Лучше меньше, да лучше
До февральской сессии Законодательного собрания еще две недели, а политические наблюдатели уже живут ожиданием дискуссии по весьма важному вопросу. Группа народных избранников намерена предложить коллегам сократить численность областного парламента и на предстоящих выборах сформировать его не из 62, как предусмотрено Уставом Иркутской области, а из 45 депутатов.
Неискушенному читателю надо пояснить, что сейчас в областном
парламенте заседает именно такое количество законотворцев. Однако
полгода назад депутаты приняли решение увеличить свою численность в
связи с изменением федерального законодательства. На предстоящих
осенью 2004 года выборах предстоит сформировать парламент на
смешанной основе, избрав половину состава по одномандатным округам, а
вторую половину — по партийным спискам. Всего — по 31 депутату в
каждой половине. Авторы политической инициативы считают, что
содержание такого количества парламентариев слишком обременительно
для областного бюджета, и предлагают внести соответствующую поправку
в закон.
Однако Устав области — не тот документ, чтобы менять его только
ради экономии бюджетных средств. Гораздо важнее, если сокращение
мест в парламенте будет способствовать повышению эффективности его
работы как регионального органа законодательной и представительной
власти.
Ответ на основной вопрос, сколько депутатов необходимо
областному парламенту, зависит от того, какие функции должен
выполнять народный избранник, будь он представителем территории или
политической партии.
Десятилетняя практика работы Законодательного собрания
показывает, что на первый план все более выступает способность депутата
защищать интересы избирателей активным участием в
законотворческой деятельности, а не прямолинейным лоббированием
бюджетных преференций для своей территории. Его задача —
правильно определять приоритеты развития области, направления формирования
производительных сил, регулировать с помощью законодательных актов
отношения между различными социальными группами.
Даже в существующем парламенте амплуа большинства наиболее
активных депутатов определилось вне зависимости от их территориальной
принадлежности. Одни сосредоточились на проблемах малого и среднего
бизнеса, другим ближе вопросы гласности и гражданского общества,
третьи занялись проблемами социальной поддержки, четвертым удается
защита интересов медицины. Это связано или с их профессией, или с
опытом политической деятельности, но уж никоим образом не зависит от
депутатской «прописки».
Нельзя считать непоправимой бедой и увеличение размеров
избирательных округов, что неизбежно при сокращении числа областных
депутатов. Держать связь с избирателями, быть в курсе проблем своей
территории им поможет институт формирующихся сейчас органов
местного самоуправления. Главы муниципальных образований, депутаты
городских и районных Дум могут стать хорошими помощниками
областных парламентариев. Появление новых форм территориальных
образований в виде поселений привлечет в структуры представительной
власти сотни новых людей. Местное самоуправление будет служить
фильтром, отсеивающим мелкие и помогающим увидеть глобальные
задачи. Нужно только подыскать формы постоянных и действенных
контактов разных уровней народовластия.
С учетом этих обстоятельств уменьшение количества вполне
может перейти в качество без ущерба для интересов территорий, зато с
большой выгодой для законотворческого процесса и эффективного
управления областью в целом.
При формировании второй половины Законодательного собрания
из представителей политических партий сокращение численности
депутатов также может положительно сказаться на составе парламента и
более полном соответствии его работы современным потребностям
общества.
Время, прошедшее с момента принятия нового избирательного
законодательства, не было использовано большинством региональных
отделений партий для формирования групп лидеров общественного
влияния, подготовки в своих рядах людей, наиболее способных к
парламентской деятельности. Такие люди есть среди сторонников СПС
или «Яблока», но результаты выборов в Государственную Думу почти
лишили эти партии перспектив получить достаточное число голосов для
прохождения в областной парламент.
Что касается КПРФ и ЛДПР, то тут картина противоположная. На
прошедших выборах в Государственную Думу эти партии получили
поддержку значительной части населения области. Но произошло это
благодаря авторитету верховных вождей, а в одномандатных округах
местные кандидаты проиграли соперникам. С тех пор ярких политических
фигур, отвечающих современным общественным стандартам, ни у
коммунистов, ни у «жириновцев» не прибавилось, и кого они двинут в
областной парламент, неизвестно.
Остается партия «Единая Россия», на стороне которой симпатии
более трети избирателей области. Ее кадровый резерв вполне способен
компенсировать недостаток компетентных и подготовленных кандидатов
от других партий, но только при условии оптимальной численности
депутатов, поскольку возможности единороссов тоже не беспредельны.
Вот и получается, что, если мы хотим иметь качественный
региональный парламент, не надо гнаться за количеством мандатов.
Пусть будет их меньше, но достанутся они тем, кто на самом деле лучше.