издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Глас народа

  • Автор: Пресс-служба администрации Иркутской области

Кафедрой социальной и экономической психологии Байкальского государственного университета экономики и права был проведен ряд исследований по проблемам реформы жилищно-коммунального хозяйства Иркутской области с точки зрения социальной психологии. Результаты данных исследований предлагаются нашим читателям.

Как известно, на территории Иркутской области работают так называемые
«пилотные» проекты. В рамках этих проектов управляющие компании
оказывают услуги по обслуживанию жилищного фонда с применением
прогрессивных форм содержания жилья. Об этом не раз говорилось со страниц
газет и экранов телевизоров. Но как сами жители приняли эти нововведения?
Как они реагируют и как оценивают данные услуги?

Такие вопросы были заданы жителям домов, которые обслуживаются
«пилотными» проектами. Кроме того, специалисты БГУЭП решили узнать об
отношениях населения с жилищными организациями обычной формы
обслуживания. Результаты оказались интересными.

Всего было опрошено 867 человек из трех городов (Иркутск, Ангарск,
Шелехов) и пос. Марково Иркутского района.

Опрос показал повышенный по сравнению с обычным обслуживанием
уровень удовлетворенности (и соответственно снижение неудовлетворенности)
у жителей, чьи дома находятся в ведении «пилотных» организаций. Оказалось,
что жители из домов «пилотного» обслуживания по сравнению с обычным
удовлетворены (полностью или частично) работой служб ЖКХ более чем в 1,6
раза. Так, к примеру, число жителей города Шелехова, довольных
обслуживанием управляющих компаний, более чем в два раза превышает тех,
кого устраивает обычная система.

О том, что внедрение «пилотных» проектов приносит свой положительный
эффект, позволяют говорить ответы респондентов из обслуживаемых домов на
вопрос: в какую сторону изменилось качество обслуживания на территории
вашего проживания по сравнению со старой ЖЭКовской системой? Более
43% жителей г. Ангарска и 25 % жителей г.Шелехова однозначно отвечают, что
обслуживание изменилось в лучшую сторону.

Жители из домов «пилотного» обслуживания чаще положительно, чем
отрицательно реагируют на новую систему. Об этом говорят ответы на вопрос:
хотите ли вы, чтобы управляющая компания продолжала обслуживание
вашего дома? Только 15% населения не хотят продолжать работу с
управляющими компаниями. Это говорит о высоком профессиональном
уровне «пилотов» и надлежащем отношении к жильцам.

Об определенных положительных результатах внедрения «пилотных» проектов
позволяют говорить и некоторые другие данные опросов.
Во-первых, жителей домов «пилотного» обслуживания по сравнению с
обычными реже волнуют наболевшие проблемы ЖКХ.
Имеются в виду проблемы с уборкой мусора, обеспечением горячей водой,
состоянием подъездов и подвалов.

Значительные расхождения в ответах, которые наблюдаются в домах
«пилотного» и обычного обслуживания в г. Шелехове, подтверждают
положительные сдвиги при обслуживании домов управляющими компаниями.

Во-вторых, жители из домов «пилотного» обслуживания в полтора раза чаще,
чем жильцы обычного обслуживания (35,9 против 23,8%) ожидают от реформ
такого эффекта, как снижение квартирной платы, и реже ссылаются (6,8 против
11,3% ) на возможность появления ненужных посредников между жильцами и
коммунальными службами.

В-третьих, среди жителей домов «пилотного» обслуживания при ответе на
вопрос об эффективности контроля за деятельностью служб ЖКХ больше
людей, которые считают контроль полностью или частично эффективным
(28,7% против 21,5% у жителей из домов обычного обслуживания).

В-четвертых, жители домов «пилотного» обслуживания лучше
информированы о сущности и проблемах реформы со стороны работников
муниципальных органов, жилищных контор и от городских властей (24,8%),
чем респонденты из домов обычного обслуживания (11,6%). По-видимому,
здесь сказывается и более высокая заинтересованность первых в
рассматриваемой проблеме.

Интересным можно считать факт, что жильцы из домов «пилотного»
обслуживания реже считают ответственными за неудовлетворительное
состояние ЖКХ городские и районные администрации (в сумме — 28,2%), чем
жильцы домов обычного обслуживания (49,0%). По-видимому, появление
конкретных исполнителей коммунальных услуг будет снижать остроту
данной проблемы.

И, наконец, нельзя не сказать о том, что жильцы домов «пилотного»
обслуживания с большим интересом участвуют в проведении разных
конкурсов на лучший подъезд, дом, двор (23,8%), чем жильцы домов
обычного обслуживания (7,4%). Скорее всего, здесь сказывается стремление
управляющих компаний активней привлекать жителей к решению
общественных проблем. А это заметная дополнительная помощь в их
деятельности.

Есть существенные различия в информированности жителей населенных
пунктов о реформе. Интересен тот факт, что наиболее информированы со
стороны местных властей жители города Шелехова (среди участников
«пилотного» проекта данного города — 28,3%). Затем следуют Ангарск, пос.
Марково и Иркутск. При этом информацию из названных источников чаще
получают жильцы домов «пилотного» обслуживания.

В анкете также присутствовал вопрос, ответы на который являются
своеобразной оценкой жителями деятельности местных властей по контролю
за работой жилищно-коммунальных служб.
Наиболее высоко оценивают работу местных властей по контролю за
деятельностью служб ЖКХ жители Шелехова. Самая низкая оценка — у
жителей пос. Марково.

Сумма ответов: «контроль обычно малоэффективен» и «никакого контроля не
наблюдается» — в Марково составляет 74,7%. Недалеко от Марково ушел
Иркутск — 73,3%.

Результаты деятельности местных властей, администраций населенных
пунктов по организации работы служб ЖКХ всегда отражаются на внешнем
облике их городов.

Большинство жителей пос. Марково дали такую характеристику своему
населенному пункту: грязный, заброшенный, неуютный, дорогой для жизни,
старый, убогий. Так что недовольство людей вполне понятно.

Жители Иркутска не намного лучшего мнения о своем городе: грязный,
неуютный, заброшенный, но удобный для жизни, озелененный.

Жители г.Ангарска характеризуют свой город как чистый, удобный для
жизни, озелененный, любимый, благоустроенный, уютный и удобный для
детей.

Жители Шелехова отзываются о городе как о самом озелененном, удобном для
жизни, чистом, солнечном, благоустроенном, родном.

Конечно же, такие характеристики очень многое могут сказать о деятельности
местных властей, администрации, служб ЖКХ. Впрочем, данные организации
во многом теряют, если взваливают весь груз жилищно-коммунальных
проблем на себя, не привлекая к их решению жителей города или района. Уже
не раз говорилось о тех формах работы, благодаря которым жители могут
активно участвовать в поддержании чистоты и улучшении состояния своих
дворов и подъездов.

В целом данное исследование дает основания предположить, что на сегодня
активность жителей населенных пунктов по решению коммунальных проблем
явно недостаточна и не выходит за рамки собственных квартир.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры