Село ждет инвестиций
Для чего нужен закон о снижении региональной ставки налога на прибыль организаций Кто хотя бы раз бывал в сельскохозяйственных районах нашей области, знает эту картину: заброшенные деревни, пустые фермы, заросшие сорняком поля, разбитая техника, безработные люди... Но, несмотря на эти последствия аграрных реформ, Иркутская область сохранила сельскохозяйственное производство. Основная отрасль АПК - сельское хозяйство является системообразующей структурой села, где проживает 16,3% населения области. Именно эта отрасль обеспечивает рабочие места в пищевой промышленности, торговле и в других сферах экономики. На сельскохозяйственных угодьях Иркутской области производится шесть процентов валового регионального продукта народного хозяйства области. Доля продовольствия местного производства в общем объеме розничного товарооборота составляет более половины. В настоящее время сельское хозяйство Иркутской области полностью обеспечивает потребности населения в картофеле, овощах, яйцах. По другим видам продукции доля собственного производства в объеме потребления по молоку и молочным продуктам составляет 95,5%, по мясу 57,1%.
У многих сельхозтоваропроизводителей в сегодняшних условиях не хватает
оборотных средств, ежегодно значительный ущерб наносят природно-стихийные
бедствия, за девять последних лет засуха повторялась семь раз, наводнения — три
раза, не редкость сильные снегопады и дожди. Только за 2002-2003 гг.
ущерб от
природно-климатических бедствий составил более 700 млн. рублей. Все эти
факторы не дают возможности сделать низкими цены на продовольствие для всего
населения. В нынешнем 2004 году в соответствии с «Программой развития
сельскохозяйственного производства области на 2002—2005 годы» планируется
увеличить рост валовой сельскохозяйственной продукции на 4,5% к уровню
прошлого года. Достичь поставленной задачи можно, сочетая систему мер
государственной поддержки с использованием внутренних ресурсов хозяйств и
привлечением внебюджетных источников инвестиций.
Экономические условия сегодня заставляют более эффективно развиваться и
работать все отрасли сельскохозяйственного производства. Иначе в Сибири не
выжить. Во многом залогом успеха развития сельского хозяйства в Иркутской
области становятся процессы интеграции, которые основаны на кооперации
общественного труда. В настоящее время более 40 хозяйств области входят в
интеграционные объединения — 16% от общего числа. В 2003 году только эти 16%
произвели 55,8% сельхозпродукции от общего объема производства. Инвесторы
только в течение последних пяти лет вложили в сельское хозяйство более 2 млрд.
рублей. Для сельскохозяйственных организаций, не участвующих в
интеграционных объединениях, администрация области не в состоянии значительно
увеличить бюджетную поддержку, чтобы поддержать рентабельность их
производства. Поэтому создание интеграционных объединений, привлечение
инвестиций в сельское хозяйство с участием промышленных предприятий —
едва ли ни единственный и реальный выход из сложившейся ситуации.
В настоящее время интеграционные объединения в Иркутской области можно
разделить на два типа — созданные на базе сельхозпредприятий, где предприятием-
инвестором является организация со статусом сельскохозяйственной, и созданные
на базе предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, где
предприятием-инвестором является организация переработки сельхозпродукции.
Обе группы базовых предприятий действуют в условиях разных налоговых режимов.
В частности, первая группа базовых предприятий, относясь к
сельхозтоваропроизводителям, в силу законодательства о налогах и сборах не является
плательщиком налога на прибыль организаций (в доле продукции сельского
хозяйства) и до недавнего времени — налога на имущество, в то время как, вторая
группа предприятий является плательщиком этих налогов в полном объеме, что
ставит инвестиционные возможности этих организаций в неравные условия.
Вместе с тем в регионе практически не осталось сельскохозяйственных
организаций, способных выступить интегрирующим звеном по отношению к
убыточным хозяйствам. Ресурсы же предприятий переработки, которые можно было
бы направить в развитие собственной сырьевой базы, ограничены. Именно об этом
говорили промышленники еще в декабре 2002 г. на областном совещании по
вопросам развития агропромышленного комплекса Иркутской области на 2003—
2006 г., где были озвучены предложения о предоставлении налоговых льгот
промышленным, перерабатывающим и другим предприятиям, участвующим в
интеграционных объединениях и вкладывающим финансовые и материальные
ресурсы в развитие сельскохозяйственных предприятий. Эта инициатива была
поддержана администрацией области.
