издательская группа
Восточно-Сибирская правда

По главной улице Сибири

  • Автор: Эдгар БРЮХАНЕНКО, фотокорреспондент

Московский сибирский тракт. Это он соединяет центр России с Сибирью. По нему долгими неделями ехала в прежние времена почта, медленно, отсчитывая полосатые столбы, шли на каторгу ссыльные.

!I1!Сегодня Московский тракт — главная улица Сибири.
Появились ажурные опоры линий электропередачи,
на месте незаметных почтовых станций выросли новые современные
города. Кустарные предприятия превратились в промышленные
гиганты. День и ночь мчится транспорт по тракту, доставляя
необходимые грузы в самые отдаленные города и уголки
Сибири.

Триста с лишним лет назад начали прокладывать путь в
Сибирь первые русские землепроходцы. В XVII-XVIII веках
вдоль этого протянувшегося на тысячи километров пути
стали появляться первые остроги и поселения.

На широком сибирском тракте замелькали почтовые тройки,
потянулись купеческие обозы с товаром, переселенцы на
неосвоенные сибирские земли, а за ними в ссылку
государственные преступники. В XIX веке, когда была
проведена железная дорога, тракт оставался основным путем,
соединяющим центральную Россию с Сибирью. Но по-прежнему
огромная сырьевая база страны скрывала в своих недрах
неисчислимые богатства — железную руду, уголь, золото…
По-прежнему «таежная страна» оставалась окраиной России.

По долгу своей репортерской службы я сотни раз ездил
по Московскому тракту и все вынашивал планы сделать
большой материал об этом удивительном пути. Дорога в
те годы была израненной, с выбоинами, островерхими камнями
и ямами. А тут подвернулся случай. Для нашего корреспондентского
пункта ТАСС выделил служебную автомашину, заменив тяжелый
брезентовый «УАЗ-469» на «Москвич-2140». Перегнать эту
машину мне, шоферу-любителю, согласился помочь мой приятель
— опытный автомеханик-профессионал Александр Вадутов.
Много лет он врачевал мои служебные машины. Редакции
я сберег много денег. Стоимость автомобиля нисколько
не превосходила стоимость железнодорожной платформы.
Бензин стоил 20 копеек литр. За десятку — пятьдесят
литров…

!I2!Дорога в 5500 километров оказалась нам не в удовольствие:
сложная, трудная и небезопасная. И планы съемок — красивых
пейзажей нашей Родины, добротных сел, остановок у крупных
предприятий — остались только в мечтах. Сменяя за рулем
друг друга, мы промчались от Москвы до Иркутска за пять
суток (как пассажирский поезд). Атлас автомобильных
дорог нам несколько раз не только не помогал, но и сбивал
с пути. На картах-маршрутах были неправильно названы
села, города, реки, места возможного отдыха.

Тему «По главной улице Сибири» я только потом стал собирать
по крупицам. Каждую свою поездку по тракту старался
использовать для съемок дороги, привозил из командировок
по 1-2 кадра. Использовал музейные старинные фотографии
и только что сделанные, получился интересный материал,
который «сработал» даже на иностранную редакцию ТАСС
и был разослан зарубежным потребителям.

Эти снимки сделаны на небольшом участке старинного сибирского
тракта. Они показывают, что увидел объектив фотокорреспондента.
Сегодня совсем другим становится Московский тракт. Строительство
автодороги продолжается на восток — от Читы до Хабаровска.
Надо надеяться, что новая магистраль «от Москвы до самых
до окраин» будет любителям путешествий в радость.

Я недавно побывал на этой стройке. Строительством автодороги
мы обязаны Юрию Михайловичу Тену, депутату Государственной
Думы. Сегодня продолжает заботы о создании магистрали
его сын Сергей Юрьевич.

Стоя на краю вершины глубокой выемки, я видел на полотне
будущей трассы экскаваторы, бульдозеры, самосвалы, и
с высоты они казались детскими игрушками. Я подумал:
совсем скоро побегут по этой дороге с востока в Сибирь,
в центр России юркие, быстроходные, комфортабельные
«Тойоты», «Ниссаны», «Хонды»…

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры