"Мощно, глубоко, пронзительно"...
прозвучал в Москве спектакль иркутян "В лунном сияньи снег серебрится, вдоль по дороге троечка мчится..." -- пела чудесным, чистым голосом слепая певица на станции метро "Третьяковская". Рядом сидел инвалид, аккомпанируя ей на гармошке. Возле него лежала потрепанная шапка, куда снующая толпа кидала медяки, а кто не жалел и десятки. Певица выводила так, что сжималось сердце, пела истово, с такой болью и надрывом, что невозможно было не остановиться и не дослушать до конца. В ее голосе была широта и вольный ветер русской степи, щемящая тоска и недолгая искра радости, горечь утрат и расставаний, встреч и разлук.
Я стояла, завороженная голосом. И так странно было слышать
этот сильный, профессионально поставленный голос среди шума,
среди многоголосой, равнодушной и вечно спешащей толпы, где
никто ни о чем не спросит и где никому ни до кого нет дела. Но вот
солидная дама в норковой шубе, тоже, видимо, задетая за живое,
бросила в шапку деньги, постояла с минуту и медленно зашагала
прочь.
Эта сцена в шумной многоголосой Москве, куда я приехала
вместе с труппой театра им. А. Вампилова на I Международный
театральный форум «Золотой витязь», еще раз подчеркнула резкую
грань, которая сегодня отделяет один мир от другого. Мир
благополучных, сытых, разбогатевших — от мира нуждающихся,
обездоленных, голодных и отчаявшихся людей.
Театральный фестиваль «Золотой витязь», куда мы были
приглашены со спектаклем «Прощание с Матерой» по повести В.
Распутина в постановке А. Ищенко, проходил в столице на сцене
театра «Содружество актеров Таганки» с 6 по 16 ноября. Форум
собрал множество театров из славянских стран: Болгарии, Сербии,
Украины, Беларуси. Самой представительной и обширной по
количеству показанных спектаклей была Россия. На форум
собрались театры, представившие самые разные жанры: драму,
искусство пластики и хореографии, эстрадно-вокальное
исполнительское искусство, кукольное, музыкальное,
художественное слово, народную драму и т.д. Но всех их
объединила благородная, святая задача — возрождение традиционных
для славянской культуры ценностей, утверждение высоких
нравственных идеалов, православной духовности.
Форум проходил под почетным попечительством и с
благословения патриарха Московского и всея Руси Алексия.
Возглавил Международный театральный форум нар. арт. России
Николай Бурляев, бессменный президент всех 12 кинофорумов,
проходивших под тем же названием — «Золотой витязь». Желая
расширить рамки и привлечь все больше и больше последователей
под свои знамена, известный кинофестиваль пришел теперь и на
театральные подмостки. В своем приветственном письме деятелям
театра, собравшимся в Москве на «Золотом витязе», патриарх
Алексий сказал: «Убежден, что и современная театральная сцена
призвана противостоять распаду и разрушению человеческой
личности, духовно обогащать жизнь современного общества и
содействовать укреплению в нем идеалов добра. Надеюсь, что
театральный «Золотой витязь» будет столь же успешно, как и
кинематографический, бороться за нравственные ценности и
возвышение души человека».
Членами оргкомитета стали такие известные деятели кино и
театра, как нар. арт. России, режиссер,
председатель Союза кинематографистов Н.С. Михалков; нар. арт.
Белоруссии В. Гостюхин; нар. арт. Украины Н. Олялин; нар.
арт. СССР В. Васильева; драматург И. Маркович (Югославия);
М. Николов — профессор Софийской академии театра и кино (Болгария) и др.
В одном из интервью любимейшая актриса многих поколений
зрителей, человек в общении очень скромный, обаятельный,
приветливый, нар. арт. СССР Вера Кузьминична Васильева сказала:
«Я впервые дала согласие быть в жюри. Меня подкупил этот форум
реалистического театра с такими высокими принципами,
провозглашенными его председателем Николаем Бурляевым.
Фестиваль лишен какой-либо помпы, но
имеет человеческое лицо, сердце, чувства».
«Дай Бог фестивалю успеха. Он очень своевременен.
Искусство должно бороться за душу человека, за ее чистоту. На этом
фестивале представлено множество театров, все со своей творческой
и эстетической программой. Разброс тем огромен. Но, несмотря на
разный уровень профессионализма, во все эстетические устремления
каждого коллектива заложена тема Родины, боль и ответственность
за нее, патриотизм, достоинство, честь, чувство долга, сострадание.
Мне это очень импонирует и дает силы жить дальше».
На одной из пресс-конференций президент I театрального
форума, нар. арт. России Николай Бурляев говорил, что театры
должны проповедовать духовность, нести людям свет, высокие
уроки нравственности. Но для этого и сам театр, и люди,
проповедующие его искусство, должны быть нравственно чисты.
«Режиссура — это аскетизм, а не богема. Андрей Тарковский,
например, с кем посчастливилось работать в кино, Сергей
Бондарчук, были великими тружениками, аскетами, они ничего не
видели, кроме творчества, а это постоянный труд, порой
изнуряющий и мучительный».
Николай Петрович очень высоко отозвался о нашем спектакле
«Прощание с Матерой». После его окончания он вышел на сцену и
тепло благодарил актеров, режиссера Александра Ищенко и автора
повести, всемирно известного писателя Валентина
Распутина, который специально прилетел из Иркутска, чтобы лично
присутствовать в зрительном зале и поддержать земляков-актеров.
Но наши страхи и волнения были напрасны. Долгими аплодисментами
актеров не отпускали со сцены, возле рампы выстроилась очередь,
чтобы вручить актерам цветы.
Спектакль прозвучал в Москве мощно, глубоко, пронзительно.
«Вы удивили и поразили многих. Вы привезли настоящие, русские
характеры — глубокие и мудрые», — говорили нам после спектакля
известные московские театроведы Любовь Лебедина и Елена
Стрельцова. «Спектакль звучит остро и современно». Валентину
Григорьевичу Распутину вручили золотую медаль имени
выдающегося актера и театрального деятеля Николая Мордвинова,
специально изготовленную для этого форума.
Кстати, нашим спектаклем фестиваль завершал свою
работу. На следующий день состоялось награждение лучших
спектаклей и исполнителей и официальная церемония закрытия с
фейерверком на сцене, огромным количеством ярких надувных
шаров, падающих с высоты в зрительный зал и праздничным
фуршетом в пресс-клубе газеты «Известия» на Пушкинской
площади. За время фестиваля было показано 31 спектакль. Все они
были различной художественной целостности
и уровня, но их объединяла боль за свое Отечество, желание
разобраться в непростых жизненных вопросах. Первую премию и
высшую награду — «Золотого витязя» получил театр из Болгарии
«Нешанал Арт». Языком пластики, хореографии и балета
они показали историю своего народа, 125 лет назад избавившегося
от турецкого ига. Помимо первой премии существовало много
номинаций, в одной из них и мы были лучшими наряду с другими
именитыми театрами. Это номинация «Спектакли больших форм»,
где наша «Матера» и получила серебряный диплом.
Очень большое, неизгладимое впечатление оставили о себе
актеры Академического театра им. Ермоловой (Москва),
которые показали спектакль по Н. Лескову «Железная воля» в постановке Германа
Энтина. Виртуозно, мастерски работают в нем трое актеров:
засл. арт. РФ Юрий Голышев, засл. арт. РФ Владимир Павлов и
Герман Энтин. С благодарностью вспоминаю о них сейчас и о том, с
какой любовью к Лескову, к русской прозе они подошли в этой
работе. Зрители не хотели расставаться с ними, вызывая и вызывая
их на бис, а меня потом долгое время не отпускала рассказанная
актерами печальная история лесковского героя Гуго Пекторалиса.
Ермоловцы получили «Бронзового витязя» за свою великолепную
работу. Яркий след оставил в памяти и спектакль актера театра им.
Пушкина (Москва) засл. арт. РФ Алексея Локтева и актрисы Александры
Ровенских «Федор и Аня», созданного и поставленного А. Локтевым
по письмам Достоевского к жене. Актеры работают в высшей
степени профессионально, мощно, ярко. Вспоминается спектакль
драматического театра из Минска «Женщины Бергмана» в
постановке Валерия Анисенко. В нем боль двух одиноких женщин,
затерянных в этом жестоком мире. Актриса, исполнившая главную
роль — засл. арт. республики Беларусь Татьяна Мархель
— получила диплом «За лучшую женскую роль».
Великолепным эмоциональным аккордом прозвучал
моноспектакль Анны Смирновой (Москва) «И слово в музыку
вернись…», где, перемежаясь с музыкой, звучат стихи Блока,
Ахматовой, Цветаевой, Окуджавы. По существу феномен Анны
Смирновой не умещается ни в один из жанров: она поет, словно
читает, и читает, словно поет.
Спектакль «Миленький ты мой» драматурга М. Варфоломеева,
который привез нар. арт. Белоруссии Владимир Гостюхин, ныне
проживающий в Минске, подкупает человечностью. Сейчас, когда
многим из нас присуще ощущение катастрофизма собственной
и общественной жизни, этот спектакль дает зрителю чувство уверенности, опоры,
надежды на незыблемость и святость любви, доброты, человечности,
тепла. Владимиру Гостюхину был вручен приз за лучшую мужскую
роль.
Хотелось бы еще рассказать об очень многих и многих
спектаклях, например, о «Карамазовых» по Ф. Достоевскому театра
им. Маяковского в постановке С. Арцибашева, о моноспектакле
актера из Болгарии Рашко Младенова и т.д., но не хватит и
газетной полосы, чтобы написать о всех 32 показанных
работах. Их много. Их надо было видеть!
И съездили мы не зря, получили большую награду за наш
спектакль, до сих пор живем впечатлениями и ощущениями от
фестиваля. Мы говорим спасибо губернатору Иркутской области
Борису Александровичу Говорину за этот подарок к юбилею
театра — нашу поездку в Москву. И спасибо всем нашим друзьям,
знакомым и незнакомым, которые болели за нас, переживали,
поддерживали нас в Москве. Спасибо всем вам за любовь,
наши добрые зрители и поклонники театра им. А. Вампилова.