издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Ворота на восток и на запад

О перспективах Иркутского аэропорта Аэропорт Иркутск является крупнейшим аэропортом в Восточной Сибири. Географически он находится на пересечении основных транспортных потоков. Однако за последние 30 лет практически не производились инвестиции в обновление и развитие производственных мощностей предприятия. Обслуживание воздушных судов и пассажиров сегодня находится на невысоком уровне, и существует угроза его конкурентоспособности. -- Есть ли выход из создавшегося положения, -- с таким вопросом корреспондент "Восточно-Сибирской правды" Борис АБКИН обратился к генеральному директору ФГУП "Аэропорт Иркутск" Алексею Ивановичу КУЛИКОВУ.

— Я думаю, есть. Мы разработали программу развития
предприятия на 2004 — 2008 годы, состоящую
из комплексного плана мероприятий, позволяющих осуществить
интенсивное развитие аэропорта, сохранить его положение
в качестве одного из лидирующих международных аэропортов
России.

Программа предусматривает два основных направления.
Первое — это развитие авиационной
деятельности, и второе — неосновной деятельности.
Кроме того, программа предусматривает необходимые организационные
изменения, а также мероприятия в сфере социальной и
кадровой политики.

— Алексей Иванович, воздушный транспорт имеет особое
значение для Российской Федерации как средство обеспечения
дальних магистральных пассажирских сообщений. Ему нет
альтернативы в регионах, лишенных средств наземного
транспорта, а также на дальних и средних пассажирских
перевозках. Наша область, да и вся Сибирь, — яркий тому
пример.

— Конечно. Поэтому сеть аэропортов России в перспективе
будет перестроена на основе создания базовых аэропортов:
крупных пересадочных узлов (хабов) и региональных аэропортов.
Это позволит не только оптимизировать систему авиалиний,
но и значительно повысит качество местных авиаперевозок.

Для достижения этих целей наше государство предусматривает:

— создание условий для обновления основных фондов аэропортов
и внедрение современных технологий для обеспечения международного
уровня работы пересадочного узла (большая пропускная
способность, высокая технологичность и качество сервиса
на всех этапах перевозки пассажиров и грузов);

— оптимизацию сети аэропортов в России с учетом геополитических
интересов государства и экономической целесообразности;

— повышение эффективности деятельности аэропортов за
счет расширения спектра предоставляемых услуг, в том
числе в неавиационной деятельности;

— завершение приватизации и акционирования объединенных
авиационных предприятий с одновременным разделением
их на независимые хозяйствующие субъекты — авиационные
компании и аэропорты.

— Но вернемся к Иркутску…

— Аэропорт Иркутск — крупнейший в Восточной Сибири.
Он занимает удачное географическое положение с точки
зрения прохождения основных транспортных потоков. Однако
на сегодняшний день производственные мощности предприятия
значительно устарели, физически и морально. Последний
капитальный ремонт зданий и сооружений, а также замена
оборудования производились 30 лет назад. Все это привело
к известной потере конкурентоспособности нашего аэропорта
и к тому, что в ближайшем будущем у нас возникнут сложности
в обслуживании новой авиационной техники.

Инвестиции в восстановление производственных мощностей
аэропорта стали осуществляться лишь в последние годы.
С конца 2001 года выполнен большой объем
мероприятий, направленных на развитие аэропорта.

Было осуществлено строительство 400-метрового участка
взлетно-посадочной полосы (ВПП);
установлена новая светосигнальная система посадки
на ВПП; произведены ремонт ограждения и установка вышек
охраны по периметру аэропорта; частичная реконструкция
международного и внутреннего аэровокзалов; перестройка
контейнерной площадки грузового склада в склад отправленного груза;
модернизация цеха бортового питания службы авиационного
сервиса; ремонт и оборудование диспетчерской
службы перевозок, приобретение цифровой телефонной станции,
двух перронных автобусов, другой спецтехники, перевооружение
служб предприятия и многое-многое другое, о чем можно
было бы говорить как о фактах внимания к Иркутскому
аэропорту и с нашей стороны, и со стороны администрации
области и Министерства транспорта России.

Мы существенно модернизировали вычислительную
технику, увеличили инвестиции в социальную сферу,

Закрыли центральную котельную, и теперь предприятие подключено
к теплоисточнику центральной сети города. Жилье передано
в муниципальную собственность.

Выполнены обязательства по коллективному договору.

— В результате?

— В результате все это позволило
вывести предприятие из предкризисного состояния, в котором
оно находилось в конце 90-х годов.

— Казалось бы, гендиректору только радоваться: ведь
действительно за короткое время удалось сделать немало.

— Но, вы знаете, нельзя останавливаться на достигнутом.
Современная авиационная промышленность выдвигает качественно
новые требования к приему и обслуживанию воздушных судов
и пассажиров. Так, к концу 2005 года ожидается замена
части авиационного парка на новейшие типы воздушных
судов (как российского, так и зарубежного производства).

Существующая взлетно-посадочная полоса аэропорта все
еще накладывает ограничения по взлетной массе для крупных
судов (типа Ан-124, Боинг-747), а рулежные дорожки аэропорта
не приспособлены для постоянного приема широкофюзеляжных
судов с низкорасположенными двигателями (Ил-86, Ил-96).
Места стоянок самолетов требуют усиления покрытия
и их переоборудования. Наконец, по заключению НИИ «Ленааэропроект»,
существующее покрытие взлетно-посадочной полосы потребует
ремонта, причем уже в 2005 году.

А ведь пассажиропоток растет, и растут требования к качеству
обслуживания пассажиров. Нужно следовательно увеличить
пропускную способность аэровокзалов, внедрять новые
технологии обслуживания пассажиров, багажа.

Я подчеркну особо: для качественного повышения конкурентоспособности
и прибыльности предприятия необходима постановка стратегических
целей, а значит, выполнение целого комплекса мероприятий,
направленных на их достижение.

— Алексей Иванович, Иркутская область занимает территорию
общей площадью 767000 кв. км, что практически равно
территории некоторых европейских государств.
Область располагает всеми видами транспорта, однако,
на мой взгляд, транспортная система развита чрезвычайно
неравномерно, ну, а отдаленные северные территории
обслуживаются только с помощью воздушного транспорта.
Тут вся надежда на вас…

— Аэропорт Иркутск является аэропортом федерального
значения и широко популярен не только среди российских
пассажиров, иностранных туристов, прибывающих в Иркутск, но и
у населения города. Да, аэропорт — одна из самых важных
нитей, связывающих Восточную Сибирь с остальным миром.
Ближайшие конкуренты предприятия, такие как аэропорты
в Братске и Улан-Удэ, вообще не в состоянии справиться
с таким потоком иностранных пассажиров, какой сейчас
существует у нас.

Близкое расположение от центра города обеспечивает низкие
расходы на проезд до аэропорта и оперативность передвижения,
которая очень важна при стыковках с железнодорожным
или автомобильным транспортом. Стоит принять во внимание
и тот факт, что Иркутск имеет довольно выгодное расположение
вблизи трассы POL-2. Этот маршрут соединяет
восточное побережье Америки (Нью-Йорк,
Бостон, Филадельфия, Чикаго, Детройт, Монреаль) и Юго-Восточную
Азию (Бангкок, Сингапур, Куала-Лумпур, Гонконг).

Одним из основных плюсов является наличие прямого трубопровода
от ОАО «АНХК» до аэропорта, что обеспечивает низкие
цены на авиационное топливо и бесперебойное снабжение.
Отмечу, что на территории аэропорта работают две топливозаправочные
компании: ЗАО «ВСТК» и ОАО «ТЗК Аэрофьюэлз».
Наличие двух предприятий создает конкуренцию между ними и приводит
к еще большему снижению цены на авиационное топливо.

— Это назовем плюсами нашего аэропорта…

— Хватает и минусов. Аэропорт имеет немалое количество
недостатков и отклонений от международных стандартов.
Это касается как состояния, длины и ширины ВПП, рулежных
дорожек и перронов, так и состояния аэровокзалов и аэропорта
в целом.

Как я уже говорил, капитальный ремонт и замена устаревшего
оборудования не производились на предприятии уже на
протяжении десятков лет.

С вводом в эксплуатацию новых типов воздушных судов
потребуются большие инвестиции как по ремонту и реконструкции
аэропорта, так и по приобретению соответствующей техники
и обучению персонала. При этом в аэропорту на сегодняшний
день отсутствует техника для обслуживания контейнерных
перевозок груза и багажа (погрузка и разгрузка багажа
в контейнерах является одним из требований Международной
ассоциации воздушного транспорта ИАТА).

Кроме того, качество обслуживания пассажиров в аэропорту
сегодня находится на недостаточно высоком
уровне, да и ассортимент дополнительных услуг для пассажиров
требует расширения.

Остро стоит вопрос с финансированием программы развития
аэропорта. Аэропорт не имеет достаточных
денежных средств на проведение работ по ремонту и модернизации
твердых покрытий аэродрома из-за
кредиторской задолженности за прошлые
годы и дефицита собственных средств, а напрямую зависит
от финансирования со стороны государства.

По стране в целом наблюдается тенденция к росту денежных
доходов. С расширением деловых и туристических связей
с зарубежными странами обозначился постоянный рост
пассажиропотока через аэропорт Иркутск. При этом в ближайшие
годы с расширением туристической активности на Байкале
ожидается резкое увеличение иностранных туристов и туристов
из других областей России. Растет и спрос на чартерные
перевозки: особо перспективные направления — Япония,
Китай, Таиланд, Монголия, страны Средней Азии и т.д.

Все это создает предпосылки для создания на
базе аэропорта трансферного хаба, где доля трансферных
пассажиров могло бы достичь 40%. Возможность обслуживания
кроссполярных рейсов связана с выгодным географическим
положением аэропорта, о чем я уже говорил.

Намечено преобразование аэропорта в акционерное общество;
оно запланировано на 2004 год. Это позволит предприятию
создать гибкую организационную структуру холдингового
типа, появится возможность для привлечения средств сторонних
инвесторов, и значительно упростится процедура привлечения
заемных средств.

— Алексей Иванович, по расчетам специалистов, к концу
2005 года произойдет частичная замена парка воздушных
судов на более современные типы, а к 2015 году — полная
замена парка. Если аэропорт Иркутск не будет переоборудован
для приема современных типов самолетов, он
не будет способен выполнять свои функции. Не так ли?

— Да, в настоящее время осуществляются инвестиции в
развитие аэропортов Красноярска и Новосибирска; при
этом заявлено, что эти аэропорты будут ориентироваться
на создание хабов для обслуживания трансферных перевозок.
Несмотря на сравнительную отдаленность этих аэропортов
от Иркутска, их активная политика может в будущем создать
значительные конкурентные преимущества с точки зрения
обслуживания трансферных пассажиропотоков, и как следствие —
упущенная выгода аэропорта Иркутск. И об этом нужно
думать уже сейчас, и не только нам, как вы понимаете…

Анализ сильных и слабых сторон предприятия с учетом
положительных и отрицательных факторов внешней среды
позволяет сформулировать основную стратегическую цель
и задачи предприятия.

Стратегическая цель — это создание крупного хаба Восточной
Сибири и вывод аэропорта Иркутск на позиции одного
из ведущих международных аэропортов России, обеспечивающего
высокий уровень обслуживания авиакомпаний и пассажиров.

Основные задачи при этом такие:

— реконструкция и модернизация ВПП, рулежных дорожек, мест
стоянок с целью обеспечения
приема современных типов воздушных судов;

— приобретение специальной наземной техники для их обслуживания;

— модернизация аэровокзалов и оборудования для обслуживания
пассажиров, создание условий для обслуживания трансферных
пассажиров;

— развитие дополнительных услуг пассажирам на территории
аэровокзалов и привокзальной площади.

Кроме того, с целью устранения слабых сторон предприятия
необходима реализация следующих мер:

— дальнейшее сокращение имеющейся кредиторской задолженности
и улучшение финансового состояния;

— преобразование организационной структуры предприятия
путем выделения непрофильных и обслуживающих видов
деятельности.

При этом следует отметить, что достижение поставленной
стратегической цели возможно лишь при концентрации
усилий и ресурсов предприятия на выполнении перечисленных
задач и недопущении отвлечения ресурсов на задачи, не
соответствующие сформулированной цели. Поэтому большая
ставка будет делаться на инвестиции.

Российские авиакомпании начинают замену старых воздушных судов
на современные типы (ИЛ-96, ТУ-204, ТУ-214, ТУ-334). Разработанная
программа освоения трансполярных маршрутов Северная
Америка — Юго-Восточная Азия требует осуществления
комплекса мероприятий по реконструкции и модернизации
существующих производственных мощностей аэропорта в
соответствии с международными стандартами.
Таких мероприятий большое число, и все они требуют немалых
усилий и средств. (К сожалению, только их перечень занял
бы довольно много места на газетной полосе).

Назову ожидаемые результаты.

По окончании реконструкции аэродромного комплекса и
доведения взлетно-посадочной полосы до норм 1-й категории
ИКАО аэропорт Иркутск сможет предлагать услуги
по приему и обслуживанию всех современных типов воздушных судов
авиакомпаний, пользующихся аэропортом в настоящее время,
без ограничений по взлетной массе.

Он сможет также принимать воздушные суда авиакомпаний,
выполняющих трансконтинентальные (в том числе трансполярные)
рейсы.

Это значительно повысит привлекательность аэропорта
для авиакомпаний и инвесторов, создаст возможности
для обслуживания возрастающего туристического и делового
пассажиропотока и обеспечит получение дополнительного
дохода от деятельности предприятия, что, безусловно, положительным
образом скажется и на развитии всего Приангарья.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры