Реформа ЖКХ: сверху вниз или снизу вверх?
Так уж получается, что большинство изменений в нашей стране, влияющих на жизнь простого человека, начинаются не снизу, а назначаются сверху. Гражданину, который в непростое время реформ пытается в этих реформах разобраться, зачастую даже не дают времени на размышление о том, хорошо это или плохо. А власти тем временем ставят один эксперимент за другим, стараясь сделать жизнь все лучше и лучше. Только получается как всегда.
Пожалуй, наиболее показательна в этом плане сфера
ЖКХ. Все понимают, что с коммуналкой надо что-то
делать, менять сложившиеся в советское время
отношения, предлагают сотни рецептов и решений, но…
Чаще всего эти решения ведут либо в тупик, либо в
никуда. Типичные примеры такого рода «реформ» можно
с легкостью отыскать и у нас в области. Причем
ошибки одного мэра вовсе не обязательно учат
уму-разуму мэра другого.
Так, широко рекламируемые «пилотные» проекты в
Ангарске начали свою деятельность с того, что им был
передан находившийся в ведении муниципальных
жилищных трестов жилой фонд. Заметим, переданы были
наиболее современные дома, обслуживание которых
значительно менее затратно. Ситуация для жителей
как будто от этого не изменилась, и тут же были
проведены дежурно-показательные мероприятия по
благоустройству и наведению внешнего лоска. Но!
Будучи собственником своей квартиры, далеко не
каждый желает, чтобы его собственность
«передали» внезапно, волею начальства, образованному
частному предприятию с уставным фондом в 10 тысяч
рублей. Ведь если этот «пилот» в результате своей
хозяйственной деятельности наплодит долгов, то его
обязательства ограничатся ровно этими десятью
тысячами, в то время как стоимость жилого фонда
составляет сотни миллионов рублей.
Но это даже не главное. Важнее то, что под видом
конкуренции населению вновь навязывают все ту же
структуру советского образца, только под частной
вывеской псевдорынка. Поскольку право выбора
поставщика коммунальных услуг по-прежнему закреплено
за муниципалитетом и именно чиновники в конечном
счете определяют, как будет обслуживаться тот или
иной дом, но никак не сами жильцы. Интересно, что
более чем за год работы «пилотов» в Ангарске этот
факт так и не был доведен до сведения собственно
квартиросъемщиков и собственников жилья. Зато
ангарский опыт пришелся по душе уже… мэру
Усолья-Сибирского. Только здесь, в отличие от
соседей, решили вопрос кардинально: передали 95%
жилого фонда во вновь организованное ООО с одним
учредителем. По совместительству — директором. По
происхождению — бывшим директором муниципального
жилищного треста, откуда этот жилой фонд и изъяли. И
хотя вопрос о законности такого рода сделки можно
оспаривать, сам факт налицо.
Очень грустно, что градоначальники и специалисты по
реформированию ЖКХ так и не пошли по более
цивилизованному (но менее прибыльному, очевидно)
пути — по пути создания товариществ собственников
жилья, которые, являясь юридическими лицами, могли
бы обеспечить первые шаги в реальном реформировании
коммуналки. Почему я говорю о властях прежде всего
муниципальных? Потому, что далеко не все квартиры
приватизированы, и собственники просто не могут
создать ТСЖ без участия муниципалитета. Хотя, с
точки зрения обывательской логики, поскольку у нас в
стране равноправны все формы собственности, создать
ТСЖ с участием как города, так и частников вполне
возможно.
Преимущества ТСЖ, или жилищных кооперативов,
очевидны. Прежде всего, для самих жильцов, которые
смогут сами решать, сколько и на какие цели
потратить свои деньги. Нанять ли одного сантехника
или целую бригаду; платить по среднему потреблению
теплоэнергии или поставить теплосчетчик и платить
на 20-30% меньше; покрасить подъезды или провести
кабельное телевидение и Интернет… Исходя из этой же
логики, сами жильцы (или назначенные ими
управляющие) смогут выбирать поставщиков услуг, тем
самым… создавая основы для конкуренции в
коммунальной сфере. И, безусловно, члены
товарищества могут лично контролировать все его
финансовые расходы.
Выигрывают ли от этого сами поставщики? На мой
взгляд, в этом нет никаких сомнений. Даже если
учесть, что наиболее затратные составляющие
квартплаты — плата за воду и тепло — будут
оплачиваться по фактическому потреблению,
поставщикам будет выгоднее работать с «оптовым»
потребителем, который, исправно рассчитываясь за
услуги, в свою очередь может рассчитывать в будущем
на определенные преференции. Так, в части точности
расчетов ТСЖ приведу текст объявления в одном из
подъездов: «Уважаемые жильцы! В настоящее время
имеется задолженность по квартплате в размере…
тыс. рублей, что для ТСЖ недопустимо!»
Итак, при таком раскладе как будто выигрывают и
поставщики, и потребители, развиваются рыночные
отношения в коммунальной сфере и создаются рабочие
места для специалистов ЖКХ. Почему же не двигаться в
этом направлении? Перефразируя известную фразу,
можно сказать: ищите, кому это невыгодно. Если
посмотреть на опыт Ангарска, становится очевидным,
что это невыгодно властям. По той простой причине,
что теряется не только контроль, но и значительные
финансовые потоки, которыми можно распоряжаться по
своему усмотрению, не особо волнуясь по поводу
ответственности перед собственниками жилья.
Очевидно, именно контроль за финансовыми средствами,
которые вращаются в сфере ЖКХ, подвиг и мэра Усолья
Е.Кустоса к созданию частной структуры. Здесь важно
отметить и еще один момент. С переводом расходных
статей бюджетов всех уровней, от федерального до
муниципального, на казначейское исполнение местным
властям станет очень сложно использовать «серые»
схемы по прокрутке финансовых потоков. А частная
компания от бюджета формально не зависит и может
распоряжаться деньгами населения по своему
усмотрению. В том числе может не платить за услуги
других лиц и копить долги перед поставщиками,
прикрываясь вверенным жилым фондом, не делать
ремонт внутридомовых сетей, не красить двери
парадных и т.д. И даже если кто-то попытается
востребовать долг или обанкротить такую частную
контору, получит он не больше уставного капитала. А
он, напомню, традиционно 10 тысяч рублей. При
объеме коммунальных услуг в том же Усолье в
несколько сотен миллионов рублей!
Так что, скорее всего, правы мэры тех городов,
которые не спешат прибегать к столь печальному и,
очевидно, недолговечному опыту. Среди них, к слову,
два крупнейших города области — Братск и Иркутск.
Кстати, мэр Братска А. Петрунько, говоря об ангарском
опыте, заметил: «Вы увидите, что этот оптимизм скоро
исчезнет». Я, однако, остаюсь оптимистом, хотя и в
несколько ином смысле. Думаю, что рано или поздно
реформа сверху захлебнется. Потому что основа всякой
реформы — это простые люди, и они рано или поздно
осознают, кто их пытается одурачить.