издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Воспитание - дело тонкое

  • Автор: В. БЕЛИКОВА, информационно-аналитический отдел

Воспитательная работа в стенах ИрГТУ всегда была и остается важнейшей составляющей его деятельности. Ректор университета Иван Головных считает, что "воспитательная работа - целостный феномен, а не отдельный, выделенный из общего потока, дополнительный по отношению к учебе, процесс". Студенты - наиболее интеллектуальная, общественно активная часть молодежи, на которую можно и нужно твердо опираться. Поэтому достаточно велика в воспитательной работе роль ректора университета, проректоров, преподавателей, коллектива ИрГТУ в целом. От их целенаправленной и активной деятельности зависит очень многое. Воспитание в сложившихся современных социально-экономических и политических условиях является одной из важнейших стратегических задач в системе образования.

!I1!В связи с этим руководство университета придает большое
значение институту кураторов, который осуществляет важную работу
по созданию студенческих коллективов, обеспечивает индивидуальную
работу со студентами и родителями, способствует усилению того,
чтобы воспитательная работа проводилась систематически и
комплексно. Для этого используют единую направленность кураторских
часов по отдельным курсам с учетом динамики формирования личности
будущего специалиста, специфики воспитательных задач с первого по
выпускной курсы.

На сегодняшний день становится понятным, что вузу невозможно
ограничиться только образовательной, учебной функцией. Высшая
школа является важным звеном в развитии творческих способностей
человека. Для этого в ИрГТУ был создан центр воспитательной и
культурно-массовой работы, в котором насчитывается большое
количество творческо-художественных коллективов. Уже стало
традиционным проведение различных выставок, участие в Днях русской
духовности и культуры. Организация студенческого досуга является
эффективным средством профилактики правонарушений и асоциального
поведения. Такой подход позволяет осуществить комплексное и
системное воздействие, охватывающее все стороны формирования
будущего специалиста.

В университете старостами учебных групп и студсоветом ведется
активная работа. Студенческий актив выполняет общественные
функции, вовлекая молодежь в жизнь общества, помогая этим
приобрести социальный опыт, служит средством выражения и защиты их
интересов и прав. В вузе уделяется большое внимание развитию
студенческого самоуправления, которое позволяет развивать
способность к самостоятельному решению задач, позволяет
формировать инициативную, деловую личность.

Активное участие в процессе воспитания принимает и Ассоциация
выпускников, созданная 26 июня 2003 года, которая стала
связующим звеном между выпускниками, студентами и вузом.
Президентом ассоциации является Борис Александрович Говорин,
выпускник ИрГТУ, губернатор Иркутской области. Главными целями
ассоциации являются содействие университету в формировании единого
научно-учебного комплекса, соответствующего по своему уровню
ведущим отечественным и зарубежным техническим университетам,
повышение эффективности использования интеллектуального потенциала
выпускников ИрГТУ и возможностей университета по подготовке и
повышению квалификации инженерных, гуманитарных и научных кадров в
интересах страны, по развитию и укреплению промышленного и
кадрового потенциала России. В настоящее время членами ассоциации
было принято решение о финансировании реконструкции спортивного
комплекса ИрГТУ, а также о создании фирменных лабораторий
крупнейших промышленных предприятий, таких как НК ЮКОС, ОАО
«Саянскхимпласт», ОАО НПК «Иркут» и др.

За последнее время интеллектуальный уровень студентов,
аспирантов и молодых преподавателей значительно вырос. Конечно,
сыграли свою роль и ворвавшиеся в нашу жизнь высокие технологии.
Сейчас молодые люди очень хорошо разбираются в компьютерных
системах, во всех тех видах новых технологий, которые поступают в
университет. Интеллектуальный уровень вырос, а вот что касается
морального уровня, тут есть определенная настороженность.

Поэтому для нормального прохождения процесса обучения и
формирования личности необходим соответствующий микроклимат между
преподавателями и студентами, самими студентами, образовательным
учреждением и семьей в целом. Микроклимат создает среду, в которой
поддерживается интерес молодых людей к творческой активности,
самореализации, личностному росту. Эта живительная среда
необходима и в образовательном учреждении, и в семье. Пока же
явное отчуждение семьи от образовательных учреждений существенно
влияет на отношение молодых людей к учебному процессу.

Первые шаги в выработке новой модели взаимоотношений семьи и
высшей школой уже сделаны. В феврале в Иркутском государственном
техническом университете прошла уникальная акция — день открытых
дверей для родителей студентов-первокурсников. Встреча посвящена
вопросам образования, воспитания и адаптации студентов первого курса
к университетской среде, так как сегодня особенно важно организовать
воспитание, а не пускать его на самотек в силу сложившейся обстановки
в стране.

!I2!Университет успешно реализует государственные образовательные
программы, стремится к индивидуальной работе с каждым студентом, для
которой необходимо тесное взаимодействие с семьей. Только при
двустороннем целенаправленном воздействии на личность студента
как со стороны семьи, так и со стороны университета, можно
подготовить специалиста, обладающего мировоззренческим потенциалом,
высокой культурой и гражданской ответственностью, владеющего
способностью к профессиональному, интеллектуальному и социальному
творчеству.

Решение вузовских проблем, как показывает практика жизни
высших учебных заведений, наталкивается на психологическую
неподготовленность первокурсников к быстрой адаптации в высшей
школе. Отсюда одна из важных задач в работе вуза — поиск
эффективных путей и методов приобщения студентов к новым для них
условиям учебы и жизни, что невозможно без помощи семьи.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об
образовании» свободное развитие личности является одним из
приоритетных принципов государственной образовательной политики.
Его реализация возможна лишь при условии объединения усилий всех
заинтересованных в развитии личности социальных и государственных
институтов, то есть семьи и высшей школы. К сожалению, на
сегодняшний день экономическая нестабильность, социальная
дезориентированность населения, озабоченность большинства семей
проблемами морального, а порой и физического выживания негативно
сказались на воспитании. Возрастает опасная социальная тенденция
на самоустранение многих родителей от проблем нравственного и
личностного развития ребенка, что, в свою очередь, отозвалось
ростом детской безнадзорности, усилением негативных явлений в
детской, подростковой и молодежной среде. Этому в немалой степени
способствовало нежелание многих образовательных учреждений
развивать воспитательный процесс, отношения с семьей и другими
общественными институтами. Поэтому сегодня одна из основных
социально-образовательных проблем — отчуждение семьи от
образовательных учреждений, педагогов — от семьи, семьи — от
интересов творческого и свободного развития личности. При этом
многие считают, что воспитанием ребенка надо заниматься только
когда он ходит в детский сад, школу, но это заблуждение.
Воспитание личности — это сложный процесс, который продолжается
всю жизнь. Поэтому ИрГТУ заинтересован в тесном сотрудничестве с
семьей как с единомышленником, союзником и соучастником
образовательного процесса. В университете понимают важную роль
семьи и родителей в воспитательном процессе, поэтому практикуется
участие родителей в качестве жюри, почетных гостей в различных
мероприятиях. Вуз рассматривает семью как равноправного партнера,
участие которого в воспитательном процессе необходимо и оправданно.

ИрГТУ — открытая социально-педагогическая система, где
преобладают тенденции к расширению и укреплению взаимодействия со
всеми социальными институтами: семьей, предприятиями, культурно-
художественными учреждениями, общественными организациями,
органами власти и т.д. Именно такое образовательное учреждение
создает все необходимые условия для развития и становления его как
личности. Первый шаг к этому уже сделан, поэтому хочется верить,
что собрания для родителей студентов-первокурсников станут в ИрГТУ
доброй традицией.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры