"Полосы нейтральные и безличные..."
Выставка "Арт Иркутск - 2003 год ", представленная в галерее областного художественного музея, рассчитана на молодежную аудиторию, хорошо разбирающуюся в новой терминологии, пришедшей к нам вместе с компьютерной техникой и увлечением трансцендентными идеями. Организована она ассоциацией "Ноосфера" по аналогии со многими выставками, проходящими в крупных городах России, итогом работы которых становится "Арт Манеж" в Москве.
Думается, экспозиция иркутской «Ноосферы» могла быть
представлена наряду со многими другими выставками,
организовываемыми в музее. Современное искусство
здесь представлялось и ранее, правда, впервые мы
увидели работы в технике «Digital print», созданные
на экране компьютера и переведенные на большие
полотна. Модернизм, абстракции, смешанные техники,
попарт — все было видено в работах, отражающих
разную степень увлеченности и таланта художника.
Удивило другое — множество терминов, их
выспренность, многозначительность и перфоманс на ее
открытии: «Это место, где периодически транслируется
реальное время ноосферы Земли, где у вас на глазах
экран приобретает индивидуальные черты и вы можете
почувствовать себя причастным к рождению нового
культурного посыла в нее».
Так что же такое ноосфера? Это «концептуальный
характер ауры Земли, информационное поле», а далее
можно добавить: это то, что не поддается чувствам,
сознанию, стремлению соответствовать высокому,
духовному и, если хотите, божественному. Как,
например, в работе испанской художницы Каролины
Санчес (а испанка ли она?), где на двухцветной
основе прикреплены пробки от бутылок, штопор и
какая-то еще маловыразительная мелочь. В аннотации
читаем: «На ее картине полосы жизни, просто полосы,
но они повод размышлять о том, что за ними скрывает
молодая художница. В качестве материала она
использовала натуральный шелк двух цветов. Полосы
нейтральные и безличные, они лишены подтекста
современной проблематики, но попробуем проникнуть в
сущность структуры».
После такого наставления перестаешь любоваться
картинами, невольно за каждой из них пытаешься
определить способ мышления автора. «Поколение NEXT»
представлено машинами, черными очками, в руке его
представителя — топор. Далее в работе Ирины Жилиной
«Паучок Ананси» выглядит действительно паучком, а у
Татьяны Жилиной в «Следах цивилизации» нагромождение
вымытых в воде и высушенных на солнце сучьев и
скрытая в них фотокамера. В пяти работах «Тоутасиса»
камера блуждает, потом возвращается. Посланник.
Вывернутый мозг в наушниках. Устойчивое
экстравертное состояние, открытое для информации.
Работы молодых художников Ильи Смалькова, Ирины
Жилиной, Вадима Клейменова, Владимира Голенева,
Ольги Кузьминой как бы продиктованы намерением
реализовать «следы цивилизации» своим представлением
о мироздании, техногенной фантазией и стремлением к
самостоятельности мышления. Пожалуй, это еще не
искусство, это, скорее, своеобразная модель познания
процесса творчества, в котором многое заимствовано
от идей Казимира Малевича, его умения «найти
внутреннее содержание, социальную значимость,
стратегию искусства, резонирующую со срезом жизни».
Правда, наши концептуалы более похожи на не
наигравшихся еще детей. Скульптурное изображение для
них объект, составленный из нагромождения разных
деталей и материалов. Среди них «Исчезающий Ван Гог»
и «Сон разума» по Гойе Анатолия Дмитракова. Все это
«создание интеллектуального пространства, которое
позволяет зрителю сформировать индивидуальное
видение объектов».
Среди авторов выставки выделяются работы Андрея
Жилина — президента «Ноосферы» и хорошего художника,
в картинах которого фантазия соединяется с
мастерством, а стремление к эпотажу заменяется
самоиронией. В его «Катарсисе» за силуэтами бутылок
следит вывернутый красками глаз. Так, по мнению
художника, происходит очищение от соблазна Бахуса. В
каждой работе он экспериментирует, воспроизводя
«Эмиссара древней цивилизации» в плоском
изображении, а в «Сети» — виртуальность реальной
действительности. Есть и призывы: «Канализации всех
стран, соединяйтесь», и разводы на черном фоне:
«Взрыв желтого карлика».
Авторы «Ноосферы» дерзки и самоуверенны, они часто
стремятся эпатировать зрительское восприятие,
раздражая его спокойную созерцательность. Возможно,
по ощущению времени они по-своему искренни,
демонстрируя «принципиально новый пример развития
искусства третьего тысячелетия».
Остается добавить: в 2002 году «Ноосфера»
участвовала в самой престижной выставке
международного уровня «Арт Манеж» в Москве, в
которой принимало участие более 160 российских и
зарубежных галерей и творческих объединений. На
фотографиях рядом с ее участниками Никас Сафронов и
Леонид Ярмольник. Они, к слову, убеждены в том, что идея
открытия центра современного искусства в Иркутске
вполне осуществима.