издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Шанхайские надежды

На прошлой неделе из служебной командировки в Шанхай вернулась делегация Иркутской области во главе с заместителем главы администрации по экономической политике Ириной Думовой. В поездке приняли участие заместитель руководителя аппарата губернатора Дмитрий Люстрицкий и руководитель пресс-службы "Сибэкспоцентра" Татьяна Чухнова. Экспедиция представителей Иркутской области во второй по своему значению город Китая стала частью экзотического международного проекта, получившего личное одобрение президента.

По маршруту Крузенштерна

Будучи год назад во Владивостоке, Владимир Путин
посетил парусное учебное судно Государственного
морского университета имени адмирала Невельского
«Надежда». На борту фрегата «Надежда» и родилась идея
кругосветного плавания: президент высказал пожелание,
чтобы кругосветка стала демонстрацией добрых
намерений России. Путин предложил, чтобы во время
захода судна в порты разных стран мира на нем
проводилась презентация экономических и культурных
возможностей нашей страны. На
завершающем, восточном, этапе кругосветки в программе
презентаций особое место было отведено Иркутской области.
Это не случайно: Прибайкалье является важным звеном в
развитии международных связей России со странами
Азиатско-Тихоокеанского региона. В Иркутске
открыто представительство МИД Российской Федерации,
работает японский информационный центр. На усиление
позиций области работает и Байкальский экономический
форум, который в нынешнем году будет проводиться в
третий раз.

Фрегат «Надежда» вышел
в море 25 января 2003 г. из порта приписки
Владивосток. Цель — учебное кругосветное плавание в
ознаменование 200-летия первого российского
кругосветного морского похода под водительством Ивана
Крузенштерна и Юрия Лисянского. Маршрут максимально
приближен к первой российской кругосветке: Пусан,
Сингапур, Коломба, Аден, Гибралтар, Лондон, Рио-де-Жанейро,
Таити, Гонконг, Шанхай, Южная Корея… Всего
свыше двух десятков портов. Руководитель экспедиции —
проректор Морского университета Виктор Кононов,
капитан — Владимир Василенко. На борту фрегата 166
человек: 98 курсантов, 12 преподавателей, 47 членов
экипажа и группа ученых, которые используют
кругосветную экспедицию как уникальную возможность
для исследования Мирового океана.

Парус жил, парус жив, парус будет жить…

Во время похода фрегат, без отрыва от учебного и
научного процессов, принял участие в праздновании
300-летия Санкт-Петербурга, а также в двух престижных
парусных смотрах: фестивале «Delfsail — 2003»,
который ежегодно проходит в Дельфзейле, самом
западном порту Нидерландов, и в знаменитой регате для
парусников «Cutty Sark». На фестивале «Delfsail»
традиционно собираются последние «могикане» паруса.
«Надежда» нашла там старых знакомых:
«Мир» из Санкт-Петербурга и «Крузенштерн» из
Калининграда, украинский «Херсонес» и польский «Дар
молодежи», мексиканский «Гуатемок» и индонезийский
«Деваручи», а также парусники из Англии и Франции,
Италии, Нидерландов и Норвегии. Всего в регате приняло
участие около сотни парусных судов из более чем 20
стран мира. Среди 12 «одноклассников» «Надежда»
заняла 5-е место.

Обогнув мыс Горн,
пройдя острова Пасхи, Таити и Соломоновы острова,
«Надежда» посетила Гонконг и направилась в Шанхай,
где ее, в соответствии с договоренностью, встречала
делегация Иркутской области.

Зачем иркутянам далекий Шанхай?

Иркутяне провели в Шанхае четыре крайне насыщенных
дня. О них рассказали заместитель главы
администрации области Ирина Думова и заместитель
руководителя аппарата губернатора (а в недавнем
прошлом, заметим, сотрудник «Восточно-Сибирской
правды») Дмитрий Люстрицкий.

