издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Восточная Сибирь - новый маршрут "Газпрома"

  • Автор: Максим СТРЕЛЬНИКОВ

"Газпром" сделал еще один шаг на восток России. Подписав неделю назад соглашение о сотрудничестве с администрацией Иркутской области, руководство "Газпрома" заявило о серьезности намерений в продвижении проектов освоения углеводородного сырья в Восточной Сибири. Документ, завизированный председателем правления компании Алексеем Миллером и губернатором Иркутской области Борисом Говориным, определил основные принципы сотрудничества на ближайшие пять лет. Приангарье стало шестьдесят девятым регионом, заключившим договор о долгосрочном сотрудничестве с "Газпромом".

На церемонии подписания председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер
заявил, что компания предлагает включить разработку Ковыктинского газоконденсатного
месторождения в единую генеральную транспортную систему, что будет отвечать
интересам страны. Губернатор Иркутской области Борис Говорин отметил, что экспортная
составляющая разработки Ковыктинского проекта также будет учтена, однако для нее
необходимы конкретные потребители с определенными ценой и сроками. Для Иркутской
области в первую очередь имеет значение региональный проект газификации, считает он.

Участие ОАО «Газпром» в разработке месторождений углеводородного сырья Иркутской
области является одним из ключевых условий их освоения. Об этом свидетельствует ход
переговоров о вхождении газового гиганта в Ковыктинский проект. Их итогом может
стать изменение уже распланированного порядка освоения крупнейшего в Восточной
Сибири месторождения природного газа.

Освоение Ковыктинского газоконденсатного месторождения ведет ОАО «РУСИА
Петролеум», крупнейшим акционером которого является ОАО «ТНК-ВР». Российско-
британскому холдингу принадлежит 62,4% акций компании-оператора проекта, 25%
акций принадлежит ХК «Интеррос», 11,6 — региональной администрации. Последняя
встреча главы правления ОАО «Газпром» Алексея Миллера и управляющего директора по
производству ОАО «ТНК-ВР» Виктора Вексельберга показала, что проект является
основополагающим в части развития газовой отрасли в восточной части страны.

Представленное на обсуждение специалистов «Газпрома» технико-экономическое
обоснование Ковыктинского проекта, разработанное акционерами «РУСИА Петролеум»
совместно с иностранными партнерами, предполагает строительство экспортного
трубопровода в Китай и Корею по кратчайшему маршруту, южнее озера Байкал. С
коммерческой точки зрения проект выглядит идеальным даже в том случае, если
потребители навяжут экспортеру свои ценовые условия. И руководство ТНК-ВР, в свою
очередь, предложило «Газпрому» принять участие в нем, выкупив долю в акционерном
капитале «РУСИА Петролеум».

Предлагаемая ТНК-ВР транспортная схема выглядит лаконично: короткая труба к
относительно выгодным рынкам сбыта в Юго-Восточной Азии. Было бы также наивно
надеяться, что подконтрольная наполовину британской ТНК-ВР компания-оператор
Ковыктинского проекта станет продавать газ российскому потребителю по низкой,
регулируемой государством цене, как это делает сейчас «Газпром». Однако, по мнению
Алексея Миллера, ТЭО не может укладываться в стратегию его компании в силу разных
причин. В том числе потому, что в нем не нашел отражение принцип приоритетности
обеспечения газом российских потребителей. А. Миллер заявил, что документ не учитывает даже
затраты на газификацию прилегающих к Ковыктинскому месторождению территорий.

Очевидно, что Россия не испытывает дефицита природного газа. Между тем ежегодный
прирост потребления углеводородов составит 1,5-3%. Некогда богатые месторождения в
Западной Сибири уже вошли в стадию падающей добычи. К 2010 году Восточная Сибирь
должна стать крупным газодобывающим регионом России. По предварительным оценкам,
Иркутская область, Якутия и Красноярский край обеспечат к этому времени добычу от 35
до 50 млрд. куб. м газа ежегодно, а в 2020 — до 110 млрд. Только на территории
Приангарья разведанные запасы газа составляют 7 трлн. куб. м. Из них на долю Ковыкты
приходится 2 трлн. куб. м.

Как сообщил недавно на встрече с журналистами губернатор Иркутской области Борис
Говорин, основная задача, которая стоит перед «Газпромом», — обеспечение газом территории
России. Поставки газа на экспорт — в Китай и Корею — должны осуществляться после того,
как будут удовлетворены потребности в газе этих российских территорий, считает
губернатор. Причем «Газпром» серьезно готовится к проекту освоения газовых
месторождений Восточной Сибири. Планирует привлечь 35-45 млрд. долларов
инвестиций сроком на 20-30 лет для реализации крупных газовых проектов в четырех
регионах на востоке России — Иркутской области, Красноярском крае, Республике Саха-
Якутия, Сахалине. На эти деньги, в частности, предполагается создать единую систему
транспортировки газа в России.

Новые месторождения удалены от потребителя на значительные расстояния. В таких
случаях газовики сталкиваются с проблемой экономической неэффективности освоения
даже очень хороших, с точки зрения запасов, месторождений: длинная труба, дорогой газ,
и не всегда при реализации подобных проектов инвестиции окупаются. Традиционно
затраты на создание внутрироссийской инфраструктуры компенсируются при экспорте
дорогого газа. Однако в случае с месторождениями в Восточной Сибири иная ситуация.
Практически у всех — разные хозяева. Как правило, работа газовиков не скоординирована
по причине того, что общность интересов собственников каждого из месторождений не
очевидна. Достаточно сказать, что в начале 90-х владельцами лицензий зачастую
становились компании, не способные инвестировать в строительство трубопроводов.

В качестве решения проблемы «Газпром» предлагает создать генеральную схему развития
газовой промышленности. И уже она позволит построить трубу по маршруту, рационально
охватывающему все перспективные месторождения. Это является не только оптимальным
подходом для всех обладателей новых месторождений, но и обеспечивает энергетическую
безопасность страны. Есть еще другие аспекты, объясняющие необходимость
комплексного решения транспортной задачи, — экологический, социальный и
геополитический.

В «Газпроме», например, считают, что нитку газопровода из Восточной Сибири необходимо
тянуть в дальневосточный морской порт, где сжижать газ и продавать в таком виде
любым торговым партнерам в страны АТР. Проект ТНК-ВР, напротив, предполагает
вести трубу в Китай по континенту. Это создает нежелательную зависимость от одного
потребителя. Кроме того, прокладка трубопровода южнее Байкала экологически
небезопасна и противоречит сразу двум федеральным законам.

Более рациональным в «Газпроме» называют прокладку газопроводной магистрали от
Приморья через Амурскую область к Чаяндинскому месторождению, расположенному на
юге Якутии. Таким образом, социальной и энергетической инфраструктурой вдоль
Байкало-Амурской магистрали будут укреплены приграничные территории. А газом
Ковыктинского месторождения в «Газпроме» считают логичным обеспечить
платежеспособных потребителей Восточной Сибири и юга Западной Сибири. В то
же время участие «Газпрома» в Ковыктинском проекте, по мнению Алексея Миллера,
возможно лишь после урегулирования всех спорных моментов между «РУСИА
Петролеум» и Минприроды РФ.

Диалог между ТНК-ВР и «Газпромом» не завершен. Совсем недавно РУСИА-Петролеум и
«Газпром» создали рабочую группу для обсуждения конкретных вопросов о вхождении
газовой компании в Ковыктинский проект. Соглашением с администрацией области, к
примеру, уже определено приоритетное обеспечение газом местных потребителей.
Наблюдатели предполагают, что не позднее лета «Газпром» станет одним из участников
проекта. Основание так думать дает настроение всех игроков, осознающих, что дисбаланс
интересов может стать причиной разрушения отрасли. Более того, стороны понимают, что
процесс потребует взаимных уступок.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры