения, возникших не по вашей вине,
и за многое другое. Чтобы все это эффективно работало, Лия
Витальевна приобрела индивидуальные счетчики расхода холодной
и горячей воды, а установку их продекларировала в договоре на
техобслуживание за счет исполнителя услуг.
Не надо быть Спинозой, чтобы догадаться, что с первым «звонком»
муниципальный трест ЖКХ не поспешил подписать столь ответственный
для себя договор, который предложила ему «прошаренная», как теперь
выражается молодежь, пенсионерка. А ну как ее примеру начнут
подражать все квартиросъемщики! Это же караул будет да и только.
Придется ведь не только плату с жильцов требовать, но и за свои
головотяпства ответ держать. Чтобы этого избежать, трест от
заключения договора уклонился. Официального мотивированного отказа
он квартиросъемщице тоже не прислал. Выдержав мыслимую паузу, Лия
Витальевна подала на своих несостоявшихся партнеров исковое заявление
в суд с просьбой понудить их к заключению деловых отношений на
удобных для нее и полностью соответствующих букве российского
законодательства условиях.
Дольше года длилось ристалище настойчивой и
грамотной горожанки с административным подразделением городского ведения,
но кончилось-таки ее заслуженной победой. 5 февраля текущего года
суд утвердил мировое соглашение между Козыриной и МУП ЖКХ
Свердловского округа, согласно которому между сторонами вступил
в действие договор о техническом обслуживании квартиры истицы
в устраивающей ее редакции. Согласно этому договору совсем
недавно домоуправление установило в квартире Лии Витальевны новый
счетчик взамен похищенного лиходеями с лестничной клетки —
бесплатно, разумеется. Владелица квартиры могла бы и штраф взять
с партнеров за превышение сроков по устранению этого форс-мажора,
что предусмотрено в договорных обязательствах, но не стала «лютовать»,
проявила терпимость. Хотелось бы вам последовать примеру нашей
героини? Нет ничего невозможного. Лия Витальевна — активист
территориального общественного совета в Солнечном микрорайоне,
и она всеми доступными ей способами старается распространять и
тиражировать свой полезный опыт. Выпущены даже брошюры для жильцов
с «ликбезовской» информацией о грамотных взаимоотношениях с
функционерами ЖКХ. Всей аккумулированной информацией, мы думаем,
Лия Козырина готова поделиться не только с жителями своего
микрорайона, но и с другими земляками.
Квартиросъемщики всех
территорий, объединяйтесь! Довольно безропотно платить дань
коммунальщикам. Пусть их работа начнет соответствовать тем высоким
тарифам, по которым они ее оценивают. Если уж отдаем до трети
заработка за жилье, как в заправском «буржуинстве», так пусть и
содержится наш жилфонд не хуже швейцарского. Чем наша тетя Дуся
какая-нибудь хуже «ихней» фру? Даем квартплату евростандарта!
А управдомы дают светлые ухоженные дворы, чистые освещенные
подъезды, застекленные и покрашенные лестничные клетки, нетронутые
перила в лестничных маршах, тепло и воду, — одним словом,
заботу о наших дорогих, действительно дорогих обиталищах!