Российский фрегат «Надежда» вошел в Шанхайский порт
8 марта, на 13-м месяце кругосветного плавания.
Точного времени прихода «Надежды» в Шанхай назвать
никто не смог. Пришлось проявить смекалку: присмотрев
неподалеку от портовых причалов подходящий небоскреб,
иркутяне в компании работников российского
консульства отправились… на крышу. В качестве
подзорной трубы послужила мощная оптика видеокамеры.
Ждать долго не пришлось: через полчаса из-за
портовых пакгаузов показался белоснежный корпус российского парусника.

Китайские власти оказали уважение российскому судну,
предоставив для стоянки почетное место в центре
Шанхая на реке Хуанпу, неподалеку от здания
российского консульства, прямо напротив башни
телевизионного центра. Путь к причалу дался нелегко:
паруснику предстояло пройти под мостом, который
оказался ниже мачт «Надежды». Однако
китайский лоцман продемонстрировал свое мастерство:
на нижней точке отлива «Надежда» проскользнула под
мостом, лишь чуть-чуть чиркнув по бетонному пролету
кончиком громоотвода.

Шанхай огромен и многолик: его население
составляет 17 миллионов жителей, которые
работают на 40 тыс. промышленных предприятий.
Шанхай производит более 15 процентов всей
промышленной продукции страны и является крупнейшим
средоточием научно-технической мысли Китая. Шанхай —
крупнейший торгово-финансовый центр, в городе
находятся Всекитайский центр межбанковского
кредитования, Центр валютного обмена Китая,
крупнейшая в КНР фондовая биржа, биржи цветных
металлов, нефтепродуктов, золота, зерна. В порт,
который признан третьим по величине в мире, ежедневно
приходят сотни судов.

Произвести фурор в мегаполисе такого размера нелегко,
но «Надежде» это удалось. Во время пресс-конференции,
которая состоялась на борту парусника, на вопросы
представителей полутора десятков китайских
журналистов отвечали Генеральный консул РФ в Шанхае
Андрей Кривцов, специально прибывший из Пекина пресс-
атташе российского посольства Александр Исаев,
заместитель главы администрации Иркутской области
Ирина Думова и, разумеется, капитан «Надежды»
Владимир Василенко. Российский парусник замелькал в
программах новостей, на газетных полосах. В этом,
кстати, и заключался замысел презентации Иркутской
области именно на борту «Надежды»: для Шанхая
Иркутск, население которого меньше шанхайского
микрорайона, представляет небольшой интерес. Под
парусом же Иркутская область выглядит гораздо
заметней: Ирина Ивановна Думова рассказала о
потенциальных возможностях Приангарья, о направлениях
международного сотрудничества. Область готова
поставлять алюминий, лес, химическую продукцию. Нам,
в свою очередь, необходимы машиностроительное
оборудование и потребительские товары. Отдельной
темой проходили на презентации сырьевые ресурсы. Их
представил Валерий Пак, генеральный директор компании
«РУСИА Петролеум», приехавший на проходивший в те же
дни Шанхайский газовый форум.

Презентацией области на борту парусника работа иркутской
делегации в Шанхае не ограничилась. Иркутяне
приняли участие в семинаре-совещании, который прошел
под эгидой Российской торгово-промышленной палаты и
Шанхайского комитета по развитию и содействию внешней
торговле. Задача семинара заключалась в
предоставлении заинтересованным китайским компаниям
информации, необходимой для работы с Россией. В нем
приняли участие представители фирм, сотрудничающих с
Россией или намечающих такое сотрудничество, мэрия
Шанхая и специалисты Шанхайской академии общественных
наук. При всем размахе китайского
внутреннего рынка на нем по-прежнему остается ниша
для российского бизнеса. На совещании присутствовал
директор Шанхайского машиностроительного завода —
предприятия, которое одновременно является дилером в
Китае «КАМАЗа» и «Уралмаша».

