издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Зона особого внимания

  • Автор: Ирина ОГНЕВА

Мощный луч электровоза пронизывал наполненную снежными вихрями темноту. Пассажирский поезд из небольшой кривой вышел на прямой участок пути. В теплых вагонах большинство людей уже спали, лишь только дежурные смены проводников наводили порядок на своих рабочих местах. Машинист поезда Николай Озеров в луче света вдруг увидел стоящего рядом с полотном человека и, через несколько мгновений, надвигающуюся темную громаду, перегородившую пути. Дальше он действовал как автомат: сдвинул рычаг, включающий экстренное торможение, вытолкнул помощника из кабины в отсек и бросился следом.

Плата за головотяпство

Положение с безопасностью движения на переездах Иркутской области и Республики Бурятия, к
сожалению, продолжает оставаться катастрофическим. Несмотря на профилактическую работу,
проводимую работниками железной дороги и инспекторами ГИБДД, в текущем году количество наездов
подвижного состава на транспортные средства увеличено с 5 до 8 случаев по сравнению с таким же
периодом прошлого года.

Такая обстановка сложилась на всей сети железных дорог России, где железнодорожники
становятся «стрелочниками» безответственного отношения водителей автотранспорта к соблюдению правил
дорожного движения.

Только с начала ноября прошлого года на сети железных дорог России допущено 7 тяжелейших
случаев столкновения автомобилей с подвижным составом:

— 6 и 9 ноября на Свердловской ж/дороге произошли столкновения автомобилей «КАМАЗ» с
грузовым поездом и электричкой — 2 погибших, 14 пострадавших;

— 15 ноября на Горьковской ж/дороге автомобиль ПАЗ-3205 столкнулся с пригородным поездом —
4 человека погибли на месте, 1 скончался по дороге в больницу, 11 человек госпитализировано;

— 14 января 2004 года на Московской ж/дороге автомашина ЗиЛ-130 столкнулась с
электропоездом;

— 21 января на Северной ж/дороге автомобиль «КАМАЗ» с прицепом столкнулся с грузовым
поездом;

— 21 января на Октябрьской ж/дороге автомобиль «КАМАЗ»-лесовоз столкнулся с грузовым
поездом.

И, конечно же, нельзя не вспомнить трагическое ДТП на нашей дороге 24 декабря 2003 г на перегоне
Тулун — Утай, которое унесло 3 человеческие жизни.
И снова виновник — водитель лесовоза «КАМАЗ».

Взметнувшаяся снежная пыль припорошила место катастрофы. Из 20 пассажирских вагонов
на путях стояли 10, остальные были раскиданы, 3 лежали на боку. Изуродованный остов «КАМАЗа»-
лесовоза, перегородившего рельсы, ударом отброшен далеко в сторону. Из покореженных вагонов
доносятся крики ничего не понимающих пассажиров. Искрит оборванный силовой кабель, по рельсам
ползают люди. В 10 опрокинувшихся вагонах 360 пассажирских мест…
Каких богов благодарить за то,
что поезд был заполнен лишь на треть!?

Внимание: переезд!

Как правило, причинами таких происшествий являются грубейшие нарушения правил дорожного
движения, когда водители пробуют проскочить в непосредственной близости от приближающегося поезда
или пытаются пересечь железнодорожные пути в неустановленных для этого местах. Последствия всегда
трагичны — это потеря техники, гибель водителя, многочисленные травмы и гибель пассажиров, пожары,
взрывы, заражение окружающей среды.

Ежеквартально предприятиями железных дорог, органами ГИБДД, автотранспортными хозяйствами
проводятся массовые мероприятия «Внимание: переезд!». Их основная задача — усилить внимание
населения, коллективов транспортных предприятий, ведомств, организаций и учреждений, водителей к
безопасности движения через ж/д переезды.

На Восточно-Сибирской железной дороге в 2003 году было задействовано 53 поста ГИБДД,
работали 213 общественных инспекторов. Руководителями дороги проведено 863 проверки переездов,
5764 беседы с водителями области, привлечено к ответственности 645 человек, также проведено
1 137 рейдов. Наиболее опасное место пересечения автотранспортной артерии с железнодорожной
магистралью — это переезд на ст. Глубокая, что на участке
автодороги Шелехов — Култук. Из-за особенностей
рельефа здесь ограничена видимость водителям автотранспорта, машины останавливаются перед переездом
на уклоне 25%. За последние 5 лет на этом месте из-за отказов тормозной системы автомашин произошло 2
столкновения — в 1999 и 2002 годах.

На балансе магистрали находится 250 железнодорожных переездов,
в том числе 52 — на главном ходу,
49 — охраняемых и 103 — неохраняемых. ВСЖД содержит дорожно-патрульную службу, в состав которой
входят 16 сотрудников ГИБДД.

В последние годы в целях повышения безопасности движения поездов железнодорожники
Восточной Сибири закрыли более 150 переездов.
В 2004 году планируется закрыть еще два. На участке
Иркутск-Сортировочный — Гончарово в качестве эксперимента принято решение об установке в опасных
местах видеокамер слежения. При положительных результатах возможно применение аналогичных
устройств на других неохраняемых переездах.

Пока гром не грянет…

Но, как показывает практика, сил одной только железной дороги недостаточно. Решение вопросов
безопасного движения автомобильного и железнодорожного транспорта может быть достигнуто только
совместными усилиями областной и местных администраций, железной дороги,
автомобильных предприятий и водителей-частников. Пока же получается сообразно русской поговорке:
«Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Трагедии 24 декабря под Тулуном можно было избежать,
если бы взаимодействие всех тех, кто может и должен принимать решения, было отлажено.

В народе говорят: «Учиться надо на чужих ошибках». А в наш век больших скоростей и развитой
техники ошибки обходятся очень дорого. Так давайте не будем ждать
еще одного грома…

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры