издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Бензиновое примирение

  • Автор: Наталья МИЧУРИНА, "Восточно-Сибирская правда"

Иркутские заправщики отказались от забастовки в обмен на соглашение с ЮКОСом Итогом недельных переговоров представителей НК ЮКОС и Иркутской топливной ассоциации (ИТА), объединяющей альтернативных нефтяному холдингу заправщиков, стало подписание соглашения о сотрудничестве. Этого документа оказалось достаточно для того, чтобы члены ассоциации, недовольные системой ценообразования на иркутском рынке нефтепродуктов и настаивающие на увеличении торговой наценки на ГСМ с 22 до 30%, отказалась от акции по приостановке работы своих АЗС. Соглашение подписали вице-президент по региональной политике ЗАО "ЮКОС РМ" Александр Бурмистров и президент ИТА Алексей Жданов.

Документ носит рамочный характер и не обещает альтернативщикам
конкретных изменений порядка ценообразования при оптовой и
розничной торговле. Директор по маркетинговым коммуникациям ЗАО
«ЮКОС РМ» Елена Матвеева заявила, что переговоры касались
исключительно вопросов координации деятельности в рознице.
«Соглашение не меняет действующие цены, они по-прежнему будут
формироваться от рынка», — подчеркнула она.

Глава компании «Люкс-Ойл», лидер ИТА Александр Зубович также
считает, что цены не будут меняться. Но с 1 января в связи с отменой
5-процентного налога с продаж заправщики начнут зарабатывать «60
копеек с литра». Сегодня, по его словам, альтернативные АЗС работают
на нулевой рентабельности. «Мы нашли понимание у Бурмистрова о
необходимости работать с прибылью 5%. На эти средства будем
развивать бизнес. Надо иметь в виду, что одна современная колонка стоит
около 20 тыс. евро», — сказал А. Зубович.

«Мы не сторонники военных действий и понимаем, что у ЮКОСа
покупают топливо и по действующим оптовым ценам», — заявил он.
А.Зубович также подчеркнул, что сегодня альтернативные АЗС не
выдерживают конкуренции с современными АЗК, построенными
ЮКОСом. Между тем альтернативные заправщики всегда задавали тон в
рознице. Именно независимые от нефтяных компаний трейдеры первыми
начали строить в области современные заправочные комплексы. Сегодня,
по словам А. Зубовича, есть потребность строительства в Иркутске
компактных АЗС самообслуживания. Они отчасти позволят разгрузить
центр города, исключить пробки.

Текст соглашения с ЮКОСом предполагает в перспективе разработку
совместной программы, направленной на развитие розницы. Нефтяники и
ИТА договорились о согласованной политике в области реализации
нефтепродуктов по топливным картам и талонам через АЗС и АЗК. В
частности, альтернативные заправщики неоднократно обвиняли «дочку»
ЮКОСа — ОАО «Иркутскнефтепродукт» — в необоснованном
предоставлении скидок для своих клиентов в размере 9,5%. Такой
дисконт, по словам А.Зубовича, составляет в среднем 1,2 руб. с литра.
При существующих в розничной системе затратах без убытков это сделать
невозможно, считает он.

Соглашением, по словам Е. Матвеевой, со стороны ЮКОСа
предусмотрены приоритетные поставки нефтепродуктов в адрес
предприятий, входящих в Иркутскую топливную ассоциацию. Кроме
того, компания рассматривает возможность предоставления скидок от
уровня базовых цен на нефтепродукты. Порядок и условия
предоставления скидок будут определяться сторонами дополнительно.

Председатель комитета по собственности Законодательного собрания
Иркутской области Юрий Фалейчик, комментируя ситуацию, отметил,
что ни ЮКОСу, ни заправщикам не нужен взрыв в отношениях. Он
подчеркнул, что сегодня нет закона, который встал бы на сторону
альтернативщиков. НК имеет основания проигнорировать их требования,
хотя нефтяной гигант не собирается «бегать с пистолетом», а наоборот,
сдает свои заправки в аренду.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры