"Традиция не значит пыль..."
За несколько дней до премьеры спектакля «Мнимый больной»
по пьесе Мольера художественный руководитель Иркутского
академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова
Г.В. Шапошников провел пресс-конференцию в своем кабинете.
Журналистов, надо сказать, было немного, так что все
отлично там разместились. Могло сложиться впечатление,
что иркутских журналистов театральная жизнь города интересует
либо мало, либо не интересует вообще. Я имею в виду
театральную жизнь, как она есть — от начала работы
до выпуска спектакля. Наверное, время такое — нам подавай
только сенсацию. Вот если бы режиссер подрался с директором,
тогда бы отбою от нас не было — телевидение, радио,
газеты, все пошли бы на штурм академического. Но,
к счастью (для прессы — к сожалению), ничего такого
не произошло. Геннадий Викторович просто рассказал о
грядущей премьере и о направлении, в котором движется
театр сегодня.
Из беседы стало понятным, что художественный руководитель
ценит театр живой — значит, дающий зрителю ключ к нахождению
ответов на вопрос, поставленный театром. По мнению самого
режиссера, театр — это не костюмированный рассказ по
ролям. И даже показывая классику, он должен говорить
современным языком, понятным зрителю, зритель же в свою
очередь является необходимым звеном зрелища: спектакль,
в определенном смысле, выходит на сцену «сырым», а присутствие
зрителя вносит последнюю коррекцию, и представление
обретает законченную форму.
Но мы отвлеклись от главного — от премьеры спектакля.
Итак, Мольер, «Мнимый больной» — пьеса эпохи французского
классицизма должна заговорить на современном языке.
Не следует ждать того, что, взяв с собой пьесу в печатном
варианте, вы найдете полное соответствие тексту перевода.
Это как раз то, о чем говорилось выше. Какие-то сцены
переставлены (от чего не страдает логика), чего-то просто
нет. Текст упрощен таким образом, чтобы он был понятен
сегодняшнему зрителю. Да и актеру такой текст запомнить
легче, он концентрируется не на длине фразы, а на ее
смысле. И потом — игра…
По словам Шапошникова, «Мнимый больной» призван открыть
(или приоткрыть) завесу проблемы, актуальной не только
в нашем городе, но и в стране в целом: проблемы подавления
личности человека авторитетной мыслью.
Все это — личный взгляд Геннадия Викторовича. Однако
это не означает, что личный взгляд одного человека
показывается через призму мольеровских героев. Напротив,
эта проблема изначально была заложена самим автором
в момент написания и сейчас она себя проявила. Сразу
же возникает вопрос: как? На этот вопрос ответ дает
сам спектакль. Остается ждать премьеры, и все на ней
присутствующие найдут ответы на вопросы, поставленные
театром и самими зрителями. Так что до встречи на премьере!