издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Король инструментов

Юбилейные торжества, посвященные 25-летию открытия в Иркутске органного зала, завершились изданием книги Лидии Янковской "Сибирское чудо". Автор не стремилась рассказать в ней только об истории удивительного инструмента, издание отвечает на вопросы, которые часто задают слушатели на концертах. Оформленная дизайнером Андреем Шолоховым, художником Николаем Натягановым, с использованием фотографий Евгении Смирновой, книга интересна не только своим содержанием, но и красочной, яркой подачей.

Главой «Токката над Ангарой» начинается повествование об иркутском органе
и концерте, впервые прозвучавшем 3 ноября 1978 года: «Центральные двери
храма были открыты настежь — специально для иркутян, заполнивших площадь
перед зданием и мечтавших услышать звуки своего, теперь уже родного
«короля инструментов». Прозвучавшая в исполнении солиста Московской
филармонии, «первооткрывателя» иркутского органа Олега Янченко «Токката и
фуга ре минор» И.С. Баха стала «Токкатой над Ангарой», давшей начало новой
для нашего города органной культуре.

Вопросы… Сколько их задают на концертах и о чем они? «Откуда ведет свое
происхождение «король музыкальных инструментов»? Из каких краев проникло
в Европу органное искусство, чем интересно оно в России?» На эти и
множество других вопросов Лидия Янковская в книге отвечает лаконично и в
то же время детально. Останавливается на родословной «короля
инструментов», отразив в своеобразном «генеологическом древе» связующие
нити выдающихся органистов с их последователями. Автор говорит о
назначении органной музыки, первоначально принадлежащей к духовно-
религиозному направлению, а с середины ХVIII в. исполняемой на светских
концертах.

— Концертные программы органной музыки наполнены произведениями, где
звучание того или иного фрагмента напрямую связано с конкретным смыслом,
как в повести, рассказе или театральном действии, — считает Янковская. —
«Музыкальные слова» или «фигуры» складываются в яркий, запоминающийся
образ, который переходит из одного произведения в другое — и вот уже можно
узнать по своеобразному движению голосов «мотив креста» (символ распятия
Христа) или «ритмы радости», печальные «стоны» покаянной молитвы или
нежное волнообразное движение — взмах «ангельского крыла»… Словно
озвучиваются таинственные письмена при чтении Книги жизни, явленной через
музыку.

«Разрешите представиться!» — в этой главе автор рассказывает об устройстве
иркутского органа, насчитывающего 1 836 труб. У него 28 регистров, 20 из них
относятся к двум клавиатурам для рук (мануалам), а 8 — к педальной (ножной)
клавиатуре. Эти подробности устройства иркутского органа не случайны,
потому что каждый инструмент индивидуален в подборе голосов —
регистров, количестве мануалов и вспомогательных устройствах.

Сколько удивительных концертов было исполнено на органе за 25 лет! Первые
абонементные циклы рассказывали об истории инструмента и его устройстве:
«Океан гармонии», «История хорала», «Логика и фантазия», «Живая Библия».
Эти программы были посвящены жанрам органной музыки. Далее было «Время
в звуке, слове, живописи» в исполнении ансамбля солистов Иркутской
филармонии под руководством заслуженного артиста Владимира Карпенко,
который сумел соединить выразительную музыку с поэтическим словом.

Звучали в концертном зале и «Органная азбука», и «Музыкальный дилижанс».
Значительным событием в музыкальной жизни нашего города стала программа
«Все произведения И.С. Баха для органа» в исполнении солистки филармонии
Людмилы Мацюра, комментировала концерты кандидат искусствоведения
Марина Токарская. В разное время в органном зале работали камерный
оркестр, руководил которым Лев Касабов, ансамбли «Барокко», «Концертино»,
трио «Рондо», солисты, заслуженные артисты России Наталья Головина,
пианист Борис Изаксон, скрипач Юрий Кузьмин. Вспоминаются иркутянам
выступления датчанина Кнута Вада, англичанина Малькольма Радленда, поляка
Анжея Хоросиньского, солистов из Франции и Японии, Венгрии, Румынии,
Югославии. Поистине, «органная музыка выводит из привычной нам звуковой
сферы и вводит в сферу событий космических!..» — цитирует Янковская
высказывание патриарха российской органной культуры Браудо.

На одном дыхании читается «Сибирское чудо», рассказывающее о мире
органной музыки, удивительном духовном преображении, происходящим с
каждым, кто проникнется ею. Лидия Янковская, первая иркутская
исполнительница игры на органе, кроме музыки, подарила нам настоящее
сибирское чудо — свою книгу, которую закончила словами поэта Николая
Ушакова:

…Там, над облаками эпох,

С улыбкой на губах,

Ведут беседу Бах и Бог,

Седые Бог и Бах!

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры