Путевка в жизнь
Областной парламент одобрил программу реформирования ЖКХ Не один год назревала необходимость реформирования сферы жилищно-коммунального хозяйства. Тем, как работает она сейчас в большинстве городов нашего региона да и всей страны в целом, недовольны и "верхи", и "низы". Для властей это крайне убыточная строчка бюджета, а для жителей: Кто из вас не дожидался по нескольку дней, а то и недель визита сантехника, чтобы отремонтировать протекающий кран, прочистить батарею или забившийся сток, не наблюдал, как долгожданный спаситель изучает вашу систему сантехники, как неведомую диковину, глубокомысленно качает головой и отбывает, оставляя вас у того же разбитого корыта. Сколь мучительны даются попытки вспомнить, когда же ваш подъезд ремонтировали, красили, белили, а о капитальном ремонте дома можно и не говорить. При этом деньги за услуги ЖКХ вы платите честно и исправно.
Проблема существует, и далеко не первый год. Вот только до ее решения у властей никак
не доходили руки. Наконец первыми задумались об этом в городе Ангарске.
— «Когда я начал вникать в ситуацию с бюджетом и в то, каким образом тратятся деньги, мне стало не по себе, —
рассказывает мэр города Евгений Канухин. — Практически все муниципальные предприятия
были убыточными, долги жилищных предприятий на тот момент составляли почти 300
млн. рублей, а зарплату и премии там платили исправно. «Черная дыра», как стали называть
систему ЖКХ, качала все больше денег, а жилищный фонд старел, и ему требовался уже
капитальный ремонт. Было очевидно, что необходимо менять подходы к управлению ЖКХ и
саму структуру отрасли.
Так появились первые ангарские «пилоты» — управляющие
компании, наделавшие немало шума.
И вот наконец на этоу проблему обратили внимание и на региональном уровне. В
недрах областной администрации родился проект областной государственной целевой
программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства Иркутской области на 2004
— 2006 годы. Но для того, чтобы программа могла получить «путевку в жизнь», ее должно было
одобрить Законодательное собрание Иркутской области. А едва попав на столы депутатов
областного парламента, она вызвала бурю вопросов и споров. Не слишком ли узкий сектор
реформирования сферы ЖКХ в ней прописан, слишком мало или слишком много средств
запрашивают на нее авторы, как проконтролировать результаты ее работы и так далее. В
конце концов сошлись на том, что решать такой серьезный вопрос надо «всем миром», то есть
на депутатских слушаниях: посмотреть, что уже делается, специалистов послушать, о
перспективах поговорить, а потом уж приходить к единому решению.
Ну, а коли речь пошла о
том, чтобы посмотреть, что уже делается, то где и смотреть, как не в Ангарске. Хотя
справедливости ради нужно отметить, что это далеко не единственный город в Иркутской
области, где внедряется система управляющих компаний, но все же он был первопроходцем.
Прежде чем приступить к обсуждению проекта программы, депутаты
отправились на экскурсию по городу — в гости к нескольким управляющим компаниям, чтобы
увидеть все, что там творится, своими глазами. Они заходили в сверкающие свежей краской
подъезды со шторками на окнах и цветами на подоконниках, спускались в отремонтированные
и просушенные подвалы.
Впрочем, гладко бывает все только в сказках. Видя у себя во дворе столпотворение явно
«высоких чинов», подходили жители домов и с жалобами: мол, нам ремонт обещали, да так
еще и не сделали, разбитые стекла не вставили, в щель под входной дверью всю зиму
дуло… Руководители управляющих компаний разводили руками: ну мы же не
всемогущи, все сразу сделать не можем, скоро и до вас очередь дойдет.
Но в основном, конечно, прогресс налицо. И главную роль тут играет конкуренция.
Руководители управляющих компаний хорошо знают, что именно недовольство жильцов
может привести к тому, что их участок, их «хлебное место» передадут другим «хозяевам»,
способным лучше удовлетворить потребности местных жителей. При этом по тем же самым
причинам конкуренция существует не только на уровне руководителей компаний, но и на
уровне управляющих домами, электриков и сантехников.
Кроме того, управдомы, отвечающие за ремонт и содержание подведомственных им домов,
заинтересованы в качественном выполнении работ, поскольку чем лучше выполняется
ремонт, тем реже им придется вкладывать средства в тот или иной объект, сэкономив деньги
для других целей.
Наконец, депутаты приступили непосредственно к обсуждению программы. Самым ярым ее
защитником стал председатель комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и жилищной
политике администрации Иркутской области Петр Воронин. Он привел весьма внушительные
факты и цифры, говорящие о том, что откладывать проблему реформирования ЖКХ уже
просто невозможно. Впрочем, в этом все присутствующие были единодушны. Как отметил
председатель Законодательного собрания Иркутской области Геннадий Истомин, «мы
опоздали с началом реформы как минимум на три года».
Петр Воронин отметил, что, согласно статистике за последние три года, в 2001 году
фактические затраты сферы ЖКХ составили 4,9 млрд. рублей, а население, с учетом
неплатежей, обеспечивало возврат 1,5 млрд. рублей из затраченных средств. В 2002 году
фактические затраты уже составляли 5,4 млрд. рублей, в то время как платежи населения
составляли 3,2 млрд. рублей. В 2003 году это соотношение составило 6,8 млрд. рублей к 4,2
млрд. фактических платежей. При этом расходы консолидированного бюджета на сферу ЖКХ
за это время практически не росли, а если рост и происходил, то только за счет субсидий на
оплату услуг ЖКХ. То есть очевидно, что жилищная сфера не в состоянии
работать по прежним схемам, их невозможно обеспечить финансово, налицо
необходимость построения новой экономической системы работы.
Кроме того, на сегодняшний день ЖКХ является тормозом в развитии производителей
коммунальных услуг, даже таких крупных как ОАО «Иркутскэнерго». Если в 2001 году
дебиторская задолженность предприятий, являющихся оптовыми перепродавцами
коммунальных услуг, составляла 408 млн. рублей, то в 2003 году она уже достигла уровня д83
млн. рублей. А прирост задолженности гасится либо через увеличение тарифов, которое
сказывается на нашем с вами кармане, либо через списание на убытки. При этом только за
прошлый год уровень потребления теплоэнергии в сфере жилищно-коммунального хозяйства
возрос почти на 9%, хотя прирост нового жилья в нашем регионе составляет только 0,3% в
год. Поэтому начинать реформу ЖКХ надо с создания эффективных потребителей их услуг,
которыми, по мнению властей, и являются управляющие компании. Во-первых, они умеют
работать без кредиторских задолженностей, во-вторых, заинтересованы в создании системы
энергоресурсосбережения путем установки приборов контроля.
В общем, в основу реализации программы, по мнению авторов, должен быть положен новый принцип
организации, когда каждый объект ЖКХ будет управляться заинтересованными лицами,
превращающими его в средство получения доходов за счет снижения издержек и эффективной
работы этих объектов. Государство при этом берет на себя ответственность проработать
правила создания этой системы и осуществлять контроль за ее деятельностью.
Были заслушаны также представители поставщиков коммунальных услуг, управляющих
компаний, социологи и другие специалисты. После обсуждения депутаты пришли к
выводу, что реализация программы позволит создать эффективную систему управления
жилищным фондом, снизить затраты на производство жилищно-коммунальных услуг и
улучшить их качество, усилить меры социальной защиты малообеспеченного населения на
период реформирования отрасли.
Документ был рекомендован к принятию при условии, что администрация области совместно
с муниципальными образованиями и поставщиками коммунальных услуг начнет разработку
механизма погашения кредиторской задолженности предприятий ЖКХ, и через день на сессии
областного парламента программа была утверждена.