издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Андрей Трошин

Первыми на областном конкурсе «вычислили» нынешнего
«Учителя года» школьники, члены детского жюри,
работавшего параллельно со взрослым: именно Андрею
Трошину, преподавателю русского языка и литературы
иркутской гимназии N 3, поставили они высшую оценку
за 20-минутный урок-импровизацию «Гибель Пушкина».
«Меня его урок просто потряс, — признался Ярослав
Кородюк, школьник из пос. Пивовариха. — Завидую
ребятам, которые у него учатся». Ну а Трошина,
которого под занавес конкурса какими только лаврами
не увенчали, больше всего тронула именно их,
школьников, высокая оценка.

Вообще-то учителем Андрей Сергеевич стать не
собирался, хотя и в пору студенчества уроками
практиканта Трошина преподаватели восхищались.
Однако он, тогда уже обремененный семьей, не мог
себе позволить будущность «бедного учителя». Но, как
ни отбивался Андрей от своего призвания, оно
все-таки отыскало его — в лице директора школы N 40
(а позже гимназии N 3) А. Сопина. Пришел Александр
Александрович на встречу с 5-курсниками в
педагогический университет, поговорил с ними по
душам и — буквально «обаял» Трошина. Так Андрей
Сергеевич стал учителем.

В его профессиональной судьбе Сопин сыграл,
безусловно, решающую роль. И сегодня Трошин на него
равняется. Вот почему в предложенной на конкурсе
анкете на вопрос: «Ваш кумир в профессии?» — ответил:
Александр Александрович Сопин. «Другие называли
Амонашвили или еще какие-то признанные авторитеты,
но они ведь где-то там, далеко от нас, — говорит
Андрей Сергеевич, — а Сопин — вот он, рядом, я
вижу его дела».

Литературу Трошин считает предметом предметов. Не
потому, что она важнее, скажем, физики или химии, а
потому, что функция другая — глобальная: воспитание
души. «Технарь может научить человека водить
трактор, — ссылается он на чье-то понравившееся ему
высказывание, — а литератор — объяснить, зачем
человеку вообще нужно за руль садиться». Да именно в
этом задача: с помощью Пушкина и Достоевского,
Толстого и Тургенева помочь детям разобраться, для
какой цели им вручен «руль» собственной жизни, какие
цели и приоритеты выбрать и как «рулить», чтобы не
занесло жизнь под откос.

Ну а что же сегодня думает лучший учитель области
насчет своей профессии — не ошибся? «Нет, —
говорит, — вне педагогики себя не мыслю». И теперь,
казалось бы, достигнув согласия с собой, заслужив
обожание учеников, идти да идти вперед, наращивая
профессиональный потенциал, но… Когда
возвращаешься после работы домой, в общежитие с
коридорной системой, где на 16 квадратах их трое, —
тут уж не до самосовершенствования. И вот эта
прозаическая проблема — что заноза в его жизни. Как
человек ответственный, он хочет обеспечить жене и
сыну нормальные условия жизни. Как учитель — не
имеет для этого возможности. Даже в перспективе. «На
квартиру мне не скопить никогда». На таком
психологическом разломе не один хороший педагог
школу покинул… Впрочем, роль «бедного учителя» не
в амплуа Трошина: всегда подтянутый, собранный, в
школе он — воплощение интеллигентности: негоже по
поводу житейских трудностей ученикам плакаться.

На вялотекущие реформы в нашем образовании у Трошина
свой, учительский, взгляд. «Главное — сделать так,
чтобы в школу пришел хороший учитель, — считает он.
— Очень много умнейших людей ушло в другие сферы,
не выдержав безденежья. Их надо вернуть. Все
упирается в личность».

Вот эти бы слова Учителя божьей милостью да в уши
наших министров, который уже год мучающих школу
разными нововведениями. Тогда, может, и реформы не
спотыкались бы, как сейчас, а вприпрыжку побежали. А
может, и вовсе не понадобились бы.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры