Добрый свет "Зеленой лампы"
Второй номер литературно-публицистического альманаха "Зеленая лампа" выпущен Иркутским отделением Союза российских писателей при поддержке комитета по культуре администрации области. Во вступительной статье "Воздух провинции" составители пишут: "Отставив в сторону эксперимент и игру, провинциальный литератор стремится прежде всего выговориться - взахлеб и не всегда на правильном русском языке, но выговориться о том, чем он живет, что он любит, ненавидит и из чего не может вырваться. Формализм становится излишен, когда молчать уже невозможно".
Из авторов, опубликовавшихся в альманахе, иркутян немного, большинство
братчане и ангарчане, есть авторы из Москвы и даже Лос-Анджелеса — это
бывшие иркутяне, потратившие тщетные усилия на свое обустройство в нашем
городе и обретшие себя в другом географическом пространстве.
«Мы затеяли этот альманах, потому что нашим писателям негде печататься, —
говорит один из составителей Борис Ротенфельд. — Они публикуются
в Красноярске, Москве, Владивостоке, Париже, везде, но только не в Иркутске.
Это первая из причин, побудившая нас затеять это издание, вторая — не всегда у
писателя набирается книга, есть отдельные рассказы, небольшие повести,
подборки стихов, для этих произведений всегда нужен какой-то выход.
И третья причина — мы хотели бы с помощью альманаха видеть
уровень литературы, которая живет у нас в провинции.
Произведения мы не отбираем по каким-то особым критериям,
географическому расположению или возрастной принадлежности. Главным для
нас является художественный уровень. Смотрим на качество и то, как
произведение может расположиться в альманахе. В работе над вторым изданием
мы выяснили, что с прозой у нас достаточно сложно. Если в первом номере мы
не испытывали никаких трудностей, то сейчас эта проблема была очевидной.
Почему? Мы не хотим повторять авторов. Если мы будем вертеться вокруг
одних и тех же имен, плодотворно работающих в литературе, то не дадим
возможность другим людям выйти со своими произведениями. У нас есть
начинающие авторы, которым по сорок и пятьдесят лет. Если вообще говорить
о возрастной категории, то она раскидана от двадцати до семидесяти лет».
Братчанину Сильвестру Медведеву за сорок. По трем рассказам,
опубликованным в альманахе, можно судить о зрелости его мышления и
крепком профессионализме, но это первая его публикация. Открывает альманах
иркутянин Павел Демидов, который сегодня живет в Америке. Связь с родным
городом для него жизненно важна, как и для москвички Ольги Пинижиной,
опубликовавшей в разделе «Весь мир — театр» очерк о творчестве Александра
Вампилова «Все еще впереди…» Под этой же рубрикой статья известного
литературного критика Валентина Курбатова из Пскова «О Толстом, Вампилове
и ни слова о Канте».
Прозу в альманахе представляют Александр Хлебников, Сергей Анисимов,
Анна Трушкина. Опубликован рассказ известного иркутского журналиста
Арнольда Харитонова, ностальгическая книга которого «Эх, путь-дорожка»
вызвала большой интерес читателей. Поэзия представлена Юрием
Соколовым, Сергеем Кармановым, Сергеем Жариковым, Еленой Шерстобоевой.
В драматургической рубрике — пьеса Юрия Князева «Утро красит нежным
светом…» В рубрике «Книжная полка» анализируются книги, изданные в
нашей области в течение прошлого года.
— Альманах построен по определенной структуре, но мы не держимся за нее, — продолжает Б. Ротенфельд. — Публикация прозы, стихов — это
само собой разумеющееся. Мы не сочиняем рубрики специально,
берем тексты, и они определяют их названия. «Весь мир
— театр» мы
сохранили, потому что у нас были две достойные статьи. Поводом для
«Недавних дней» стали записки протоиерея Крестовоздвиженской церкви
Евгения Касаткина. «Далекое — близкое» продиктовано жуткими событиями
— избиением китайцев в Благовещенске в 1904 году, —
о которых написал Виктор
Дятлов.
Перечислены имена почти всех имена авторов,
но только перечислены. Чтобы размышлять о них, альманах надо читать.