Нефтяной курс
Верхнечонскнефтегаз задумал свой трубопровод Не дожидаясь решения Правительства РФ о маршруте магистрального нефтепровода на восток, иркутская компания "Верхнечонскнефтегаз" может начать строительство трубы с Верхнечонского нефтегазоконденсатного месторождения. Правда, протянется она лишь до Усть-Кута. Таким образом, на севере Иркутской области может быть создана своя система транспортировки нефти. Она объединит пять месторождений, которые принадлежат разным компаниям.
Акционеры ОАО «Верхнечонскнефтегаз» (ВЧНГ) всерьез думают о начале промышленной
разработки Верхнечонского нефтяного месторождения в ближайшие три года. В мае
специалисты ОАО «ТНК-ВР», владеющего 62% акций ВЧНГ, намерены обсудить проект
строительства трубопровода Верхняя Чона-Усть-Кут. По словам проектного менеджера ТНК-
ВР Сергея Тулинова, речь идет о строительстве полевого нефтепровода и возможности
ежегодной прокачки по нему около 400 тыс. тонн углеводородного сырья.
Верхнечонское нефтяное месторождение с запасами 200 млн. тонн открыто в 1978 году и пока
считается самым крупным в Восточной Сибири. Оно расположено в Катангском районе, в 400
км от Усть-Кута — железнодорожной станции Байкало-Амурской магистрали и крупного
речного порта на реке Лена. До настоящего времени собственник лицензии на месторождение
не предпринимал попыток к его промышленному освоению. Месторождение интересовало
инвесторов как сырьевая часть проекта строительства нефтепровода из Восточной Сибири на
восток. Будь то предложенный ЮКОСом «Ангарск-Дацин» или «Ангарск-Находка» и
«Тайшет-Находка», подготовленные ОАО «Транснефть».
Между тем Сергей Тулинов не исключает, что ВЧНГ может приступить к опытно-
промышленной эксплуатации месторождения без привязки к конкретным срокам и маршруту
большого нефтепровода, создав временную схему транспортировки сырой нефти. В этом
проекте компания обречена на сотрудничество с предприятиями, которые уже заняты
разработкой малых нефтяных месторождений. При строительстве трубы с Верхней Чоны до
Усть-Кута за основу планируется взять технологию, уже использованную ООО «Иркутская
нефтяная компания» (ИНК), которому через дочерние компании принадлежат лицензии на
добычу углеводородного сырья на Марковском, Ярактинском и Даниловском
нефтегазоконденсатных месторождениях на севере Иркутской области.
Собственно, часть нефтепровода уже построена. ИНК в течение двух лет в Усть-Кутском
районе эксплуатирует полевой нефтепровод Яракта-Марково протяженностью 114 км. «Наши
специалисты с удивлением обнаружили, что прокачка нефти по нему ведется круглый год,
даже в сорокашестиградусный мороз», отметил Сергей Тулинов. Партнером ИНК является
ООО «Дулисьма», занимающееся разработкой Дулисьменского месторождения в Киренском
районе. Осенью прошлого года «Дулисьмой» была протянута труба для врезки в нефтепровод
Яракта-Марково. В 2005 году в транспортную систему Дулисьма-Яракта планируется
включить еще более северное Даниловское месторождение.
Председатель совета директоров ИНК Николай Буйнов подтвердил факт переговоров с ВЧНГ.
Он сообщил, что транспортировка нефти Верхнечонского месторождения возможна по
проложенным компанией нефтепроводам и предварительно вопрос об оказании таких услуг с
руководством ОАО «Верхнечонскнефтегаз» был обсужден. Николай Буйнов не исключает
совместного ведения работ с ВНГ на отрезке Даниловское -Дулисьма.
В настоящее время ИНК работает над проектом строительства нефтепровода Марково-Усть-
Кут с пропускной способностью 900 тыс. тонн нефти в год. Сегодня до районного центра
нефть доставляется автомобильным транспортом. С ростом добычи углеводородов это будет
явно затруднено. В 2004 году ИНК планирует увеличить добычу нефти на 40 тыс., до 100 тыс.
тонн, а затем в течение двух лет увеличить мощности в шесть раз.
По словам мэра Усть-Кутского района Владимира Сенина, в 2003 году на муниципальные
нужды было направлено 32 тыс. тонн местной нефти, которая была использована как
котельное топливо. Власти, безусловно, заинтересованы в развитии нефтяной отрасли на
территории района, к тому же здесь разведано не более 20% запасов углеводородного сырья,
подчеркнул он. В то же время мэр заявил, что местные власти готовы к сотрудничеству с
нефтяниками при условии привлечения к работам местных жителей. В нынешнем году
муниципалитет согласовал «Транснефти» на предынвестиционной стадии проект
строительства трубопровода «Тайшет-Находка», его нитку планируется потянуть через весь
район.
Сейчас нефть за пределы Усть-Кута вывозится, в основном, железнодорожным транспортом.
Как пояснил Николай Буйнов, отгрузка сырья производится на дальневосточные НПЗ, в том
числе на Комсомольский НПЗ ОАО «Роснефть». В ИНК считают для себя неактуальным
строительство перерабатывающих мощностей на территории района. «Все усилия
сосредоточены на создании транспортной системы и работе на месторождениях», —
констатировал Николай Буйнов.
В ТНК-ВР пока воздерживаются от комментариев относительно потенциальных потребителей
верхнечонской нефти, а также возможных транспортных решений вывоза нефти из Усть-Кута
до строительства магистрального нефтепровода. «Очевидно, что железная дорога может стать
в этом деле серьезным подспорьем, — считает один из наших собеседников. — Глава ОАО
«Российские железные дороги» Геннадий Фадеев уже продемонстрировал заинтересованность
монополии в расширении сотрудничества с нефтяниками, подписав недавно с ЮКОСом
договор об увеличении транзита нефти в Китай, за два года более чем в два раза, до 15 млн.
тонн». Он предположил, что железнодорожный маршрут ВЧНГ, вероятнее всего, будет
альтернативным ЮКОСовскому и пройдет по БАМу на Дальний Восток.
По оценкам аналитика компании «Атон» Дмитрия Лукашева, проект строительства полевого
нефтепровода с Врехней Чоны рассчитан на нынешнюю высокую цену на нефть и может быть
ориентирован на экспорт в Китай. Экономика проекта очень спорная: объем транспортировки
в три миллиона баррелей — пределен по рентабельности, окупить инвестиции будет сложно,
считает он. Между тем Дмитрий Лукашев не исключает, что эффект от проекта будет
достигаться тем, что Верхнечонское месторождение начнет разрабатываться заранее, и к
моменту строительства магистрального нефтепровода будет максимально подготовлено.