издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Налог на детство

  • Автор: Борис АБКИН, "Восточно-Сибирская правда"

Страсти вокруг детской железной дороги Мало кто из иркутян знает, что наша детская железная дорога, построенная еще до войны, сегодня одна из лучших, если не самая лучшая в России. Такой дороги нет даже в Москве. Разумеется, существует она на "железнодорожные" деньги, и за эти годы просто невозможно подсчитать, какие средства ушли, чтобы сохранить этот поистине уникальный уголок детского творчества.

Дети здесь получают навыки будущей профессии. Да, конечно, не все из них
непременно станут железнодорожниками, но ведь этого и не требуется.
Для всего города — и взрослых и детей — это помимо
прочего и чудесное место отдыха.
Подчеркнем: для детей всего города, а не только работников
ВСЖД. Тысячи детей Иркутска занимаются
здесь в спортивных кружках, технических, художественной
самодеятельности. И по форме, и по содержанию детская
дорога — это детское культурно-образовательное
учреждение, бремя на содержание которого (так уж сложилось
исторически) взвалила на себя только железная дорога, за что ей
низкий поклон.

Железнодорожники несут большие материальные и финансовые
затраты на содержание и развитие технической базы детской
железной дороги. Сегодня здесь занимаются мальчишки
и девчонки, родители которых работают более чем в 150
организациях города; много детей из бюджетных
организаций Иркутска; треть юных железнодорожников воспитывается
в неполных и неблагополучных семьях. ВСЖД за два года
на строительство детской железной дороги затратила около
120 миллионов рублей. Ежегодное содержание детской железной
дороги обходится в 6 миллионов рублей. Более 38 тысяч
ребят прошли за все эти годы уроки ДЖД.

В 2003 году детская железная дорога заработала чуть
менее 300 тысяч рублей. Эти деньги ушли на питание и
организацию отдыха ребятишек.

В 1986 году ВСЖД полностью взяла на себя финансирование
мини-дороги. Сегодня здесь занимается около тысячи
детей, треть — из неблагополучных семей, которых зачастую
приводит сюда голод. Принимают всех, но с одним
условием: пришел — учись. Дисциплина в школе — на
уровне.
Дети знают: им доверены жизни людей. Детская дорога
живет круглый год: осень, зима, весна — это время обучения.
Лето — время работы, практического применения
приобретенных знаний.

Многие годы начальником детской железной дороги работает
Валентин Иванович Красюков. Этот человек вложил в благородное
дело воспитания детей столько сил, душевной энергии,
творческого горения, что заслуживает от горожан самых
горячих, искренних слов благодарности.
Но в его глазах сегодня тревога. И ее он постарался
передать журналистам, которых на днях пригласил на небольшую
пресс-конференцию. До этого в прошедшем субботнем номере
в нашей газете было опубликовано письмо ребятишек с
обращением к губернатору помочь в возникшей ситуации.

А она действительно непростая. Дело в том, что
в связи с реформированием железнодорожного транспорта
детская железная дорога вошла в ОАО «РЖД» как структурное
подразделение и лишилась льготы на плату за землю,
которую ей до этого гарантировал Закон РФ «Об образовании»
от 10.07.1992 г. Территория детской железной дороги
составляет более 11 гектаров (в основном это болотистое
место на острове Конный, по которому проходит железнодорожный
путь). Плата за землю составляет более 2 миллионов рублей
в год.

— Заработать такие деньги мы не в состоянии, — говорит
Валентин Иванович. — Поэтому и обращаемся к городской
администрации: ведь если мы, по сути дела, играем роль
детской образовательной организации, занимаемся именно
городскими детьми, кому, как не городу, помочь нам освободиться
или хотя бы частично уменьшить налоговый «пресс».

Однако в письме, которое ребята адресовали не только
губернатору, но и мэру Иркутска (ибо проблема адресована
все-таки прежде всего городской администрации), прозвучал
ответ, который мы приводим полностью:

Уважаемый Валентин Иванович!

Комитет по экономике и финансам администрации г. Иркутска
сообщает, что на основании ст. 56 части первой НК РФ
нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие
основания, порядок и условия применения льгот по налогам
и сборам, не могут носить индивидуального характера.

В соответствии со ст. 14 Закона РФ «О плате за землю»
органы местного самоуправления имеют право устанавливать
льготы по земельному налогу в виде частичного освобождения
на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки
земельного налога для отдельных плательщиков (но не
для категорий плательщиков) в пределах суммы налога,
остающейся в распоряжении соответствующего органа местного
самоуправления.

В связи с тем, что ст. 14 Закона РФ «О плате за землю»
противоречит п. 1 ст. 56 НК РФ, освободить от уплаты
земельного налога вашу организацию в части сумм, подлежащих
зачислению в местный бюджет, не представляется возможным.

Первый заместитель мэра, председатель
комитета по экономике и финансам
администрации г. Иркутска

Г.Д. ЗЮБР.

А теперь нетрудно предсказать и будущее. В городе
Кургане, например, такая же детская железная дорога
закрыта.
Неужели такая же участь ждет и лучшую в стране
детскую железную дорогу, которую строили целые поколения
иркутян?

Думаю, выражу общее мнение граждан, которым дорог свой
город, каждая его достопримечательность (а детская железная
дорога, безусловно, из их числа — достаточно почитать
тысячи отзывов гостей Иркутска и самих горожан, чтобы
убедиться в этом): нужно сделать все от нас зависящее,
чтобы сохранить то, что составляет нашу гордость, без
всяких «громких» слов. Детская дорога таковой и является.

P.S. «ВСП» надеется, что «точка» в этой ситуации еще не поставлена.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры