"Смена караула" не терпит суеты
Злые языки утверждают: в России легче изменить Конституцию, чем реформировать здравоохранение. Шутка, но со смыслом. Хотя бы потому, что ни основной закон гражданского общества, ни практическую медицину в одночасье изменить нельзя. Да и ни к чему -- ничего, кроме хаоса, не получится. Постепенная же "смена караула" в службе здоровья (законотворчество оставим законодателям) в первую очередь зависит от того, насколько надежно она подкреплена финансами. Конкретный пример: в прошлом году главным управлением здравоохранения администрации Иркутской области была разработана программа государственных гарантий бесплатной медицинской помощи неработающему населению Приангарья. Она должна была реализовываться нынче. Но на оптимальное ее выполнение в областном бюджете не хватило трехсот миллионов рублей. Жесткий дефицит заставляет наше здравоохранение буквально до рубля рассчитывать нормативные объемы бесплатной медицинской помощи в отдельности для каждого муниципального образования. Такая кропотливая работа была проделана в прошлом году, и лишь благодаря ей медики Приангарья без особых чрезвычайных ситуаций работают в году наступившем. Вообще минувший год в значительной степени определил собой стратегию не просто выживания, а поступательного развития региональной медицины. О значении предпринятых в минувшем году усилий -- в эксклюзивном интервью нашей газете начальника главного управления здравоохранения Михаила КОЩЕЕВА.
В соответствии с поручением губернатора Приангарья в
прошлом году главное управление здравоохранения
совместно с территориальным фондом обязательного
медицинского страхования разработало предложения по
объемам высококачественной специализированной
дорогостоящей медицинской помощи, оказываемой
лечебно-профилактическими учреждениями области. При
этом тщательно изучался опыт других российских регионов
по реформированию службы здоровья. Специалистами
главного управления здравоохранения проанализирован
весь объем оказываемых врачебных услуг как в
стационарах, так и в условиях амбулаторно-поликлинического
приема. И этот анализ лег в основу территориальной программы
госгарантий бесплатной помощи в 2004 году.
В течение всего прошлого года осуществлялся
постепенный переход амбулаторно-поликлинических
учреждений области на предварительный способ оплаты.
Так называемое «подушевое» финансирование с оплатой
собственной деятельности поликлиник и с реальным
денежным поощрением за эффективную профилактическую
работу. На новую модель финансирования в прошлом
году были переведены многие поликлиники Иркутска,
Братска, поликлиническая служба Чунского и Братского
районов. Точно так же с прошлого года совершенствуется
оплата медицинской услуги в условиях стационара. Такой
эксперимент начат главным управлением здравоохранения совместно
с Сибирским отделением РАМН. Сейчас эта схема финансирования
лечебно-профилактических учреждений продолжает
развиваться.
В прошлом же году было подготовлено 19 врачей общей
практики для нескольких сельских районов. Минувший год
стал своеобразной ступенью в совершенствовании структуры
специализированной медицинской помощи. Открытие
нынешней весной Саянского межрайонного медицинского
центра вполне можно считать конкретным
воплощением на практике разработанных ранее проектов.
По-прежнему остро стоит в Приангарье проблема медицинских кадров.
Чтобы как-то облегчить ее пресс, в прошлом году
бригады специалистов из двух областных клинических
больниц (взрослой и детской) неоднократно выезжали в
Тайшетский, Усольский, Усть-Удинский, Зиминский,
Тулунский, Катангский, Черемховский районы. На периферии прошли
конференции по артериальной гипертонии, оказана
организационно-методическая помощь по терапии,
хирургии, эндоскопии. В минувшем году в центральных
районных больницах были проведены ведущими хирургами областного
центра десятки операций. Но более кардинальной мерой
решения кадровой проблемы в прошлом году явилось
заключение договора между главным управлением здравоохранения
и Иркутским государственным медицинским университетом
о целевом направлении на учебу молодежи из сельских
районов области. Медицинский университет выделил
для этой цели 60 мест. С каждым студентом,
поступившим по целевому направлению, был заключен
контракт; из областного бюджета изысканы средства на
доплату к стипендии; по окончании вуза молодой
специалист, получив подъемные, обязан будет
вернуться в тот район, муниципальное руководство
которого отправило его на учебу. В наступившем году
такую практику решено продолжить. Вообще же главным
управлением здравоохранения области в
течение ряда последних лет ведется реестр вакантных
должностей, и с прошлого года начато создание
электронной версии «Врачебные кадры Приангарья».
Организация медицинской практики, ее совершенствование
в глаза не бросаются. Со стороны процесс
представляется серым, рутинным. Но именно так,
постепенно, год за годом, нарабатывается опыт, без
которого врачебное дело существовать, учитывая
традиционно остаточный принцип его финансирования,
не может.