"По просьбе тамошних бурят..."
Балаганск - родина первого в Сибири сельского училища, предшественика современных школ. Этому училищу исполняется 200 лет В номере за 2 августа прошлого года "Восточно-Сибирская правда" под заголовком " Наглядный урок" опубликовала письмо, в котором его автор Татьяна Сушкевич предлагала создать в поселке Тыреть музей местной школы. Предложение автор аргументировала тем, что в этом году школе исполняется ровно 100 лет. Не отвергая идею автора письма и с уважением относясь к его инициативе, хочется, тем не менее, предложить создать аналогичный музей и в Балаганске. С той разницей, чтобы был у музея официальный государственный статус и чтобы его ценности входили в реестр культурного наследия Иркутской области.
Могут возникнуть закономерные вопросы: почему
именно в Балаганске, а не в каком-либо другом населенном
пункте должен прописаться этот музей? Что у нас, в самом
деле нет других подходящих мест?
Разумеется, места есть. У нас практически любой
поселок с более чем вековой биографией имеет на это
право. И все же на роль носителя такой миссии у Балаганска
оснований значительно больше, чем у какого-либо
иного населенного пункта. Поскольку претендует
он на это право по принципу исторической преемственности.
В пользу Балаганска говорят неоспоримые аргументы.
Во-первых, Балаганскому училищу в 2004 году исполняется
200 лет. И, во-вторых, с него начинала свой отсчет
времени система образования для сельских жителей не только
Иркутской губернии, но и всей Сибири.
Историческое обоснование, согласно которому Балаганск
имеет законное право на такой музей, содержится в известных
историкам «Записках к общей ведомости о состоянии
училищ Казанского учебного округа за 1804 год»,
составленных попечителем Казанского учебного округа,
который сообщает, что «Иркутской губернии, в городе
Балаганске открыто иноверческое училище июля 20, по
просьбе тамошних бурят, кои приняли оное на свое содержание».
Как известно из документов, ровно два века назад, по
«показаниям» летописей того времени, на огромном пространстве
от Урала до Тихого океана имелось всего восемь
общеобразовательных школ, в которых учились лишь
331 человек. Пять учебных заведений из перечисленных
находились в Иркутске. В них обучались в основном дети
аристократов и богатых людей.
Парадокс, но, присоединяя сибирские территории, царское
правительство почти полтора столетия не проявляло
рвения способствовать повсеместному распространению знаний, в том числе,
среди выходцев из сельской местности. Свою промашку оно попыталось
исправить принятием «Устава университетов»,
«Устава учебных заведений, подведомственных университетам» в начале 19 века.
Эти прогрессивные по меркам того времени документы
предполагали содержание приходских училищ за счет городских
и крестьянских обществ и на средства благотворителей.
Воспользовавшись новыми законотворческими актами,
к 1817 году только в одной Иркутской губернии
этим правом не замедлили воспользоваться жители 13 населенных
пунктов. Оперативнее же всех на ослабление
общеобразовательного режима откликнулись, как уже отмечалось,
буряты Балаганского уезда, открывшие первыми
не только в селах Иркутской губернии, но и во всей
Сибири свое приходское училище. Тогда, к слову сказать,
не было еше школ, предназначенных даже для русских крестьян.
Первые из них возникли позже Балаганского — в Западной
Сибири в 1811 году. Одно училище
называлось Тарское, а второе — Тюменское. А в поселениях
Восточной Сибири школы для детей русских крестьян
появились спустя пять лет после этого.
О том, что школа в Балаганске была прародительницей
всей сельской системы образования Сибири и что она
двести лет назад создавалась по ходатайству местных
бурят, свидетельствуют результаты исследований
известного в
Иркутской области учителя и историка бурятской школы
Владимира Ивановича Андреева, столетие со дня рождения
которого на днях отметил его род Одор. У этого ученого, бесконечно
преданного науке и обладающего исследовательской
страстью жюльверновского Паганеля, весь мир был сконцентрирован
в архивах. Это был его мир приключений,
приносящий поразительные открытия. Кстати, бурят по
национальности, Владимир Андреев считал, что без
русской культуры его народ потеряет себя.
Интересно, что ступить на тропу знаний и проникнуться
русским духом историку пришлось из-за вмешательства
полиции.
Однажды у Андреевых украли корову. Отец будущего
учителя по имени Ермолай обратился за помощью к уряднику.
