Явление иркутских храмов
Закончена роспись фасада кафедрального Богоявленского собора Иркутска. Этот старинный -- середины XVIII века храм -- переживает сейчас свое второе рождение. С помощью художников иконописной мастерской при епархиальном управлении областного центра возрождается величественный замысел русских зодчих.
— Наша мастерская в ее нынешнем составе формировалась
без малого 10 лет, — рассказал мастер Сергей Фролов.
— Сам я много лет проработал реставратором икон в Иркутском
филиале Всероссийского научно-реставрационного центра
имени академика И.Э. Грабаря. Наш центр обслуживал более
100 музеев — от Урала до Дальнего Востока. Отличная
научно-исследовательская база — рентген и ультрафиолетаппаратура,
химлаборатория и ряд других приборов — позволяла грамотно
проводить реставрацию, обнаруживать древний красочный
слой в иконах XVIII-XIX столетий.
В конце 80-х филиал закрыли, и высококвалифицированные
мастера реставрации оказались в буквальном смысле на
улице — без работы и средств к существованию. При том,
что ветшали и приходили в запустение храмы, а старинные
иконы все чаще уплывали за рубеж.
Сегодня в иконописной мастерской при Иркутском епархиальном
управлении около десяти художников. Все имеют специальное
образование, а Николай Мачхин и Сергей Терентьев закончили
еще и иконописные курсы при этой же мастерской (организатор-руководитель
Сергей Фролов).
Роспись Богоявленского кафедрального собора — по сути,
первая масштабная работа иркутских мастеров иконописи.
И, как в любом новом деле, опыт собирался здесь по крупицам,
Тем более что никто
из художников не занимался раньше столь монументальными
проектами.
— Постоянная головная боль реставратора — краски,
— рассказывает Сергей Николаевич. — К ним у нас очень
жесткие требования, их нужно регулярно мыть, к тому
же внутренняя роспись храма должна «дышать», то есть
пропускать влагу. Если этого нет, то зимой на стенах
образуется конденсат. После долгих поисков остановились
на красках немецкой фирмы Retters. Это было неожиданное
решение — изготовители рекомендовали использовать краски
только для малярных работ.
Этими красками расписаны храмы в Байкальске,
Усть-Илимске, церковь Казанской Божией Матери в Иркутске.
Нынешний облик Богоявленского собора кардинальным образом
отличается от дореставрационного. По мнению специалистов,
он был расколерован не столь празднично, нарядно. Отсутствовали
и фасадные росписи. Сегодня Богоявленский кафедральный
на Ангаре, без преувеличения, — одна из главных художественных
достопримечательностей областного центра. Здесь закончена
роспись свода трапезной — 300 квадратных метров, полным
ходом идет работа в главном приделе (высота — около
30 метров, площадь 800). Многофигурные композиции росписи
отличают особая, свойственная мастерской Фролова, художественная
стилистика, мягкий, спокойный колорит, благородство
и изящество линий.
В основе художественного решения — стены Богоявления
и Рождества Христова. Большое место занимает и тема
тысячелетия Руси — святые, герои, пророки, новомученики,
положившие жизнь во имя России.