Совещание показало, что китайцы готовы подходить к
расширению промышленных и торговых связей с Россией
серьезно. Ситуация обсуждалась глубоко и всесторонне,
начиная с международной обстановки и заканчивая
конкретными проектами. Китайские бизнесмены проявили
интерес и к потенциальным возможностям Иркутской
области, которые представила на семинаре Ирина
Думова. Она отметила: «В первую очередь их интересуют
энергоносители — нефть и газ, но не голословно: их
интересуют конкретные объемы, пути поставки и цены
(хотелось бы дешевле)». Развивающейся китайской
промышленности необходимы химическая продукция и лес.
И в отличие от предприятий северного Китая,
шанхайских бизнесменов в первую очередь интересует не
«кругляк», а готовые пиломатериалы! При этом Шанхай
готов инвестировать иркутские предприятия, способные
освоить современные технологии обработки древесины.
Проявили китайцы интерес и к байкальской воде. Не
секрет, что Шанхай испытывает значительные трудности
с питьевой водой. Бурный рост промышленности и
сельского хозяйства намертво «убил» экологию: воду
из-под крана пить нельзя даже кипяченой — только в
пластиковых бутылках.

В разговоре о торговле с Россией общее мнение высказал г-н
Пан Давей, профессор Шанхайской академии
общественных наук. Он дал позитивную оценку
российскому рынку и выразил сожаление, что рынок этот
в настоящее время отдан на откуп «челнокам»,
кооперативам и полулегальным фирмам, в основном из
слаборазвитых северных провинций Китая. Они подорвали
имидж китайского товара, нанесли ущерб не только
бизнесу, но и национальному престижу. Ведь товары
настоящего шанхайского качества давно завоевали
требовательные рынки Европы и США. Сегодня
предприятия Шанхая готовы поставлять в Россию
качественные товары любого ассортимента и для любого
кармана. Для этого необходимо провести анализ
реальных потребностей российского рынка и выходить на
него с серьезными проектами. Очевидно, что массовый
приход легального китайского товара положит конец
полукриминальному кустарному китайскому бизнесу.

Одной из площадок для сотрудничества может и должен
стать Байкальский экономический форум, на который от
лица губернатора Иркутской области Ирина Думова
пригласила представителей китайских деловых кругов.
Китайцы приняли приглашение с интересом.

Был затронут и вопрос трудовых ресурсов. Рабочих рук
в Китае избыток. Однако участники
согласились с тем, что в Россию надо поставлять не
только качественные товары, но и качественные трудовые
ресурсы. Не секрет, что Сибирь не самое
привлекательное место для китайцев: куда как больше
конкуренция за возможность выехать на заработки в США
и Южную Америку. В Россию попадают кадры наиболее
«отмороженные», те, кому ну уж никак не удалось
устроиться на своем месте. Конечно, тема продвижения в
слабо заселенную Сибирь избытков рабочей силы из Китая носит
проблемный характер, вызывает страх перед китайской
экспансией у обывателей. Даже некоторые ученые строят
лишенные оптимизма прогнозы: вот-де через пару
десятков лет по просторам Сибири будут «маршировать»
миллионы этнических китайцев. Тем серьезней
необходимо прорабатывать эти вопросы, заниматься
совершенствованием законодательства, контролем за
незаконными переселенцами. Но если мы хотим жить по
правилам рынка, то должны научиться конкурировать с
китайцами на рынке рабочей силы. У нас относительно
высокий уровень образования, квалифицированная
рабочая сила. В Германии, Франции, Голландии и других
странах черную работу, от которой отказываются
местные жители, давно уже выполняют гастарбайтеры.
Иного выхода (если Россия намерена идти в русле
мирового процесса, примет условия ВТО и вступит в
него) у нас не будет… Угроза экспансии должна не
пугать, а мобилизовывать общество, развивать
инициативу, привычку к необходимости вести
конкурентную борьбу.