Тот, выслушав произнесенную на бурятском языке
взволнованную тираду о пропаже коровы, вдруг вынес
неожиданное решение. Вместо того, чтобы наказать похитителя,
выписал штраф жалобщику… за незнание русского языка.
Сообразив, за что его подвергли наказанию,
глава семейного рода, слывший улигершином, знающим
полностью один из устных вариантов «Гэсэра», тут же усадил
будущего историка бурятской школы на скамью двухгодичной
церковно-приходской школы, не пожалев последних денег.
При случае род Одор с почтением вспоминает того урядника.
Благодаря ему Владимир Андреев прошел весь курс приобщения
к знаниям и в конце концов оставил в наследство
ценнейший клад сведений, сконцентрированных в
его нескольких книгах, особенно в «Истории бурятской
школы». В этой книге, изданной полвека назад, он с
уверенностью констатирует, что сельское обучение
стартовало именно с «рядового заштатного городка Балаганск».
Владимир Андреев раскопал в архивах и имя первого
учителя Балаганского училища. Им был
Гавриил Надеждин, ссыльный из приказных. На должность
учителя Гавриил Надеждин попал по указу губернатора.
Как свидетельствуют поднятые Андреевым документы,
прежде чем допустить до учеников, первого учителя
подвергли экзамену по русскому языку. Приступив к
своим обязанностям, Надеждин преподавал чтение и письмо
на русском, арифметику, понятие о должностях человека
и гражданина. Впоследствии вместо урока понятия о должностях
и гражданина ввели чтения из священного писания.
Окончившие училище занимали должности писарей и
их помощников в управлениях «.
Балаганское училище неоднократно закрывалось и снова
открывалось. Причины были разные. Происходило это и
по желанию местных жителей, переставших видеть в нем
«луч света в темном царстве», и по распоряжению начальства.
Содержалось оно на средства благотворителей.
Огромную роль в его судьбе сыграли учитель Николай Алексеев,
шуленга (глава рода) Балаганского ведомства Маклашинов.
Каждый из них пожертвовал на нужды школы около
полутора тысяч рублей, по тем временам представляющие очень
большую сумму. Училище располагалось в деревянном срубе,
крытом драньем. Стекла в окнах заменяла слюда.
Отапливалась изба, по всей вероятности, железной
печью. В ней имелись комната для обучения и отдельное
помещение для учителя.
В первый год Балаганское училище закончили 16 человек.
Затем в его стенах постигали грамоту по 25 человек
ежегодно.
Обучение в Балаганском училище проходил и первый бурятский лекарь
Дамба Хуреганов.
После Балаганска следующим учреждением образования для бурят
Приангарья стало открывшееся спустя тридцать
лет Аларское Бажеевское училище. А всего на протяжении
девятнадцатого века
для бурят было открыто 35 приходских училищ.
Старое здание училища в Балаганске
не сохранилось. Оно утрачено в результате переезда поселка при
затоплении ложа Братского водохранилища.
Открытие первых училищ было огромным шагом в
борьбе против поголовной неграмотности сельского населения.
Как проводит эту мысль в своей до сих пор не
утратившей практического значения книге В.И. Андреев,
сельские школы были форпостом, противостоящим лженауке,
распространяемой в буддийских дацанах. Такой науке,
согласно которой слывший большой ученостью один
лама, например, считал, что затмение солнца происходит
от того, что «величайший из демонов Архал Шутхур
(из темного царства) хочет схватить солнце и с ним борется».
А причину землетрясения этот же лама объяснял
тем,» что под землей есть большая золотая лягушка,
которая поворачивается, и потому происходит землетрясение».
Отмечая отрицательную роль ламаистской системы образования, ее вред,
Владимир Андреев писал, что даже к концу 19 века в
32 дацанах Иркутской губернии обучалось
около семи тысяч человек. Даже
в первые годы советской власти дацаны составляли серьезную
конкуренцию государственной образовательной
системе. В то время в буддийских монастырях обучалось
свыше четырех тысяч человек.
Именно в эти годы становления новой власти на передний
край борьбы с безграмотностью вышел и
один из первых среди бурят доктор педагогических наук
Владимир Андреев, родившийся в улусе Маньковском
Боханского района, который свою трудовую билографию начал
с учительствования в школе N1 этого же района, а
затем переключился на преподавательскую работу в
техникумах и вузах Иркутской области и Бурятии. Благодаря
его честным и добросовестным работам в качестве
историка мы теперь знаем, как нелегко развивался
общеобразовательный процесс и как он двести лет назад стартовал с
маленького Балаганска — родины первого сельского училища
в Сибири.