издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Семен Круть: уровень бедности в ближайшие годы должен сократиться в два раза

Заседание расширенной коллегии главного управления социальной защиты населения прошло на днях в Иркутске. На ней подводились итоги деятельности в 2003 году и определялись перспективы на текущий год. Начальник ГУСЗН Иркутской области Семен Круть рассказал на заседании о работе своего ведомства в прошедшем году.

— Я хочу поделиться результатами нашей работы в
прошлом году: чего нам удалось добиться, над чем
мы работаем, какие вопросы и социальные проблемы
остаются пока нерешенными. Для начала надо отметить,
что в целом уровень жизни населения Иркутской области
хоть и медленно, но неуклонно повышается. В 2003 году мы
вышли на 14 место среди 89 регионов РФ по производству
валового регионального продукта и объему промышленного
производства. Суммарные доходы населения Иркутской
области в 2003 году возросли на 15% и достигли
136 млрд. рублей. С учетом инфляции реальные
доходы жителей нашего региона увеличились примерно на 4-6%.

Но проблемы остаются. При общем
количестве населения Иркутской области 2 млн. 585 тыс.
человек около миллиона ее жителей, то есть 37%,
имеют уровень доходов ниже прожиточного минимума.
И забота об этих гражданах лежит на плечах главного
управления социальной защиты Иркутской области.
В 2003 году из областного бюджета было выделено
2 млрд. 172 млн. рублей на обеспечение социальной
политики, еще 146,4 млн. рублей на эти цели было
получено из федерального бюджета, и 32,7 млн. рублей
было направлено из средств Пенсионного фонда РФ
на содержание учреждений социального обслуживания.

У нас существуют некоторые проблемы с исполнением
законов «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов»
в связи с постоянным недофинансированием, причем в
первую очередь из федерального бюджета. Так, в 2003
году потребность в финансировании данного
закона составляла 2,3 млрд. рублей. В областном
бюджете на эти цели было предусмотрено 599,5 млн.
рублей, что составило 19% от потребности, по итогам
года недофинансирование составило только 26 млн. рублей
из-за дефицита бюджетных средств. Остальные
средства должна была обеспечить федерация, но
из фонда компенсации федерального бюджета
Иркутской области было выделено только 489,8 млн.
рублей, или 22% от потребности.

Однако мы прилагаем все усилия для того, чтобы
исполнялось максимально большее количество пунктов этих
законов. В частности, в последние годы наблюдается
положительная динамика в решении вопросов льготного
обеспечения лекарственными
препаратами ветеранов и инвалидов. В целях
медицинской реабилитации инвалидов наше управление
в прошлом году приобрело 1750 санаторно-курортных путевок.
Кроме того, мы закупили 80 детских и 832 взрослых
инвалидных коляски, что позволило обеспечить
ими практически всех инвалидов Иркутской области. А
145 инвалидов Великой Отечественной войны в
минувшем году получили автомобили «Ока».

В течение длительного времени в Иркутской области
не решались проблемы обеспечения инвалидов слуховыми
аппаратами. В результате очередь нуждающихся составила
более 5 тыс. человек. Главное управление социальной
защиты населения Иркутской области
взяло решение этой проблемы на себя. Поэтому в 2003 году
за счет средств областного бюджета закуплено
1104 слуховых аппарата. В нынешнем году
слуховыми аппаратами планируется обеспечить всех
нуждающихся по данным на 1 января 2004 года.

Кроме того, в Иркутской области создана разветвленная
сеть учреждений социального обслуживания.
Это 15 домов-интернатов, где на сегодняшний день
недостаток мест составляет около 1,5 тыс.
ГУСЗН ведется работа по развитию этой сети.
В прошедшем году открыт Марокшинский психоневрологический
дом-интернат на 100 мест, строится дом-интернат общего
типа в Тулуне на 101 место, который планируется открыть летом этого года.
Кроме того, Марковский дом-интернат был перепрофилирован
в геронтологический центр, оснащенный современным
оборудованием, который начал свою деятельность в декабре 2003 года.

При этом в сфере социальной защиты инвалидов и
ветеранов, помимо вопроса недофинансирования, существует
и ряд других проблем, на которых мне хотелось бы
остановиться. Во-первых, наша практика показывает,
что муниципальные образования не всегда обеспечиваю
т рациональное и эффективное использование бюджетных средств.
Так, в Иркутске на возмещение доходов организаций,
оказавших ветеранам льготные жилищно-коммунальные услуги,
в 2003 году администрацией города было направлено 56 млн.
рублей, или 48% от
общей суммы бюджетных ассигнований на выполнение закона
«О ветеранах», что явно недостаточно. В результате
кредиторская задолженность данным организациям
составила 224 млн. рублей, что привело к серьезным
проблемам по предоставлению льгот ветеранам,
являющимся владельцами жилья, членами ЖСК, ТСЖ.
Кроме того, в ряде муниципальных образований
наблюдается сокращение количества рейсов, осуществляемых
муниципальным городским транспортом. На это
жалуются ветераны, инвалиды, общественные организации.
Существует проблема с бесплатным зубопротезированием
инвалидов и ветеранов. У ветеранов ВОВ в северных
территориях постоянно возникают проблемы с реализацией
права на льготный проезд к месту лечения. Так что,
есть еще масса проблем, над которыми
мы работаем и будем работать в дальнейшем.

Еще одно из направлений нашей работы — это
выработка дополнительных мер поддержки семей и
детей, нуждающихся в особой заботе государства.
На сегодняшний день в Иркутской области комплексная
реабилитация детей-инвалидов осуществляется в девяти реабилитационных
центрах для детей и подростков с ограниченными
возможностями. А в одном из них в прошедшем году
открыто новое отделение, где осуществляется реабилитация
с помощью иппотерапии — лечебной верховой езды. Реабилитация детей и
подростков с ограниченными умственными возможностями
проводится в трех областных детских домах-интернатах
для умственно отсталых детей. Эти дома-интернаты
переполнены. И для решения этой проблемы ГУСЗН в
2004 году планирует открыть еще
один дом-интернат для умственно отсталых детей в
Братске. Особое внимание мы уделяем решению проблем
беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.
В регионе действует 55 специализированных учреждений
для несовершеннолетних, нуждающихся
в социальной реабилитации. В 2003 году был открыт
социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних
в городе Иркутске, Центр помощи семье и детям в
Казачинско-Ленском районе. Однако по-прежнему эта
сеть учреждений развита недостаточно.
К 2008 году мы планируем ее расширить до 71 учреждения.

Уже сейчас можно говорить о том, что принимаемые
меры по борьбе с беспризорностью и безнадзорностью
привели к положительным результатам. Число беспризорных
сократилось на 196 детей, безнадзорных — на 2522 человека,
в 26 территориях Иркутской
области беспризорных детей нет вообще.

Хочу отметить, что, учитывая ежегодный рост
экономики Иркутской области на 6-8%, уровень
бедности в ближайшие четыре года должен сократиться
почти в 2 раза, среднедушевой доход населения
повысится примерно до 5,5 тыс.
рублей на человека. Экономический подъем расширит
налоговые доходы областного бюджета, что,
соответственно, увеличит и наши возможности
для предоставления социальных гарантий.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры