издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Прежде всего, мы - родители

  • Автор: Геннадий Истомин, председатель Законодательного собрания Иркутской области

Когда мы принимаем какой-либо закон, то тщательно взвешиваем, как он скажется на развитии той или иной отрасли экономики, что принесет различным категориям граждан. Но я что-то не помню, чтобы законодатели спрашивали себя: "А как это отразится на семье?". А между тем никто не оспаривает того факта, что семья не только ячейка общества, но и своеобразный общественный институт со своими экономическими, культурными, социальными интересами и запросами. Эти интересы надо защищать, а запросы учитывать, и сделать это, кроме тех возможностей, которые уже имеются у законодателей, может своеобразная "семейная экспертиза". Необходимо каждый законопроект подвергать анализу, для того чтобы выяснить, не противоречит ли он интересам семьи и что принесет ей доброго.

В нашей стране семья находится под защитой государства, и
семейное законодательство не назовешь неразвитым, однако оно
нуждается в совершенствовании. Речь идет о выработке
государственной политики в области семьи, законодательном
закреплении ее интересов.

На региональном уровне нам удалось внести существенный
вклад в это дело. В 1997 году принят закон Иркутской
области «Об оплате труда приемных родителей в Иркутской
области». В соответствии со ст. 152 Семейного кодекса
РФ был определен размер оплаты труда приемных родителей
в Иркутской области за воспитание детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей. Законом «Об организации
и деятельности органов опеки и попечительства в Иркутской
области» от 28 мая 1999 года были отрегулированы вопросы
организации и деятельности органов местного самоуправления
по осуществлению опеки и попечительства, определены
их полномочия.

О трудном положении, в котором находится семья, говорит тот
факт, что уже длительное время в нашей области сохраняется
тенденция снижения рождаемости, которая сопровождается общим
старением населения. Главный враг семьи — бедность. Низкий
прожиточный уровень многих семей делает их жизнь трудной,
лишает возможности дать полноценное воспитание детям,
обеспечить нормальное питание, духовное и физическое развитие.
Значит, главный выход — развивать экономику, создавать новые
рабочие места, повышать заработную плату.

По-прежнему остро стоит в нашей области проблема молодых
семей. Отсутствие жилья, работы и множество других проблем
приводят к тому, что на 1000 зарегистрированных браков
в Иркутской области приходится 701 развод.

Нельзя более мириться с растущим имущественным
расслоением общества, несправедливым распределением доходов.
Это создает огромную социальную напряженность. Необходимо
законодательно установить соотношение между высшим и низшим
уровнем заработной платы на предприятиях всех форм
собственности. Такая практика применяется в других странах. Там
вознаграждение руководителя предприятия не может превышать
заработную плату работника более чем в 8-10 раз. У нас же нередки
случаи, когда разрыв между доходами разных категорий работников
превосходит все разумные пределы. Законодательный барьер на пути
этой диспропорции поможет снять социальную напряженность,
увеличить доходы семьи.

Убежден, что именно законодателям на областном и
федеральном уровне надо позаботиться о стимулировании роста
рождаемости. Недопустимо низок сегодня уровень социального
пособия на воспитание ребенка. Он составляет 70 рублей
в месяц, или 3,7% прожиточного минимума ребенка.
В значительном повышении
нуждается единовременное пособие по рождению малыша, а также
на период беременности, по родам и уходу за ребенком. Без
осуществления этих мер демографическую ситуацию изменить к
лучшему не удастся.

Тревожной тенденцией в нашей области стал
недостаточно высокий прирост темпов строительства жилья,
сопровождающийся повышением его стоимости.
Хорошее жилье до сих пор не по карману многим семьям, а без
надежной крыши над головой или твердой перспективы получить
жилье в будущем невозможно планировать увеличение семьи,
чувствовать спокойствие за судьбу детей. Эти проблемы сейчас
находятся в центре внимания исполнительной и законодательной
власти. Они требуют постоянного участия и муниципальных
руководителей.

Меры по поддержке семьи можно реализовать только при
условии наполнения бюджета постоянными и высокими доходами.
С сожалением следует отметить, что из-за недостатка
финансовых средств исполнение программ финансируется
не полностью. Так, например, в 2002 году социальные
программы были профинансированы на 85,6%, в 2003 году
— на 67,8%. И зачастую депатуты при утверждении областного
бюджета стоят перед выбором — что должно стать приоритетом
для исполнения.

Сейчас в области создаются определенные предпосылки для
увеличения бюджетной составляющей. Думаю, будет справедливым
при использовании этих средств сделать приоритетной поддержку
многодетных семей, семей, где находятся на воспитании приемные
дети. Ведь детская безнадзорность — это еще одна беда нашего
общества, справляться с которой все труднее. Убежден, что вектор
усилий в решении этой проблемы должен быть направлен именно на
материальную поддержку семьи, без которой
невозможно воспитание хорошего, доброго человека.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры