Куклы играют в цирк
Если театр кукол работает с инициативой, находится в творческом поиске, в нем возможны любые превращения и чудеса. Возможны постановки трагедий и комедий, даже психологической драмы. Возможен и цирк, каким его придумал Даниил Хармс для театра марионеток, который работал в 30-е годы при Ленинградском отделении Союза писателей.
«Странная» пьеса — «Цирк Шардам» лежала невостребованной долгие годы, при
всем репертуарном голоде театры не обращались к ней. Нашел и придумал, как
поставить ее, режиссер из Новосибирска Сергей Иванников. Он зримо в
образной выразительности, сценографии, музыкальном оформлении
представил, как может выглядеть спектакль, предложив его постановку
областному театру кукол «Аистенок». Актеры с большим энтузиазмом взялись
за работу, предполагающую иную эстетику, в отличие от той, которой ранее
отдавалось предпочтение. Результат — веселое представление, соединяющее два
вида искусства — театральное и цирковое.
Я смотрела спектакль, на который зрителей специально не организовывали,
взрослые приходили со своими детьми и покупали билеты в кассе. В театре был
аншлаг. «Ребята, не бойтесь, когда в зале погаснет свет», — предупредил
директор Андрей Калиниченко, приветствуя зрителей. Правда, один из совсем
юных, лет двух-трех, все же заплакал, но только на минутку, и в зале наступила
тишина. Дети, мамы и папы, бабушки и дедушки смотрели спектакль с большим
интересом, приветствуя аплодисментами каждый номер, как и принято на
представлении, которое нравится.
Спектакль начинался с игры разноцветных световых лучей, принимающих
формы шаров и прочих фигур, возможных при компьютерном наборе. На
верхней площадке, как и положено, расположился оркестр. Маленькие куколки
играли на трубах, флейтах, барабане — всех музыкальных инструментах,
сопровождающих парад-алле и выступление артистов. Показанные номера были
настоящими, с кордебалетом, наездниками, эквилибристами, фокусниками,
дрессированными собачками и клоунадой. Придуманы они режиссером с
расчетом на трансформацию для кукольного представления.
Актеры, в черных одеждах на черном фоне, управляя марионетками, остаются
почти незамеченными, создавая на сцене эффект реальности происходящего
действия и в то же время иллюзии, которая и есть составная часть циркового
искусства.
Задачи актеров в этом спектакле усложнены, их куклы не просто могут
жестикулировать руками, ходить по сцене, открывать ротики. Марионетки здесь
способны выполнять сложные трюки, правда, несколько утрированно, с долей
шутовства. Не надо забывать, что пьеса написана одним из самых веселых и
парадоксальных писателей ХХ столетия — Даниилом Хармсом. Ирония — основа
спектакля, его сценическая игра. Не случайно в программке жанр определен
как «веселое представление для детей и взрослых».
Действие спектакля этот жанр оправдывает. Взрослый, живой человек, некто
Вертунов, приходит в кукольный цирк и просит, чтобы ему позволили
выступать. Он настойчив, вездесущ, оправдывает свою фамилию. Директор
цирка — кукла, привыкшая ничему не удивляться. Актеры Андрей Дюков и
Виктор Воронцов довольно успешно ведут дуэт своих находящихся в
конфронтации персонажей. Один постоянно появляется в самых неожиданных
местах, другой строгим окриком прогоняет его. Человек
оказался зависим от всесильной куклы и, главное, в отличие от нее, неуклюж.
Кукольно-цирковое представление, поставленное Сергеем Иванниковым,
выстроено в конфликтных столкновениях, в интриге, объемно проявляющей
характер каждой марионетки. Довольно простое оформление, придуманное
тоже режиссером, функционально, оно может скрывать актеров, управляющих
куклами, и высвечивать в местах, где необходимо их присутствие в живом
плане. Это своеобразная игра, в которой дети могут поверить тому, что
выступают живые куклы, и в то же время узнать, что ими управляют дяди и
тети — актеры, призванные совершать в своем театре чудеса. Эта игра увлекает и
взрослых, она демонстрирует фантазийный мир театра, которому не устаешь
удивляться.
Образы марионеток, придуманные художником и выполненные конструктором
Сергеем Огуловым — изящной, похожей на куклу Барби, гимнастки Матильды
Дердидас, полного восточной экзотики эквилибриста Каба-Лаба, фокусника
Вани, лошадки, клоуна, веселой своры крохотных дрессированных собачек
— разноплановы, каждый со своим характером и той долей бесстрашия, которая
необходима для выступлений в цирке. Веселой кутерьмой этих персонажей
управляют заслуженные артисты Любовь Калиниченко и Анатолий Попов,
актеры Александр Шлюндиков, Галина Улан, Надежда Светлова.
Надо заметить, что некоторые из них пока не могут уловить заданный ритм
спектакля, особенно в репризах между отдельными номерами. Когда актер
надолго замолкает в паузе, замирает и его кукла, только что демонстрировавшая
чудеса сценической трансформации. Возможно, некоторая замедленность —
из числа издержек, свойственных премьерным спектаклям, в дальнейшей его
эксплуатации возникнет необходимая сценическая свобода и динамика. А
пока…
Добрый финал помогает забыть недочеты актерской игры, аплодисментами
зрители благодарят их за чудесное спасение полюбившихся персонажей. Все
тот же Вертунов нечаянно разбил аквариум, в котором должно было проходить
второе действие, потом выпустил на свободу прожорливую акулу и сам же ею
был съеден. Все с той же «вертуновской» находчивостью смог выбраться из ее
чрева, выпустить воду и спасти всех героев. Это помогло ему
поступить на работу в цирк. Актер Андрей Дюков берет в руки куклу
шталмейстера и становится равноправным членом дружной кукольно-цирковой
семьи.
«Цирк Шардам», написанный Даниилом Хармсом по законам жанра театра
кукол, получил достойное воплощение на сцене нашего «Аистенка». Смена
творческих устремлений пошла ему на пользу, «омолодила кровь», заставила
биться в современных ритмах пульс.