Второй Транссиб
Исполняется 30 лет со дня начала строительства БАМа В этом году исполняется тридцать лет с тех дней, когда таежную глухомань разбудили рокот техники и вой бензопил. Началось, а точнее сказать -- продолжилось, возведение второго Транссиба. Первые рельсы "дороги ХХ века" были уложены еще в тридцатые годы на востоке страны -- от Комсомольска-на-Амуре, разъезда БАМ, станции Известковая Транссибирской магистрали к будущему главному пути Байкало-Амурской.
!I1! В годы Великой Отечественной войны
рельсы легли на конечном участке главного пути от
Комсомольска-на-Амуре до Советской Гавани, к берегам
Тихого океана. После войны началась укладка
магистрали с нулевого километра
— Тайшета. Дошли с рельсами до Усть-Кута. Дальше
продолжить главный путь не хватило ресурсов — ни
людских, ни технических. Спецконтингент
расформировали, а денежные вложения пошли на
освоение целины, строительство гидростанций и новых
городов в Восточной Сибири.
Лишь к семидесятым годам,
получив солидные кредиты от своих недавних врагов по
войне — немцев и японцев — и ощутив прилив послевоенного
поколения, правительство страны решило завершить строительство
«дороги века». Из 5000 километров железнодорожной колеи
предстояло уложить почти 3500.
Иркутянам выпала честь «распечатать» первые страницы
последней главы второго Транссиба. Транспортные
строители центрального участка приступили к восстановлению
соединительной линии БАМ на 7273 км Транссиба до будущей
станции Тында, а воины-железнодорожники передислоцировали
свои силы на дальневосточную ветку Хребтовая — Усть-Илим и
вышли на лед реки Лена.
Это произошло 9 января 1974-го.
Хроника гласит: «Заброшенная деревня Половинка, что
стоит за двадцать километров от Усть-Кута, стала исходной
точкой для тех, кто выходил на штурм тайги».
Возглавил десант Петр Петрович Сахно — опытный
строитель пути Тайшет — Лена, подъездных путей Коршуновского
ГОКа, ветки Хребтовая — Усть-Илим. Отряд первопроходцев
состоял из 18 человек, четырех бульдозеров, трактора
«Кировец», самосвала ЗИЛ-130 и двух вагончиков. Леша
Почежерцев, Коля Никонов, Яша Вебер, Коля Шапелич, Стасик
Иванов, Николай Исаков, Виктор Калина, Сеня Снежный,
Таня Алферова, Галя Нефедьева и их товарищи пробивали
зимний пролаз протяженностью всего-то в пятьдесят километров
32 дня.
Так на карте новостройки появился первый плацдарм —
Таюрский. 2 мая, в день высадки
Всесоюзного отряда имени XVII съезда комсомола,
там возник поселок Звездный.
!I2! Не прошло и года, как Звездный огласил гудок тепловоза.
Первый поезд с почетными пассажирами, среди которых
был летчик-космонавт А. Леонов, преодолел перегон Западного
БАМа за пять часов.
Второй плацдарм строителей появился в том же памятном
1974-м, 2 июня.
Хроника гласит: «С утра моросил дождь, но синоптики
пообещали: вертолеты пройдут», и потому палаточный
городок на берегу Окукихты покрылся плакатами и транспарантами».
Это был первый выходной день у бригады
Геннадия Комаристова со дня прибытия сюда 24 мая. Первый
вертолет с членами Иркутского областного отряда приземлился
на седанкинской площадке в 13 час. 50 мин. Через час
после митинга началась биография молодых посланцев Иркутской
области на бамовской земле. С их непосредственным участием
вырос один из уютных поселков трассы — Магистральный.
Своим ударным трудом парни и девчата приблизили памятный
день.
И снова хроника: «14 августа 1977 года. На станцию Киренга
прибыл первый поезд. Подведем итог работы строителей
за год. Они сократили срок сдачи перегона почти на
4 месяца. Впереди мост через Киренгу, впереди сверхплановый
рубеж — станция Улькан».
Очередной перегон в сорок километров монтеры пути во
главе с Виктором Лакомовым в буквальном смысле маханули
за два с половиной месяца. Первый поезд на 209 километр
пришел на два месяца раньше установленного срока. Путеукладчик
вышел к подножию Байкальского хребта. Уже виднелись
снежные шапки перевала Даван.
На вершине его (291 км) наметили передачу эстафеты укладки
рельсов от иркутян представителям Бурятии. Но… не
был пробит Байкальский тоннель. Решили обойти его дополнительными
16 километрами. К тому же 40-тысячный уклон лишал возможности
использовать путеукладчик.
Первой преградой, а точнее — пустотой, стало ущелье-водораздел.
Внизу бурлила Кунерма. «Походные» проектировщики определили
здесь путепровод высотой почти с девятиэтажный дом.
Трехпролетный, со всеми ограничителями. Мостостроители
44-го отряда стянули сюда свои лучшие силы, это
монтажники Николай Гаврилов, Валерий Данилов, Алексей
Блинков, Николай Кочкин, Виктор Морозов. Руководил
ими Николай Андреевич Чернец. За четыре дня до первого
поезда мостовики возвели Кунермскую махину. Вторым препятствием
на вершину Давана был обильный снегопад. Буквально в
снежной круговерти по притрассовой дороге, расползающейся
как при весеннем паводке, шли машины, груженные рельсами,
шпалами, накладками, костылями… Почти на
каждой сотне метров обходного пути работали люди, слышался
рокот бульдозеров, грейдеров. Наперекор снегу, ветру,
слякоти шла укладка рельсов — не обычная, не путеукладчиками,
а вручную, участками, удаленными друг от друга на километры.
!I3! Это был пример трудового энтузиазма бригад Александра Томилова
из Кунермы, устькутцев Ивана Дробышева, грузин из Нии
Автандиля Лобидзе, ульканцев Григория Войтова, звездинцев
Леонида Казакова. С вершины хребта на помощь иркутянам
вышла с укладкой пути вручную бригада северобайкальцев.
Хроника: «19 октября. На строительстве обхода
через Байкальский хребет установлен рекорд укладки рельсов.
Бригада монтеров пути СМП-581, руководимая Демьяном
Разумяком, за смену удлинила стальную колею на 400 метров».
Именно 28 октября этой бригаде Виктор Лакомов передал
символический ключ укладки рельсов на митинге, посвященном
приходу первых четырех пассажирских вагонов на вершину
Давана. На митинге глава транспортных строителей БАМа
на иркутской земле Василий Степанович Бондарев доложил:
«На год раньше установленного срока вырублено более
пяти тысяч гектаров просеки, построено 267 водопропускных
труб и свыше ста мостов, уложены 281 километр главных
и 60 километров станционных путей, перемещены десятки
миллионов кубометров грунта, построено около 200 тысяч
квадратных метров жилья, школы, детские сады, магазины…»
Без ложного патриотизма можно сказать, что иркутские
бамовцы дали дальнейшему строительству магистрали тот
накал, тот энтузиазм, ту мастеровитость, которые были
на протяжении дальнейшей работы до самого «золотого
звена» на Куанде.
Восторжествовала старая истина: героями не рождаются,
ими становятся. Блестяще это подтвердила молодежь стройки.
Тысячи из них награждены орденами и медалями. Трем
добровольцам, ставшим бамовцами на иркутской земле — Александру
Бондарю, Вячеславу Аксенову, Леониду Казакову, прошедшим
лакомовскую школу, присвоено звание Героя Социалистического
Труда. Школа БАМа стала и школой жизни для молодежи
семидесятых годов минувшего столетия.