О любви земной и горней
Новый спектакль "Театра пилигримов" "Мистерия до минор" -- так называется новый спектакль иркутского "Театра пилигримов". А создан он специально для выступления на праздновании Дня православной молодежи в Белгороде, куда странники отправились на днях по железной дороге.
День православной молодежи отмечается ежегодно в праздник
Сретенья Господня 15 февраля всем православными людьми
планеты. Праздник же Сретенья установлен Церковью в память
о том, что на сороковой день по рождении Христа Пресвятая
Дева принесла Богомладенца в Иерусалимский храм, чтобы, как
говорит Евангелие, «представить пред Господа». Воцерковленное
юношество России впервые стало праздновать этот день именно
в Белгороде, с 2000 года белгородское молодежное Сретенье
носит статус всероссийского. Иркутский музыкальный коллектив
«Театр пилигримов» был приглашен на торжества как участник
праздничной программы лично архиепископом Белгородским
и Старооскольским Иоанном, в миру Мончинским (сыном
известного писателя, нашего земляка, автора «Черной
свечи»). Его Высокопреосвященство был на генеральном
прогоне спектакля-мистерии «Ave!» перед выездом «Пилигримов»
на большой театральный фестиваль в Шотландию, состоявшийся
в августе 2003 года. «Аве Мария», написанная на слова
Анатолия Кобенкова в 2000 году к открытию кафедрального
католического собора в Иркутске, отмечена медалью Папы
римского Иоанна Павла II и несколькими театральными
наградами.
Для православного молодежного форума в Белгороде труппа
театра подготовила оригинальную композицию, куда вошли
переосмысленные тематические фрагменты «Ave!», а также
зерна будущей постановки, которая зреет в недрах коллектива,
— «Мастер и Маргарита», либретто для нее вчерне уже
сочинено иркутским лингвистом и поэтессой Натальей Тугариновой.
«Мистерия до минор» — эклектическое «мозаичное» полотно
с полифоничным сюжетом и полуконцертным музыкальным
решением.
Фабульная канва мистерии сплетается из трех линий. Первая
— своеобразный гимн Байкалу, образ которого, как выразился
создатель спектакля, художественный руководитель театра Владимир
Соколов, играет роль «территории любви», места, на котором
разворачивается основное действие. Вторая линия — это
полумистический «роман» Художника и его Музы, в образе которой
причудливо смешиваются зримые черты реальной земной женщины
и ускользающие приметы вдохновенной мечты. И над всем этим,
как видение, проносится отзвук космической драмы Иисуса и Марии.
По словам Владимира Соколова, он попытался выразить
тему земной любви через образ Божьей Матери. «На мой
взгляд, выше Богоматери нет женского образа»,
— констатировал композитор. Насколько ему удалось решение
столь серьезной задачи, каждый зритель, видимо, будет
решать сам. «Мистерия до минор» — временной протяженностью
всего в пятьдесят минут — успевает сообщить большое ускорение
мыслям и чувствам, вызвать целый рой эмоциональных и
философских ассоциаций. Музыка спектакля красива и сложна,
чужда приземленности. Под стать поэтическим текстам
Марины Цветаевой, Осипа Мандельштама, Анатолия Кобенкова
и Натальи Тугариновой. Декорациями к нему служат великолепные
слайды с байкальскими пейзажами, репродукции икон и
живописных шедевров на библейские мотивы.
Сам автор композиции определил жанр новой постановки как «антишоу».
Этим он хотел выразить свое негативное отношение к засилию
псевдоискусства на современной эстраде. «Мне хотелось уйти
как можно дальше от стереотипов показывания красивого белья, —
с некоторой брезгливостью признался маэстро. — От шестой
помойки Бродвея. Противопоставить безвкусной дороговизне
модных мюзиклов ценность истинных голосов, истинных
проявлений чувства, искренность и чистоту мелодий».
После белгородской поездки «Пилигримы» на некоторое
время вернутся в родной город.
Потом их ожидает творческое паломничество в
Варшаву, далее — в Монголию и, наконец, снова в шотландскую
столицу Эдинбург, где в прошлом году на театральном
фестивале, собравшем более 2000 коллективов со всего
мира, наш театр симфонического рока был единственным
представителем российской Мельпомены и попал в пятерку
лучших. Звезда странствий наших земляков горит — не сгорает.
В ближайших творческих планах труппы не только «Мастер
и Маргарита», но и прикосновение к теме восстания Стеньки
Разина, другие сюжеты, которые странники хотели бы разработать
в сотрудничестве с театральным училищем, училищем искусств,
развивая тем самым студийную традицию в Иркутске. Творческий
потенциал театра Владимира Соколова и, само собой,
его самого далеко не исчерпан и обещает театралам
новые и новые плоды.