От выборов до выборов
Председатель избирательной комиссии Иркутской области Виктор Игнатенко рассчитывает на рост политической активности в регионе
— Виктор Васильевич, прокомментируйте, пожалуйста, как
были организованы президентские выборы в Иркутской области.
— В каждой избирательной кампании несколько составляющих. Если взять правовую
составляющую прошедших выборов, то жалоб на организацию избирательного
процесса ни в областную избирательную комиссию, ни в суды не поступало. Так
что, можно сказать, с правовой точки зрения выборы прошли на безупречном
уровне. С организационной точки зрения большая работа была проведена органами
местного самоуправления. В области было
образовано 1573 избирательных участка. Все они прошли паспортизацию
и соответствовали технологическим нормативам.
— Как вы оцениваете уровень явки избирателей в нашем регионе?
— Явка составила 52,44%, поэтому с юридической точки зрения выборы считаются
состоявшимися. Но я думаю, что в Иркутской области явка могла быть и больше.
Считаю, что не в полной мере были использованы возможности голосования вне
помещения избирательного участка. У нас, к сожалению, есть такие избирательные
участки, где ни один человек не проголосовал таким образом,
особенно в больших городах. А ведь есть пожилые люди, больные, которые
сами просто не могут прийти на избирательный участок. Надо было в рамках
избирательной кампании проводить определенную работу, ходить по квартирам и
разъяснять, что, если вы не сможете прийти проголосовать, к вам придут
члены участковой избирательной комиссии. В этом направлении слабо работали
штабы кандидатов в президенты, партии. Если говорить о нашем регионе,
то по сравнению с выборами в Государственную Думу, с предыдущими выборами
в Законодательное собрание, выборами губернатора достигнутый
показатель можно считать высоким. Но он
ниже, чем в 2000 году на выборах президента в Иркутской области, а в
рамках страны мы вообще на предпоследнем месте.
— Каковы, по вашему мнению, причины такой низкой явки?
— Во-первых, когда на выборах есть явный лидер, это приводит к низкой
политической конкурентности, поэтому некоторые избиратели считали: а зачем
идти, все равно Путина изберут. Вместе с тем в отдельных случаях низкая явка
была реакцией на местные злободневные социально-экономические
проблемы. Так что теперь политикам необходимо проанализировать итоги этой
избирательной кампании с точки зрения использования возможных резервов на
будущих выборах.
— А какие еще выборы пройдут в текущем году в нашем регионе?
— 3 октября у нас состоятся выборы в Законодательное собрание
Иркутской области. Кроме того, в летний период пройдут выборы в 19
муниципальных образованиях. В том числе будут избираться депутаты районных и
городских Дум, а в Киренском районе состоятся выборы главы района. В связи с
этим необходимо проанализировать причины относительно низкой явки
избирателей по отдельным территориям.
— Если говорить о Законодательном собрании, то ведь его в этом году ждут не только
выборы, но и десятилетний юбилей. Расскажите немного об истории этого
органа представительной власти.
— Начиналось все на заре 90-х годов. Сначала
был избран Иркутский областной совет. Однако вскоре стало ясно: советы не
вписываются в новую систему разделения властей. Возникла необходимость в
создании не просто представительного, а именно законодательного органа,
который в рамках полномочий субъекта РФ мог бы регулировать общественные
отношения. Идея создания Законодательного собрания была заложена еще в
первом проекте Устава Иркутской области в 1992 году. Отмечу, что само название
«Законодательное собрание» для нового представительного органа было тогда
предложено мною. Вокруг идеи его создания тогда возникло много споров, многие
не могли воспринять, как это в Иркутской области будут приниматься законы.
Потом осенью 1993 года произошел кризис федеральных властей, после этого была
принята новая Конституция, которая и создала предпосылки для создания
дееспособной законодательной власти. В результате в 1994 году были проведены
первые выборы законодательного органа Иркутской области, создано
Законодательное собрание.
— Каковы основные этапы становления областного парламента в нашем регионе?
— Главная заслуга Законодательного собрания первого созыва, которое было
избрано на два года, — это принятие Устава Иркутской области.
Законодательное собрание второго созыва, избранное в 1996 году, обеспечило
становление системы областного законодательства, принятие основных законов в
сфере государственного строительства, формирование избирательного
законодательства, законодательства о местном самоуправлении и других
нормативно-правовых актов. Законодательное собрание третьего созыва, которое
было избрано в 2000 году, в этом году завершает свои полномочия. Его основной
задачей стало совершенствование регионального законодательства, приведение его
в соответствие с федеральным, которое постоянно изменяется.
— Как вы оцениваете деятельность Законодательного собрания в течение этих десяти
лет?
— Должен отметить, что оно внесло большой вклад в становление и укрепление
правового статуса Иркутской области, в урегулирование общественных
отношений, которые возникают на территории области, в отстаивание интересов
Иркутской области как субъекта РФ и в организацию различных сфер
жизнедеятельности в Иркутской области. За 10 лет, можно сказать, произошло
становление нашей региональной законодательной системы. По ряду вопросов
Иркутская область в числе первых среди субъектов РФ принимала законы по
урегулированию общественных отношений. Например, в числе немногих
Иркутская область приняла закон «О квотировании рабочих мест для инвалидов», в
числе первых приняла законы «Об архивах и архивном деле», «О библиотечном
деле».
— Каким вы видите Законодательное собрание четвертого созыва, которое предстоит
избрать в этом году?
— Оно будет отличаться ото всех предыдущих, поскольку предстоящие выборы будут
проводиться по смешанной избирательной системе, то есть 22 депутата будут
избираться по одномандатным округам, 23 — по партийным спискам. Так что будет
открыта новая страница в истории Законодательного собрания. Я надеюсь, что и
областной парламент следующего созыва будет профессиональным и станет
принимать законы в интересах населения Иркутской области.
— Какими будут, с вашей точки зрения, его основные задачи?
— Сейчас в стране готовится проведение муниципальной реформы, и задача
Законодательного собрания четвертого созыва — нормативно-правовое
обеспечение муниципальной реформы в Иркутской области, административно-
территориальной реформы. Кроме того, на мой взгляд, следует рассмотреть
возможности принятия законов, позитивно влияющих на экономику Иркутской
области.
— Как, на ваш взгляд, на работе нового Законодательного собрания скажется участие
представителей партий?
— Мы в общем-то приступили к созданию цивилизованной формы парламента. Ведь
невозможна реализация политической ответственности Законодательного собрания
без участия в нем партий, когда политическое лицо парламента характеризуется
политической анонимностью и не ясно, чьи интересы выражает тот или иной
депутат. Поэтому, с точки зрения реформы законодательной власти и политической
системы, включение партий в избирательный процесс — это стратегически важное
решение, которое следует приветствовать. Но предстоит пройти еще длительный
путь до того момента, когда будет сформирована устойчивая система партий.
— Как вы считаете, сколько партий примет участие в выборах и сколько из них
сможет получить депутатские мандаты?
— При выборах в Законодательное собрание к распределению депутатских мандатов
допускаются только те избирательные объединения, которые набрали не менее 5%
голосов избирателей. Я думаю, что в выборах будет участвовать немного блоков —
от 1 до 3, в основном партии будут выступать самостоятельно. Полагаю, их будет
около 10. Сколько из них пройдет — зависит от избирателей. Практика других
субъектов показывает, что места в парламенте завоевывают от 3 до 5 партий.