От хрустального башмачка до "прожорливой" обувки
В запасниках областного краеведческого музея хранится свыше 450 000 экспонатов. Собранные за несколько столетий со всего Иркутского края, а распространялся он от Енисея до Аляски и Алеутских островов, многие стали раритетами и сохранились только в музее. Из многочисленных коллекций одна из самых интересных - коллекция обуви. Сегодня часть ее можно увидеть в выставочном зале музея, расположенном в Спасской церкви.
Устроители выставки, вспомнив пословицу «Дело в шляпе», решили ее
подправить: «Дело в обуви». Каждый человек должен твердо стоять на ногах,
чтобы хорошо делать свое дело. Обувь может стать и метафорическим
образом, например, как башмачки Золушки, которые в отличие от золотой
кареты, кучера и быстрых лошадей не исчезли в полночь, а остались реальной
вещью, помогли сказочной героине из замарашки превратиться в принцессу.
Опоэтизировав бытовую, утилитарную вещь, сделав ее символом чуда,
музейщики назвали свою выставку «Хрустальный башмачок». Ее автор Елена
Добрынина рассказывает:
— На протяжении веков формировалась коллекция обуви, часть которой здесь
экспонируется. Вниманию посетителей мы представляем только
иллюстративно небольшой отрезок истории. Показать образцы древней обуви
мы не можем, потому что Иркутску всего 340 лет. На протяжении многих
веков Россия называлась лапотной, считалось, что многие представители
россиян ходили только в валенках или сапогах. Распространялось это суждение
и на сибиряков.
На самом деле валенки в Сибири не носили до конца ХIХ века, а лапти вообще
были не в ходу. О сапогах мечтал каждый крестьянский парень, особенно из
бедных слоев. Их приобретали к свадьбе и сразу заказывали две пары галош,
чтобы сапоги меньше изнашивались. Богачи смеялись: «Сапоги с галошами, а
во дворе нет лошади». Экспозиция выставки показывает обувь коренных
народов Сибири — бурят, якутов, тофов. Расшитые кожей, бисером, лентами,
красуются в витринах высокие этэрбэсы, гутулы, онучи, чиромники,
изготовленные из юфтовой и оленьей кожи, сшитые из меха унты. Рядом обувь
попроще — русских крестьян, которые пришли в Восточную Сибирь более трех
веков назад.
Иркутск всегда находился и находится на перекрестке крупных торговых
путей, ведущих в Европу, Монголию, Китай, Корею, Японию.
Путешественники привозили и дарили музею прекрасные образцы обуви
народов Востока. Сабо, крохотные женские туфельки, другие экзотические
экспонаты представлены на выставке отдельной витриной. Представлен и ХХ
век, который не так далеко ушел от нас. Целое столетие отмечено самыми
разными модными тенденциями. ХХ век лихорадило: шпильки сменялись
платформами, толстыми, тонкими, фигурными каблуками. Причем каблуки и
носы — это самая видоизменяющаяся часть обуви, особенно носок, который
постоянно пытается куда-нибудь влезть. Многие женщины знают
разновидности носков, которые меняются с периодичностью в два-три года.
«Современная мода на носатую обувь началась в Бургундии в ХIV веке, —
продолжает рассказ Елена Добрынина, — носы доходили до семидесяти
сантиметров. Такую обувь разрешалось носить только принцам, а то, что
считалось модным у нас в прошлом и позапрошлом году, носили
простолюдины. Очень изящная обувь начала ХХ века — ботиночки, туфли из
лайки, привезенные в Иркутск из Варшавы. Несколько изделий второй
половины ХХ века, материалы для которых производились в нашей области и
шились на фабрике «Ангара», открывшейся в 1962 году».
На выставке показаны изделия, производившиеся в Иркутске, и те, что были
привезены из-за границы. Один из последних образцов 2000 года, рубежная
модель итальянского производства — серая замшевая туфля. Рядом —
специализированная обувь для бальных и народных танцев. И, конечно,
современная, предоставленная на выставку салоном обуви «ALBA». Сапожки
все еще с удлиненным, острым носом, а вот в летних моделях уже заметно его
округление.
Экспозиция, начавшаяся с хрустального башмачка, заканчивается башмаком,
названным «прожорливым», потому что он все время просит каши. Это
иллюстрация к сказке Алексея Толстого «Прожорливый башмак». В ней
заглавный герой испугал и уничтожил злую рожу, пытавшуюся съесть в доме
всех, включая няньку.
Мир обуви, показанный в выставочном зале краеведческого музея, стал и миром
познаний. В викторине, которую провели сотрудники музея, посетителям было
задано множество замысловатых вопросов, требующих не только умения
логически мыслить, но и смекалки. Молодые люди вспоминали литературные
произведения, в названиях которых упоминается обувь. В тот же день в
историческом отделе по улице Карла Маркса открывался салон «Музыкальные
вечера в Мавританском зале», звучала
классическая музыка в исполнении ансамбля «Байкал-барокко».
Краеведческий музей сегодня все чаще становится местом живого общения
прошлого с настоящим.