Сегодня действуют два механизма стимулирования инвесторов. Оба
механизма преследуют цель стимулирования инвестиционной активности в
определенных секторах экономики, оба зависят от величины налоговых отчислений
в областной бюджет налога на прибыль организаций и объема инвестированных
средств. Учитывая все плюсы и минусы, выбор специалистов областной
администрации был сделан в пользу создания механизмов стимулирования
инвестиционной деятельности на основе предоставления налоговых льгот. Что
касается федеральной политики налоговых реформ, то, безусловно, отказ от
практики применения налоговых льгот по большинству действующих налогов более
чем обоснован. Однако исключения лишь подтверждают правило, и федеральный
законодатель с этим согласен: в ходе изменения распределения ставок налога на
прибыль организаций между уровнями бюджетной системы (Федеральный закон от
07.07.2003г. N 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений во вторую часть
Налогового кодекса Российской Федерации») возможность устанавливать
пониженный уровень региональной ставки для субъектов федерации была сохранена.
Нормативно-правовой основой разработки законопроекта «О ставке налога на
прибыль организаций в части сумм, зачисляемых в областной бюджет для
налогоплательщиков, осуществляющих инвестиции в развитие сельского хозяйства»
служит статья 284 главы 25 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которой
субъектам РФ делегировано право устанавливать пониженный размер региональной
налоговой ставки для отдельных категорий налогоплательщиков. Нижний предел
понижения региональной налоговой ставки в соответствии с законами субъектов
Российской Федерации для отдельных категорий налогоплательщиков не может быть
ниже 13%.
Разработанный законопроект в полной мере реализует вышеуказанное
право субъекта федерации и предусматривает для налогоплательщиков,
осуществляющих инвестиционные вложения в развитие
сельхозтоваропроизводителей на территории Иркутской области, возможность уплачивать
налог на прибыль организаций в части сумм, зачисляемых в областной бюджет, по
ставке 13% вместо 17%.
Механизм, прописанный в законопроекте, находится на стыке
инвестиционного, налогового и бюджетного законодательства, что зачастую не
позволяет трактовать одни и те же термины однозначно. Так, например, налоговое
законодательство, к сожалению, не содержит определения понятия «инвестиции».
Писать же налоговый закон целесообразнее в налоговых терминах, поэтому в
законопроекте наряду с использованием терминов, применяемых в налоговом
законодательстве определены такие понятия, как «источник инвестиций», «категория
налогоплательщиков», «механизм контроля за величиной выпадающих доходов».
Конструкция законопроекта предложена специалистами УМНС по Иркутской
области и УБАО и сходна с отмененной в 2001 году конструкцией инвестиционной
льготы по налогу на прибыль, в отношении которой у налоговых органов наработана
как практика предоставления, так и практика контроля за ее целевым
использованием.
Представленный на рассмотрение сессии Законодательного собрания
текст законопроекта является плодом коллективного труда не только
структурных подразделений администрации области, но и представителей
администраций сельскохозяйственных районов Иркутской области,
предприятий перерабатывающей промышленности. Вместе с текстом
законопроекта представлены положительные заключения на данный
законопроект от УМНС РФ по Иркутской области и Усть-Ордынскому
Бурятскому автономному округу, территориального управления МАП по
Иркутской области, прокуратуры области и территориального управления
Минюста РФ по Иркутской области.
Применение законопроекта позволяет достичь компромисса между
величиной выпадающих доходов областного бюджета и необходимостью
применения общедоступных механизмов стимулирования инвестиционной
деятельности на территории региона. Кроме того, использование данного
механизма позволит увеличить объем инвестиций в сельское хозяйство и с
учетом других источников финансирования дополнительно обновить основные
фонды, а также решить проблему обеспечения технологического процесса
необходимыми оборотными средствами, особенно в период полевых и
уборочных работ.
В случае одобрения данного законопроекта ЗС Иркутской области его
действие будет распространяться на отношения, возникающие после 1 января
2005 года, — таково требование Налогового кодекса РФ. Однако уже в текущем
периоде данная мера, без сомнения, будет воспринята инвесторами как
улучшение инвестиционного климата на территории региона, а следовательно,
возможно, будет начата работа по подготовке соответствующих
инвестиционных решений, реализация которых начнется с 2005 года.