Носите эксклюзив!
Советует модельер Вера Камышниченко Сегодня мы предлагаем читателям нашего "Кармана" не совсем обычный материал. В нем, в отличие от традиционных наших обзоров и корреспонденций, нет конкретных практических советов или предостережений для потребителей. Но думаем, что размышления нашей собеседницы об одежде и манере ее носить, о моде и имидже, о создании привлекательного образа и праздничного настроения, особенно незадолго до 23 февраля, а вслед за ним и 8 Марта, покажутся вам любопытными.
Итак, сегодня наша гостья — известный в Иркутске кутюрье
Вера Камышниченко. Выпускница факультета журналистики
ИГУ. Дипломант первого фестиваля модельеров Восточной
Сибири и второго фестиваля модельеров Азиатского региона.
В 2002 году Вера дебютировала как театральный художник по
костюмам, создав хореографическому ансамблю «Солнышко»
великолепную коллекцию для балетного
спектакля «Снежная королева».
В ее ателье «Эксклюзив» заказывают наряды представители театральной
и журналистской богемы, деловых кругов и просто иркутяне,
которым нравится ее выразительный и тонкий дизайнерский
почерк.
— Вера, как по-твоему: удачно одеваться — это искусство,
которым можно овладеть, или талант, который дается от
природы?
— Прежде всего это в определенном смысле игра. Подбор
одежды, ее сочетаний должен быть немножко игрой и обязательно
доставлять удовольствие. У меня самой тяга к переодеваниям
появилась, видимо, еще в детские годы, когда примерялись
костюмы на новогодние елки. Новогодние праздники недавно
миновали, и, я думаю, все еще помнят их особый хвойно-мандариновый
аромат, особенное настроение, которое их сопровождает.
Это настроение обычно хочется выразить и в наряде.
Мне, сколько я себя помню, всегда шились какие-то необыкновенные
маскарадные или театрализованные костюмы. Однажды мама
страшно мучилась, не зная, как изобрести костюм мячика.
У Пикассо есть «Девочка на шаре», а я должна была стать
девочкой в шаре. После маминых рыданий и творческих мук я
была заключена все-таки в сине-красную матерчатую сферу,
чтобы успешно сыграть свою роль на утреннике. А в другой
раз папе пришлось на деревообрабатывающем заводе вытачивать
настоящее маленькое коромыслице для какого-то нового
моего «сценического образа». Вот, наверно, откуда берет
начало мое увлечение одеждой, ставшее в конце концов
профессией. Я люблю придумывать наряды с одухотворенными
качествами. С характером, темпераментом, с определенной
тональностью, что ли. Когда я сочиняю модель на заказ,
для меня очень важно, чтобы она как можно точнее выражала
самое ценное и индивидуальное в человеке. Главное, чтобы
костюмчик сидел не только на фигуре (это само собой
разумеется), но и на личности, если можно так выразиться.
Когда удается достичь такого вот совпадения внутреннего
и внешнего, и клиент бывает очень доволен, и я испытываю
настоящую авторскую радость.
— Выразить свою индивидуальность через гардероб можно
не только с помощью индпошива, но и покупая готовые вещи?
— Ну разумеется. Надо только подбирать не то, что носят
все, потому что сейчас так модно, а то, что подходит
именно тебе. Сейчас вкусы у иркутян изрядно испорчены
нашествием на рынок мнимо изящной «итальянской» одежды.
Речь — о турецкой «евромоде», которую продавцы активно
навязывают покупателям. В ней, как в попсовой музыке
на трех аккордах, незатейливо варьируются одни и те
же стилевые приемчики, которые подаются как «последний
писк». На самом же деле, облачив себя в стандартный
набор таких вот «писков», мы, выйдя на улицу, обнаруживаем,
что все одеты в униформу, причем довольно безвкусную.
Вообще, не стоит никогда гнаться за модой. Это занятие
бесплодное. Мода так непостоянна в своих капризах,
что за ней все равно не поспеть. Есть такой модельерский
термин — «неофитки». Это модницы, которые тщатся ни
на волос не отстать от самых смелых тенденций. Мало
того, что им приходится беспрерывно менять свой гардероб,
они еще и не успевают научиться естественно и непринужденно
носить то, что надевают. Гораздо предпочтительнее лишь
учитывать требования моды, не подпадая под ее диктатуру.
Лучше всего на основе старого доброго классического
стиля.
— Что такое классика в одежде по форме и содержанию?
— Классика — это то, что на самом деле встречается
очень редко. Это, по большому счету, аристократизм. Как
в поведении — интеллигентность, в самом высоком понимании
слова. Вообще понятие классики уходит корнями в античность
с ее культом правила золотого сечения, чувства меры
и равновесия, гармонии во всем. Если говорить об одежде,
то это прежде всего добротная ткань (или максимально
приближенная к такой смесовая) и безупречный крой. А
вслед за тем — умеренность. Вот хотя бы, для примера,
питерский губернатор Валентина Матвиенко. Дама весьма
заметная своими нарядами. Но, несмотря на всю их яркость,
они отличаются завидной продуманностью. Если даже костюм
розовый, то самого тонкого, пастельного оттенка, если используется
вышивка — то ненавязчивая, сдержанная. А вообще, хороший
вкус в одежде предполагает как минимум чуткое умение
одеваться к месту и к случаю. От этого зависит не только
твое реноме, но нередко и деловой успех.
— Неужели?
— В самом деле. У одной из наших клиенток с неудачным
выбором наряда было связано деловое фиаско. Эта дама
работает в руководстве одного из банков. Ей предстояло
вылететь в Москву на какую-то конференцию финансистов
и заключить там важную сделку, предварительные переговоры
о которой уже состоялись. Наша банкирша купила специально
для этого форума ярко-малиновый костюм с огромным воротником
и черной отделкой. Сидел он на ней великолепно, но…
Когда она оказалась в окружении людей, очень сдержанно
и по-деловому одетых, то почувствовала себя в нем тропическим
попугаем. Она сразу психологически зажалась, потеряла
деловой тонус и в результате не заключила бизнес-договор.
— Досадно. Может, не стоило так всерьез реагировать
на диссонанс своего костюма с остальными?
— Скорее всего. Раз уж случился такой казус, может,
лучше было сыграть «защиту нападением». Иногда эпатаж
приводит к неожиданному успеху. Вспомнить хотя бы Сьюзан
Сарандон, которая впервые явилась на церемонию вручения
Оскара в кричаще розовом и сломала традицию одинаковых
черных фраков и узких строгих платьев нарочито «великосветских»
тонов. Посмотрите, какое разнообразие туалетов сегодня царит
на вручении голливудской награды! Хотя, конечно, традиции
надо уважать. И я уважаю.
— Как по-твоему, в моде предвидятся еще какие-то радикальные
перемены?
— Революционных метаморфоз мы не увидим. Все они уже
в прошлом. В прошлом рождение маленького черного платья
Коко Шанель. В прошлом блистательный старт женственного
направления «New Look» («новый взгляд»), когда после
лаконизма одежды военных лет женщины предстали миру
в узких лифах и пышных юбках, в лодочках на шпильках.
Позади фурор, который вызвала на подиумах мини-юбка
Мэри Куант. Ничего принципиально нового мы уже не придумаем.
Наступила эпоха эклектизма. Сейчас все направления
и стили перемешиваются, как в своеобразном коктейле.
Мы сочетаем их играючи, но не всегда умеючи. Поэтому,
повторюсь еще раз, сегодня как никогда важно уметь прислушаться
и присмотреться к себе, чтобы максимально акцентировать
прекрасные черты своей индивидуальности.
— Как наряжаться для праздничного торжества?
— Любой праздник — антипод повседневности. Это счастливый
повод перевоплотиться, увидеть и показать себя другой,
в какой-то новой, не совсем привычной роли. Ну, скажем,
ходишь ты всегда в деловом костюме, и вдруг тебя видят
в перьях, стразах, в палантине. И совсем не обязательно
для подобного превращения заказывать полновесный туалет.
Иногда достаточно какой-то свежей оживляющей детали,
которая изменит весь образ. Ну а самое главное — это
помнить, что праздничное настроение не купишь и не сошьешь.
Его надо прежде всего генерировать внутри себя. Почувствовать
себя немножко счастливее, добрее, свободнее. И расцветет
на лице волшебная, недежурная улыбка, легкой и почти
танцующей станет походка, блестящими и лучистыми —
глаза. Вот главные украшения, которые я настоятельно
рекомендую использовать, например, женщинам в день 8
Марта. Встречайте праздники с открытым сердцем, и, может
быть, их станет больше в нашей жизни.