издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Сам себе РЭК

  • Автор: Иван ШАТАЛОВ

Осенью прошлого года региональная энергетическая комиссия Иркутской области утвердила тарифы на тепловую и электрическую энергию на 2004 год. Решение было принято после долгой и тщательной экспертизы специалистами РЭК и комитета цен областной администрации, всех затрат ОАО "Иркутскэнерго". Решение принято, и пришло время его выполнять: на дворе 2004 год. Но оказалось, что среди равных есть и те, кто немного равнее других.

Справедливости ради отмечу, что большинство муниципальных образований, где имеются теплоисточники ОАО «Иркутскэнерго», установили тарифы на
тепло и горячее водоснабжение для населения, проживающего в муниципальном
жилом фонде, с учетом утвержденного РЭК уровня тарифов на 2004 год.

Но поскольку в нашей стране день, прожитый без революции, все равно что
первая брачная ночь без невесты, то и здесь реформаторы из глубинки по-своему
решили взять «Зимний дворец».

Например, администрация Ангарского муниципального образования вздумала
провести ревизию решения областной РЭК. Наверное, не вызывает исполнительная власть Приангарья особого доверия у ангарского мэра.

А все началось с того, что в начале декабря прошлого года ОАО «Иркутскэнерго» обратилось к администрации АМО с напоминанием, что надо бы привести
тарифы для жителей города на тепло и горячее водоснабжение в соответствие с тарифами, принятыми РЭК на предстоящий год. Оно и понятно: новый год на носу, а
в тарифной политике Ангарска еще «конь не валялся».

Ответ был получен «быстро» — в самый канун нового года. Правда, это пол-беды,
но сам ответ озадачил как энергетиков, так и чиновников областной администрации. Мэрия города в лице заместителя мэра Быкова А.Г. проявила
удивительную бдительность и глубокомысленно заявила, что «ОАО «Иркутскэнерго» не
представлены расчетные материалы, обосновывающие предложенные на
утверждение тарифы». А раз так, то администрация Ангарска, оказывается, может
проигнорировать решение РЭК, отказаться изменять тарифы и провести собственную
ревизию фактических затрат на услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения.

По мере написания ответа ангарский чиновник, видимо, все более распалялся и потребовал от ОАО «Иркутскэнерго» представить калькуляцию себестоимости
производства тепловой энергии с расшифровкой всех статей затрат.

Спрашивается, а чем же тогда все это время занималась РЭК? Региональная
комиссия долго проверяла все расчеты и статьи затрат энергетиков, а для
утверждения тарифов на тепловую энергию в ноябре прошлого года администрация
Иркутской области провела отдельное заседание РЭК. Но вот заместителю мэра
Ангарска этого показалось мало, и он посчитал, что необходимые материалы
отсутствуют. Такое впечатление, что администрация города либо не знает, чем занимается
РЭК области, либо решила выступить в роли «муниципальной энергетической комиссии». Простите, но законодательством это не предусмотрено.

Сомнения в нашей жизни, конечно, необходимы и полезны, и заместитель
мэра Ангарска может ставить под сомнение расчеты, проведенные специалистами
РЭК области, но где же он раньше был и почему «после драки машет пистолетом?». Кстати, мэр Ангарска Евгений Канухин имеет право оставить тарифы для
населения на прежнем уровне. Но тогда в бюджете города в обязательном порядке
должны быть заложены средства для 100% возмещения стоимости тепловой энергии, отпускаемой ОАО «Иркутскэнерго» городу. Однако такой статьи затрат в
бюджете АМО на 2004 год не предусмотрено.

Если все муниципальные образования области начнут заявлять о недоверии
тарифам, установленным РЭК, то область ждет не только энергетический, но и
бюджетный кризис. А мы это уже проходили, и чем грозит, знаем.

Никто не отнимает у администрации АМО права проведения технологической экспертизы обоснованности нормативов теплопотребления и потребления
населением горячей воды, тем более что в последние годы город уделяет серьезное
внимание эффективности проводимых в сфере ЖКХ мероприятий по энергосбережению.
Но не надо забывать о Федеральном законе РФ «Об основах федеральной жилищной политики». В нем говорится, что технологическая и экспертиза затрат на коммунальные услуги должна проводиться до введения в действие новых
энерготарифов, то есть до 1 января 2004 г. И если у администрации АМО были вопросы по нормативам и объемам затрат, кто мешал решать их в течение года?

Отказ администрации АМО от пересмотра тарифов на отопление и горячую
воду — это удар прежде всего по ангарчанам, которым придется расплачиваться за
несвоевременно принятое решение. Чем позднее будут установлены в Ангарске
тарифы, тем больше придется впоследствии учитывать выпадающие доходы энергоснабжающей организации и тем ощутимей для населения будет рост тарифов в
сравнении с 2003 годом, потому что в Ангарске эта сумма составляет 13 млн. руб.
ежемесячно.

Это же совершенно очевидно, что энергетики не будут субсидировать город
за собственный счет. А поскольку затраты на обслуживание ТЭЦ и приобретение
угля все равно придется нести, то «Иркутскэнерго» будет вынуждено переложить их
на плечи других городов и районов области. А к чему может привести изъятие
средств с тепловых станций других территорий области в столь «теплый» период
года, объяснять никому не надо. На ликвидацию аварийных ситуаций потребуются
дополнительные средства из бюджетов территорий. Так что необдуманные действия ангарских чиновников будут компенсированы за счет жителей соседних
территорий. Но если мэр Ангарска позволит себе такой опрометчивый шаг, то ведь
однажды в других вопросах его могут не поддержать другие мэры, и тогда могут пострадать уже ангарчане.

Дальнейшее затягивание администрацией АМО решения вопроса о приведении
тарифов в соответствие с решением РЭК области приведет к росту недовольства жителей города и созданию излишней революционной ситуации.

Простите, а оно вам надо?

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры