Что мешает работать напрямую?
На протяжении всей советской эпохи государство, которое контролировало все и вся, не сильно интересовалось тем, как соотносятся грандиозные пятилетние планы с реальными потребностями населения. Тем более что в условиях дефицита тот минимум, который предоставлялся гражданам, оказывался достаточным для удовлетворения основных потребностей населения. Однако сейчас, с расширением наших представлений о том, насколько широк спектр доступных товаров и услуг, мы начинаем понимать, насколько общество потребления отличается от воздвигнутого в годы советской власти режима "каждому -- по заслугам".
Немаловажно и то, что, лишившись единственного
поставщика-монополиста, граждане могут выбирать
того, у кого именно они будут приобретать
необходимые им вещи. Самим определять, в каком
случае соотношение цены и качества их устраивает, а
в каком случае имеет смысл обратиться в другое
место. Осталось лишь несколько отраслей, где
конкуренция пока лишь начинает развиваться. Их можно
перечислить по пальцам: это железные дороги,
энергетика, жилищно-коммунальное хозяйство… Но и
они начинают двигаться в направлении свободного
рынка.
Основной принцип, определенный правительством и
президентом страны, — это конкуренция среди
поставщиков при равном доступе к магистральным
коммуникациям. В случае с железнодорожным
транспортом это собственно пути и локомотивы. В
случае с газом это доступ к трубе. В случае с
электроэнергетикой — к линиям электропередачи, и так
далее. Таким образом государство пытается создать
справедливые условия для конкуренции различных
производителей (точнее, поставщиков, раз мы говорим
о приоритете потребителя) независимо от формы или
структуры собственности или объемов производства.
Но если с некоторыми конкурентными видами
деятельности дело обстоит достаточно просто
(например, для путешествия по федеральной трассе
Иркутск — Братск вы можете сесть в муниципальный
или частный автобус или воспользоваться такси), то в
других случаях существуют естественные сложности, к
которым добавляются проблемы искусственного
характера. Примером здесь может стать
энергоснабжение ряда городов области.
Как известно, основные энергетические мощности
Приангарья объединяет ОАО «Иркутскэнерго» —
энергокомпания, 40 процентов акций которой находится
у государства. Однако электроэнергия, вырабатываемая
станциями, не всегда поступает напрямую в дома
жителей области. И причина здесь не в том, что
энергетики не хотят напрямую работать с населением,
то есть со своим непосредственным потребителем.
Проблема в том, что существовавшая в советские
времена схема хозяйствования, рассчитанная на
совершенно другую экономическую реальность и порядок
взаиморасчетов, в ряде городов сохранилась и по сей
день.
Типичный случай такого архаизма — предприятие
«Облкоммунэнерго». Не обремененная своими
генерирующими мощностями, эта структура занимается,
по сути, посредничеством между «Иркутскэнерго» и
населением. Получая электроэнергию по одной цене,
посредник доставляет ее населению уже значительно
дороже. После чего, согласно экономической логике,
должен расплатиться с собственным поставщиком,
провести необходимые ремонтные работы и т.д. На деле
все выглядит совсем иначе.
И дело здесь не в том или не столько в том, что
посредник в лице «Облкоммунэнерго» ведет себя
непорядочно по отношению к своим партнерам. И вовсе
не потому, что директора филиалов этого предприятия
несколько своеобразным образом расходуют деньги,
остающиеся после неуплаты своих обязательств. С
точки зрения обычного потребителя, проблема как раз
в отсутствии того качественного товара, за который
он будет платить охотно, потому что он ему нужен. А
свет, согласитесь, это уже далеко не роскошь. Тем
печальнее видеть, как на нем греются структуры,
параллельные производственному процессу.
Но самое удивительное: иногда филиалы
«Облкоммунэнерго» раздувают свои затраты до такой
степени, что «Иркутскэнерго», чтобы доставить
электроэнергию до той самой «лампочки Ильича», не
только ни копейки не получает, но и платит
посреднику за доставку своей же продукции! Ситуация,
по меньшей мере, нелепая. Однако, это факт. Согласно
существующему законодательству, тарифы для
перепродавцов, устанавливаемые РЭК, учитывают их
фактические затраты, в которых может быть заложен не
только ремонт трансформатора, но и покупка
автотранспорта («Волги» для директора филиала), и
много других не менее полезных статей.
В предварительных расчетах «Облкоммунэнерго» на 2004
г. сразу несколько филиалов предполагалось сделать
«самоокупаемыми» за счет отрицательных тарифов. При
этом посредник «зарабатывает» дважды! Первый раз
посредник получает разницу между тарифами от
«Иркутскэнерго». Второй раз он «зарабатывает» на
получении денег собственно с потребителей, в том
числе и населения. При этом, если даже тариф не
является отрицательным, на смену прямым выплатам
посредникам от энергетиков приходят обычные
невыплаты и накопление долгов. Вот такая безупречная
схема по изъятию чужих средств.
Для наглядности приведем цифры. Филиалы
«Облкоммунэнерго» покупают электроэнергию у
«Иркутскэнерго» по цене от минус (!) 3,8 коп./кВт-ч
до 14,2 коп./кВт-ч. Продают же посредники по ценам
от 22,4 и 32 коп./кВт-ч (для сельского и городского
населения) до 36,36 коп./кВт-ч для прочих
потребителей. Общий долг «Облкоммунэнерго» достигает
100 млн. руб., и никаких положительных изменений не
наблюдается. А это значит, что вся эта сумма прямо
или косвенно ложится на остальных потребителей,
потому что задачу надежного обеспечения населения и
предприятий области никто не отменял, и
«Иркутскэнерго» вынуждено латать финансовые дыры
либо кредитами, либо отвлечением средств с других
проектов, в том числе ремонтных, инвестиционных,
экологических.
Неужели в такой убогой и устаревшей форме видится
реформа в энергетике? Необходимо поэтапно
ликвидировать лишние звенья, которые не только
мешают развитию прямых взаимоотношений
заинтересованных сторон, но и обходятся в серьезную
копеечку. И если «Иркутскэнерго» будет работать по
снижению издержек, сокращать затраты, повышая
эффективность, а в то же время посредники из года в
год будут свои затраты только наращивать, проиграет
конечный потребитель электроэнергии, а итоги реформы
в «большой энергетике» на нас с вами никак не
отразятся.
В прошлом году уже велась речь о создании на базе
«Облкоммунэнерго» единого предприятия по
энергоснабжению потребителей области, в котором
акционерами бы выступили ОАО «Иркутскэнерго» и
администрация Иркутской области. Однако пока дело не
сдвинулось с мертвой точки. Время покажет, какой из
подходов возобладает, но хочется надеяться на то,
что этот подход будет прежде всего в интересах
жителей области.