Маленькая Россия в большом Шанхае

Яркие впечатления у иркутской
делегации оставила встреча с соотечественниками,
которые по тем или иным причинам постоянно живут в
Шанхае. «Русский клуб» — а именно так называется
объединение наших соотечественников — получил от
капитана официальное приглашение провести свое
собрание на борту парусника «Надежда». Среди членов
«Русского клуба» не только русские: украинцы,
молдаване, белорусы, буряты… Забавно выглядел
американец, говорящий по-русски с просто потрясающим
англо-одесским акцентом. Выяснилось, что Родион…
«просто одессит из Брайтона». Другой участник
вечеринки без лишних слов выставил на стол кают-
компании литровую бутылку польской водки. На вопрос,
откуда в Шанхае столь экзотический напиток, клубмэн
заявил, что он «есть поляк и с ним надо не
разговоры разговаривать, а пить, как это у нормальных
поляков и русских принято».

В русской колонии, которая насчитывает около трехсот
человек, случайных людей нет. Чтобы найти себе место
и хорошо оплачиваемую работу в Шанхае, мало знать
китайский язык. Разные люди, разные судьбы… Пожилая
пара: русская и китаец. Вместе учились в
Ленинградском университете, вместе вернулись в Пекин,
вместе перенесли тяготы культурной революции. Но в основном
члены клуба — молодежь. Деловые люди, сумевшие найти
свою нишу в бизнесе, представители российских фирм,
работающих на китайском рынке, и китайских фирм,
имеющих интересы на российском рынке, переводчики,
юристы. Есть и научные работники: Лариса Черникова
изучает историю русской колонии в Шанхае. Большинство
живет в достатке. Но как ни странно, главная причина,
по которой граждане России и стран СНГ предпочитают
оставаться в Китае: ощущение защищенности и
безопасности — чувства, давно забытые на Родине. В
Шанхае безопасно ходить в одиночку по самым глухим
улицам хоть днем, хоть ночью. Полицейские патрулируют
улицы без дубинок и автоматов, документы у «лиц
славянской национальности» не проверяют и справки о
регистрации не требуют. Ни разу! Не было
случая, чтобы у предпринимателей возникли проблемы с
организованной китайской преступностью, термин
«крыша» тут не в ходу.

При этом действительно существует колоссальное
социальное неравенство. Немногие владеют коттеджами и
ездят на дорогих машинах, большинство живет скромно,
а то и бедно, передвигается на велосипедах. Огромная
безработица, бездомные, ночующие на вокзалах… При сотнях
небоскребов — миллионы лачуг, а выстиранное белье
сушится даже на центральных улицах, и не только на
веревках, а, к примеру, на дорожном знаке,
запрещающем въезд в переулок, вполне могут сохнуть
носки и плавки. Однако при всей сутолоке гигантского
города, в полтора раза большего, чем Москва, шанхайцы
сдержанны, спокойны, невозмутимы. В многолюдном
мегаполисе чрезвычайно спокойная обстановка.

Глубокой ностальгии по «советско-китайской дружбе
навек» нет. Отношение к русским ровное, как и к
другим иностранцам. Заметно, что есть экспансия
«западного» образа жизни, особенно в молодежной
среде. При этом американцев все же не любят (в силу
традиций, за антикоммунизм и гегемонизм). Тем не
менее американский инвестор — желанный гость. В том
же Шанхае «Дженерал моторс» собирает «Бьюики», а
недавно запустила и «Крайслер». Для потенциальных
инвесторов в Китае не жалеют ничего: в преддверии
всемирной выставки 2010 года начато сооружение
громадного выставочного комплекса. Для этого китайцам
пришлось снести — какие пустяки! — всего-навсего
судоверфь и металлургический завод.

Через три дня
пути Иркутской области и российского фрегата
разошлись. «Надежда» вышла из шанхайского порта и
взяла курс на Нагасаки. До родного Владивостока ей
осталось еще несколько недель. Иркутяне же, осмотрев
на прощание достопримечательности: домик-музей Чан
Кайши, памятник Александру Сергеевичу Пушкину и
ресторан, в котором обедал Владимир Владимирович
Путин, — вылетели домой…

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры