Гулять так гулять
Отгуляла, отшумела по просторам нашего Отечества широкая
масленица. Народ простился с зимой, откушал блинов, накатался со
снежных гор и погрелся у костров вокруг соломенных чучел, сожжение
которых традиционно символизирует скорый приход весны.
Праздничное настроение сказалось и на общественно-политической
жизни, которая, как выяснилось, тоже не чурается веселых забав. Но, в
отличие от простых граждан, политики — люди солидные и не могут
позволить себе лазать по столбам и кидаться снежками при взятии
снежных городков.
В далеком Лондоне кандидат в президенты Иван Рыбкин развлекался
тем, что строил всевозможные догадки относительно участия чекистов в
его загадочном исчезновении и пытался с помощью английских врачей
обнаружить в своем организме наркотики. Владимир Жириновский
отметил приход масленицы скандалом в Центральной избирательной
комиссии после того, как она справедливо отказалась зарегистрировать его
в качестве доверенного лица другого кандидата в президенты — Олега
Малышкина. Депутаты Государственной Думы Сергей Глазьев и Дмитрий
Рогозин занимались активным дележом «Родины», оспаривая друг у друга
право владеть этим полюбившимся части избирателей брендом для
обеспечения дальнейшей политической карьеры.
Что касается депутатов Законодательного собрания Иркутской
области, то на масленичной неделе они посвятили себя ставшему
привычным в последнее время занятию. Суть его сводится к следующему:
собравшись на очередную сессию, парламентарии анализируют
сложившуюся политическую ситуацию, приходят к выводу, что
существующий Устав Иркутской области перестал удовлетворять
насущным потребностям граждан, а потом вносят в него поправки, чтобы
эти самые потребности удовлетворить.
В свое время реформы федерального законодательства вынудили
увеличить численность областного парламента, чтобы там
нашлось место для представителей политических партий. Однако после
выборов в Государственную Думу многим партиям
пришлось расстаться со своими притязаниями на власть. Результаты
голосования показали, что серьезных политических сил, представители
которых способны занять вакансии в областном парламенте, осталось не
так уж много. Кроме того, несложные арифметические подсчеты убедили,
что расходы на содержание «дополнительных» депутатов превышают
возможности регионального бюджета. В этой ситуации не было другого
выхода, как внести очередные поправки в Устав области, что и было
сделано на прошедшей сессии.
В результате численность Законодательного собрания осталась
прежней, с той разницей, что 23 мандата теперь будут оспаривать
представители партий. При этом пришлось серьезно ущемить интересы
одномандатников, которые будут бороться за оставшиеся 22 места в
округах, значительно увеличившихся по своей территории.
Все бы ничего, но некоторые депутаты так увлеклись процессом
реформации, что стали поговаривать о новых изменениях в областном
законодательстве, которые позволили бы вернуть мэрам городов и
районов право быть избранными в представительный орган власти. Как
говорится, гулять так гулять. В пылу азарта они не сообразили, что
изменение Устава не должно противоречить основному принципу
разделения власти на исполнительную и законодательную, закрепленному
Конституцией.
Реформаторская активность оказалась настолько заразительной, что
перед ней не устояли и политики федерального уровня. Избранный
депутатом Государственной Думы по списку ЛДПР наш земляк Николай
Курьянович все на той же сессии выступил с радикальным предложением
сократить численность областного парламента сразу вдвое. При этом те
немногие, кто будет удостоен чести защищать интересы народа в
Законодательном собрании, по замыслу депутата, обязаны работать
исключительно на освобожденной основе, то есть быть
профессиональными законодателями.
Обосновывая свое предложение, реформатор как-то упустил из виду тот
факт, что для этого необходимо, чтобы в Иркутской области существовало
гражданское общество, в котором партии действуют как хорошо
отлаженные «избирательные машины». Они привлекают в свои ряды
наиболее подготовленных к политической деятельности граждан,
вооружают знаниями, навыками законотворческой работы. Было бы
любопытно узнать, какая из политических организаций в Прибайкалье
способна сегодня справиться со столь ответственной задачей.
Все хорошо в свое время. Окрепнут партийные ряды — можно будет
доверить им формирование органов представительной власти. А пока в
связи с уменьшением численности депутатов от партий увеличивается
барьер, который им необходимо преодолеть, чтобы завоевать хотя бы один
мандат. Расчеты показывают, что он должен быть равен пяти процентам
вместо трех, предусмотренных существующим
законом о выборах. Значит, депутатам снова придется вносить
поправки теперь в областное законодательство.
Впрочем, прошедшая масленичная неделя показала, что они
хорошо справляются с этим делом.