издательская группа
Восточно-Сибирская правда

О муниципальных выборах В Иркутской области

Глава 9. Финансирование муниципальных выборов

Глава 9. Финансирование муниципальных выборов

Статья 80. Финансовое обеспечение подготовки и проведения
муниципальных выборов

1. Расходы, связанные с подготовкой и проведением муниципальных
выборов, обеспечением деятельности избирательных комиссий в
течение срока их полномочий, эксплуатацией и развитием средств
автоматизации, а также с повышением правовой культуры
избирателей и обучением организаторов выборов, производятся
избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти
цели из местного бюджета. Указанные расходы предусматриваются
местным бюджетом в соответствии с бюджетной классификацией
Российской Федерации.

2. Средства на подготовку и проведение муниципальных выборов,
предусмотренные местным бюджетом, поступают в распоряжение
избирательной комиссии муниципального образования в
десятидневный срок со дня официального опубликования
(публикации) решения о назначении муниципальных выборов.

3. В случае проведения досрочных либо повторных муниципальных
выборов объем средств, выделенных из местного бюджета на их
подготовку и проведение, не может быть меньше суммы,
содержащейся в отчете избирательной комиссии муниципального
образования о расходовании средств при подготовке и проведении
предыдущих муниципальных выборов соответствующего вида (с
учетом изменения минимального размера оплаты труда,
установленного федеральным законом для регулирования оплаты
труда на день официального опубликования (публикации) решения о
назначении предыдущих муниципальных выборов).

4. Если на финансирование муниципальных выборов, в том числе
досрочных либо повторных, не выделен достаточный объем средств
из местного бюджета, а также в случае несвоевременного или
неполного перечисления средств, выделенных из местного бюджета,
избирательная комиссия муниципального образования либо
Избирательная комиссия области, если избирательная комиссия
муниципального образования не является юридическим лицом, имеет
право получить кредит на конкурсной основе в банках. При этом
общий объем средств на подготовку и проведение муниципальных
выборов не может превышать сумму, содержащуюся в отчете
избирательной комиссии муниципального образования о
расходовании средств при подготовке и проведении предыдущих
муниципальных выборов соответствующего вида (с учетом изменения
минимального размера оплаты труда, установленного федеральным
законом для регулирования оплаты труда на день официального
опубликования (публикации) решения о назначении предыдущих
муниципальных выборов). Уполномоченный орган местного
самоуправления обязан в десятидневный срок со дня обращения
избирательной комиссии выдать ей муниципальную гарантию
исполнения обязательства возврата кредитных средств, включая
начисляемые на них проценты.

5. Возврат полученного кредита и уплата процентов за пользование
им осуществляются за счет средств местного бюджета. Объем
расходов на погашение данного долгового обязательства
утверждается решением представительного органа местного
самоуправления о местном бюджете на очередной финансовый год
целевым назначением.

6. Объем средств на проведение муниципальных выборов
избирательная комиссия муниципального образования не позднее чем
за 55 дней до дня голосования распределяет окружным
избирательным комиссиям при проведении муниципальных выборов
депутатов либо территориальным избирательным комиссиям при
проведении муниципальных выборов главы (в случае участия
территориальных избирательных комиссий в подготовке и проведении
муниципальных выборов главы в соответствии с пунктом 5 статьи 30
настоящего Закона).

Окружные избирательные комиссии при проведении муниципальных
выборов депутатов, территориальные избирательные комиссии при
проведении муниципальных выборов главы (либо избирательная
комиссия муниципального образования в случае, если
территориальные избирательные комиссии не участвуют в подготовке
и проведении муниципальных выборов главы в соответствии с
пунктом 5 статьи 30 настоящего Закона) распределяют средства на
проведение муниципальных выборов и перечисляют их участковым
избирательным комиссиям не позднее чем за 25 дней до дня
голосования, а в исключительных случаях, предусмотренных пунктом
4 статьи 36 настоящего Закона, — сразу после сформирования
соответствующей участковой избирательной комиссии.

В случае проведения внеочередных или повторных муниципальных
выборов, а также в случае несвоевременного или неполного
финансирования муниципальных выборов избирательные комиссии
распределяют средства по мере их поступления.

7. Председатели избирательных комиссий распоряжаются денежными
средствами, выделенными на подготовку и проведение
муниципальных выборов, и несут ответственность за соответствие
финансовых документов решениям избирательных комиссий по
финансовым вопросам и за представление отчетов о расходовании
указанных средств в порядке и сроки, которые установлены
настоящим Законом.

8. Неизрасходованные избирательными комиссиями средства,
полученные из местного бюджета, после окончания муниципальных
выборов подлежат возврату в соответствующий местный бюджет не
позднее чем через 3 месяца после опубликования общих результатов
выборов.

9. Неизрасходованные кредитные средства возвращаются
избирательной комиссией муниципального образования банку,
предоставившему соответствующий кредит, не позднее чем через 3
месяца со дня официального опубликования общих результатов
муниципальных выборов.

Статья 81. Избирательные фонды кандидатов

Кандидат обязан создать собственный избирательный фонд, за
исключением случая, когда в соответствующем избирательном округе
на день назначения муниципальных выборов зарегистрировано не
более 5000 избирателей. В указанном случае создание
избирательного фонда не обязательно при условии, что
финансирование своей избирательной кампании кандидатом не
производится. Кандидат обязан уведомить комиссию, определяющую
результаты в округе, в письменной форме о несоздании фонда
одновременно с представлением заявления, предусмотренного
подпунктом 1 пункта 2 статьи 52, пунктом 17 статьи 53, подпунктом 1
пункта 9 статьи 54 настоящего Закона.

Информация о возможности не создавать избирательный фонд
доводится до сведения избирателей избирательной комиссией
муниципального образования путем размещения в средствах
массовой информации, указанных в части второй пункта 2 статьи 70
настоящего Закона, либо на стенде в помещении избирательной
комиссии муниципального образования, либо иным путем.

Статья 82. Источники формирования и размеры избирательных фондов

1. Избирательные фонды кандидатов могут формироваться только за
счет следующих денежных средств:

1) собственных средств кандидата, которые в совокупности не могут
превышать 20 процентов от предельной суммы всех расходов из
средств избирательного фонда кандидата, установленной в
соответствии с настоящим Законом;

2) средств, которые выделены кандидату выдвинувшим его
избирательным объединением, избирательными объединениями,
входящими в выдвинувший его избирательный блок, и которые в
совокупности не могут превышать 50 процентов от предельной суммы
всех расходов из средств избирательного фонда кандидата,
установленной в соответствии с настоящим Законом;

3) добровольных пожертвований граждан и юридических лиц в
размере, не превышающем соответственно 1 и 10 процентов от
предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда
кандидата, установленной в соответствии с настоящим Законом
области, для каждого гражданина, юридического лица;

4) средств, выделенных зарегистрированному кандидату комиссией,
определяющей результаты в округе в равном размере с иными
зарегистрированными кандидатами.

2. При проведении муниципальных выборов главы предельная сумма
всех расходов кандидата из средств его избирательного фонда не
может превышать (в случае, если в муниципальном образовании
имеются муниципальные организации телерадиовещания и (или)
муниципальные периодические печатные издания):

а) 600 000 рублей — при количестве зарегистрированных избирателей
в муниципальном образовании не более 20 000 человек;

б) 700 000 рублей — при количестве зарегистрированных избирателей
в муниципальном образовании не более 30 000 человек;

в) 800 000 рублей — при количестве зарегистрированных избирателей
в муниципальном образовании не более 50 000 человек;

г) 900 000 рублей — при количестве зарегистрированных избирателей
в муниципальном образовании не более 100 000 человек;

д) 1 000 000 рублей — при количестве зарегистрированных
избирателей в муниципальном образовании не более 400 000
человек;

е) 1 500 000 рублей — при количестве зарегистрированных
избирателей в муниципальном образовании более 400 000 человек.

При проведении муниципальных выборов депутатов размеры
предельной суммы всех расходов кандидата, указанные в подпунктах
«а» — «е» настоящего пункта, уменьшаются в 2 раза.

3. В случае, если на территории муниципального образования
отсутствуют муниципальные организации телерадиовещания и (или)
муниципальные периодические печатные издания, предельная сумма
всех расходов кандидата из средств его избирательного фонда,
рассчитанная в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи,
увеличивается путем умножения на 1,2.

4. В случае, если территория избирательного округа полностью лежит
за пределами городского населенного пункта, предельная сумма всех
расходов кандидата из средств его избирательного фонда,
рассчитанная в соответствии с пунктами 2, 3 настоящей статьи,
увеличивается путем умножения на 1,2.

5. Предельная сумма всех расходов кандидата из средств его
избирательного фонда, установленная пунктом 2 настоящей статьи, а
также размеры средств, указанных в пункте 7 статьи 89 настоящего
Закона, ежегодно, начиная с 1 января 2004 года, индексируются с
учетом уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о
федеральном бюджете на очередной финансовый год. При этом
устанавливающие уровень инфляции положения федерального
закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год,
вступившие в силу в период избирательной кампании, в ходе данной
избирательной кампании для индексации указанной предельной
суммы не применяются.

6. Запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды
кандидатов:

1) иностранным государствам и иностранным юридическим лицам;

2) иностранным гражданам;

3) лицам без гражданства;

4) гражданам Российской Федерации, не достигшим возраста 18 лет
на день голосования;

5) российским юридическим лицам с иностранным участием, если
доля иностранного участия в их уставном (складочном) капитале
превышает 30 процентов на день официального опубликования
(публикации) решения о назначении муниципальных выборов (для
открытых акционерных обществ — на день составления списка
акционеров за предыдущий год);

6) международным организациям и международным общественным
движениям;

7) органам государственной власти и органам местного
самоуправления;

8) государственным и муниципальным учреждениям и организациям;

9) юридическим лицам, имеющим государственную и (или)
муниципальную долю в своем уставном (складочном) капитале,
превышающую 30 процентов на день официального опубликования
(публикации) решения о назначении муниципальных выборов;

10) организациям, учрежденным государственными и (или)
муниципальными органами, а также организациям, учрежденным
юридическими лицами, указанными в подпунктах 5, 9 настоящего
пункта;

11) воинским частям, военным учреждениям и организациям,
правоохранительным органам;

12) благотворительным организациям, религиозным объединениям, а
также учрежденным ими организациям;

13) анонимным жертвователям. Под анонимным жертвователем
понимается гражданин, если им не указано в платежном документе на
внесение пожертвования любое из следующих сведений: фамилия,
имя, отчество, адрес места жительства — или если им указаны
недостоверные сведения о себе, либо юридическое лицо, если им не
указано в платежном документе на внесение пожертвования любое из
следующих сведений: идентификационный номер налогоплательщика,
название, банковские реквизиты — или если указаны недостоверные
сведения;

14) юридическим лицам, зарегистрированным менее чем за один год
до дня голосования на муниципальных выборах.

7. В случае дополнительного выдвижения кандидатов при
обстоятельствах, указанных в пункте 12 статьи 60 и пункте 5 статьи 66
настоящего Закона, предельная сумма всех расходов из средств
избирательного фонда ранее зарегистрированных кандидатов,
рассчитанная в соответствии с пунктами 2 — 5 настоящей статьи,
увеличивается в 1,5 раза.

8. Если гражданин, являющийся кандидатом на должность депутата
(члена) представительного или иного выборного органа местного
самоуправления либо главы муниципального образования или иного
выборного должностного лица местного самоуправления,
одновременно выдвинут кандидатом на других выборах, проводимых
на территории избирательного округа, и обязан создать помимо
указанного выше избирательного фонда иные избирательные фонды,
предельной суммой всех расходов из средств этих фондов является
наибольшая из установленных федеральными законами, настоящим
Законом, иным законом области сумма. Указанный гражданин обязан
письменно уведомить избирательную комиссию муниципального
образования об открытии им специальных избирательных счетов на
других выборах, проводимых на территории избирательного округа.

9. При определении предельной суммы всех расходов кандидата из
средств его избирательного фонда в соответствии с пунктами 2 — 5, 7
настоящей статьи, все цифры на всех стадиях расчета округляются до
целых рублей в большую сторону.

Статья 83. Целевое назначение избирательных фондов

1. Право распоряжаться средствами избирательного фонда
принадлежит создавшему этот фонд кандидату. Средства
избирательного фонда имеют целевое назначение и могут
использоваться на следующие цели:

1) финансовое обеспечение организационно-технических
мероприятий, направленных на сбор подписей избирателей в
поддержку выдвижения кандидата, в том числе на оплату труда лиц,
привлекаемых для сбора подписей избирателей;

2) предвыборная агитация, а также оплата работ (услуг)
информационного и консультационного характера;

3) оплата других работ (услуг), выполненных (оказанных) гражданами
Российской Федерации или юридическими лицами, а также иных
расходов, непосредственно связанных с проведением кандидатами
своей избирательной кампании;

4) внесение избирательного залога.

2. В соответствии с Федеральным законом кандидату запрещается
использовать иные денежные средства для оплаты работ, связанных
с его избирательной кампанией, кроме средств, поступивших в его
избирательный фонд. При этом кандидат имеет право использовать
только те денежные средства, которые перечислены отправителями
на специальный избирательный счет его избирательного фонда до
дня голосования и в установленном настоящим Законом порядке.

3. В соответствии с Федеральным законом целевое использование
средств избирательного фонда обеспечивается заключением
договоров (соглашений) с гражданами и юридическими лицами о
выполнении определенных работ (оказании услуг), связанных с
избирательной кампанией кандидата, лично кандидатом либо его
уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также
осуществлением в безналичном порядке расчетов между кандидатом
и юридическими лицами за выполнение указанных работ (оказанных
услуг).

4. В целях осуществления контроля за целевым использованием
средств избирательного фонда комиссия, определяющая результаты
в округе, вправе предложить кандидату для подтверждения им
правомерности использования указанных средств представить в
комиссию к определенному комиссией сроку необходимые документы
и информацию, если действующим федеральным и областным
законодательством не ограничен доступ кандидата к указанным
документам, информации. Установленный избирательной комиссией
срок представления документов, иной информации должен быть
достаточным для получения кандидатом данных документов,
информации в соответствующих органах и организациях, у
соответствующих лиц.

Статья 84. Уполномоченный представитель кандидата по
финансовым вопросам

1. Кандидат вправе назначить уполномоченных представителей по
финансовым вопросам. Уполномоченный представитель по
финансовым вопросам кандидата осуществляет свои действия на
основании нотариально удостоверенной доверенности, которая
выдается кандидатом и в которой указываются фамилия, имя,
отчество, дата рождения, серия, номер (номер), дата выдачи паспорта
или документа, заменяющего паспорт гражданина, адрес места
жительства, полномочия уполномоченного представителя по
финансовым вопросам кандидата, а также приводится образец печати
для финансовых документов.

2. При назначении уполномоченного представителя по финансовым
вопросам кандидат передает ему следующие полномочия:

1) открытие специального избирательного счета;

2) распоряжение средствами избирательного фонда;

3) учет денежных средств избирательного фонда;

4) контроль за поступлением и расходованием средств
избирательного фонда;

5) право подписи на расчетных документах.

3. Кандидат может передать своему уполномоченному представителю
по финансовым вопросам иные, кроме указанных в пункте 2
настоящей статьи, полномочия.

4. Регистрация уполномоченного представителя по финансовым
вопросам кандидата производится комиссией, определяющей
результаты в округе, на основании заявления кандидата,
доверенности, указанной в пункте 1 настоящей статьи, при
предъявлении уполномоченным представителем по финансовым
вопросам кандидата паспорта или документа, заменяющего паспорт
гражданина. Срок полномочий уполномоченного представителя по
финансовым вопросам кандидата начинается со дня регистрации
указанного уполномоченного представителя избирательной комиссией
и истекает через 60 дней со дня голосования, а в случае, если в
соответствии с законом ведется судебное разбирательство с участием
соответствующего кандидата, — с момента вынесения окончательного
решения судом.

5. Кандидат вправе в любое время прекратить полномочия своего
уполномоченного представителя по финансовым вопросам,
письменно известив его об этом и представив письменное заявление
в комиссию, определяющую результаты в округе, вместе с заявлением
о том, на кого возлагаются полномочия отозванного уполномоченного
представителя по финансовым вопросам кандидата. Копии указанных
заявлений должны быть одновременно направлены кандидатом в
соответствующий филиал Сберегательного банка Российской
Федерации.

6. Регистрация вновь назначенного уполномоченного представителя
по финансовым вопросам кандидата осуществляется в порядке,
предусмотренном пунктом 4 настоящей статьи.

Статья 85. Избирательный залог

1. Избирательная комиссия муниципального образования не позднее
чем в трехдневный срок со дня принятия решения о назначении
муниципальных выборов обязана обратиться в филиалы
Сберегательного банка Российской Федерации с просьбой об
открытии специального счета для внесения избирательного залога
кандидатами. Филиалы Сберегательного банка Российской
Федерации в пятидневный срок со дня такого обращения открывают
специальный счет избирательной комиссии муниципального
образования для внесения избирательного залога. Плата за услуги
банка по открытию указанного счета и проведению операций по счету
не взимается. За пользование денежными средствами, находящимися
на указанном счете, проценты банком не уплачиваются. Филиалы
Сберегательного банка Российской Федерации обязаны перечислять
денежные средства, внесенные в качестве избирательного залога, не
позднее следующего операционного дня после получения
соответствующего платежного документа. При этом общий срок
осуществления безналичного платежа не должен превышать 2
операционных дня.

2. При проведении муниципальных выборов депутатов комиссия,
определяющая результаты в округе, сообщает кандидату реквизиты
специального счета избирательной комиссии муниципального
образования для внесения избирательного залога в филиале
Сберегательного банка Российской Федерации при получении от него
заявления о согласии баллотироваться, а если к этому времени такой
счет еще не открыт, — незамедлительно после его открытия.

3. Избирательный залог составляет 15 процентов от предельной
суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата,
установленной в соответствии с пунктами 2 — 5 статьи 82 настоящего
Закона.

4. Избирательный залог вносится кандидатом исключительно из
средств своего избирательного фонда единовременно в полном
объеме на специальный счет избирательной комиссии
муниципального образования не позднее истечения срока,
предусмотренного пунктом 1 статьи 51 настоящего Закона. Повторное
внесение избирательного залога допускается только в случае
повторного представления документов, необходимых для регистрации
кандидата. Кандидат вправе использовать для внесения
избирательного залога средства, перечисленные в избирательный
фонд как с указанием их назначения для внесения избирательного
залога, так и без такого указания. При внесении избирательного
залога кандидат указывает назначение платежа, свои фамилию, имя,
отчество, дату рождения. Если кандидат использовал для внесения
избирательного залога средства, перечисленные в избирательный
фонд с указанием их назначения для внесения избирательного залога,
то при перечислении средств избирательного залога на специальный
счет избирательной комиссии муниципального образования кандидат
обязан представить в письменной форме избирательной комиссии
муниципального образования сведения об источнике (источниках)
поступления этих средств на специальный избирательный счет
кандидата: для гражданина — фамилию, имя, отчество, адрес места
жительства, дату рождения, а для юридического лица —
наименование, реквизиты счета в банке.

5. Граждане и (или) юридические лица, направляющие средства в
избирательный фонд кандидата вправе указать, что данные средства
или обозначенная часть этих средств предназначены для внесения
избирательного залога. В этом случае кандидат не вправе
использовать соответствующие денежные средства на иные цели, чем
внесение избирательного залога. При неиспользовании этих средств
или их части на внесение избирательного залога кандидат обязан
возвратить их (за вычетом расходов на пересылку) не позднее чем
через 10 дней со дня истечения срока подачи документов для
регистрации кандидатов гражданам и юридическим лицам, внесшим
(перечислившим) эти средства.

6. В случае внесения кандидатом избирательного залога на
специальный счет избирательной комиссии муниципального
образования в большем размере, чем это установлено пунктом 3
настоящей статьи, излишек средств возвращается избирательной
комиссией муниципального образования в соответствующий
избирательный фонд в десятидневный срок со дня поступления
избирательного залога на специальный счет.

7. Перечисленные средства возвращаются избирательной комиссией
муниципального образования в соответствующий избирательный
фонд не позднее чем через 20 дней со дня их зачисления на
специальный счет в случае:

1) внесения на специальный счет избирательной комиссии
муниципального образования кандидатом в качестве избирательного
залога средств в меньшем размере, чем это установлено пунктом 3
настоящей статьи;

2) внесения избирательного залога на специальный счет
избирательной комиссии муниципального образования после
истечения срока подачи документов для регистрации кандидатов;

3) внесения избирательного залога из средств избирательного фонда,
сформированного с нарушением настоящего Закона.

8. В случаях снятия кандидатом своей кандидатуры, отзыва
избирательным объединением, избирательным блоком кандидата (за
исключением случаев, предусмотренных пунктом 6 статьи 66
настоящего Закона) внесенный избирательный залог возвращается
избирательной комиссией муниципального образования в
соответствующий избирательный фонд не позднее чем через 10 дней
со дня подачи в соответствующую избирательную комиссию
избирательным объединением, избирательным блоком, кандидатом
соответствующего заявления (уведомления).

9. Если регистрация кандидата была осуществлена на основании
представленных подписей избирателей, избирательный залог,
поступивший от этого кандидата на специальный счет избирательной
комиссии муниципального образования, возвращается в
соответствующий избирательный фонд не позднее чем через 10 дней
со дня регистрации кандидата.

10. Если зарегистрированный кандидат набрал по результатам
голосования не менее 5 процентов голосов избирателей от общего
числа избирателей, принявших участие в голосовании, избирательный
залог, внесенный кандидатом, возвращается не позднее чем через 5
дней со дня официального опубликования результатов выборов в
избирательный фонд такого кандидата независимо от того, признаны
ли выборы состоявшимися в соответствии со статьей 103 настоящего
Закона.

11. Если избирательный залог не подлежит возврату в соответствии с
пунктами 8 — 10 настоящей статьи, он перечисляется избирательной
комиссией муниципального образования в доход местного бюджета не
позднее чем через 30 дней со дня голосования.

12. Кандидат, на специальный избирательный счет которого
избирательная комиссия муниципального образования возвращает
избирательный залог, в течение десяти рабочих дней со дня его
поступления на счет возвращает гражданам и юридическим лицам
средства (за вычетом расходов на пересылку), которые были внесены
ими в избирательный фонд с указанием, что эти средства
предназначены для внесения избирательного залога. Оставшаяся
часть возвращенного избирательной комиссией муниципального
образования избирательного залога, если таковая имеется,
включается в остатки неизрасходованных средств избирательного
фонда кандидата.

13. Перечисление денежных средств, внесенных в качестве
избирательного залога, в доход местного бюджета либо их возврат в
избирательные фонды осуществляются филиалами Сберегательного
банка Российской Федерации по решению избирательной комиссии
муниципального образования. Избирательная комиссия
муниципального образования не может распоряжаться денежными
средствами, внесенными в качестве избирательного залога, иначе чем
в порядке, установленном настоящей статьей.

Статья 86. Специальный избирательный счет

1. Кандидат обязан открыть специальный избирательный счет для
формирования своего избирательного фонда после уведомления
соответствующей избирательной комиссии о своем выдвижении, за
исключением случая, предусмотренного статьей 81 настоящего
Закона.

2. В соответствии с Федеральным законом специальный
избирательный счет для формирования избирательного фонда
кандидата открывается в филиале Сберегательного банка Российской
Федерации. Кандидат вправе открыть только один специальный
избирательный счет для формирования своего избирательного
фонда. Незамедлительно по предъявлении документов,
предусмотренных настоящим Законом и оформленных в
установленном настоящим Законом порядке, филиал
Сберегательного банка Российской Федерации обязан открыть
кандидату специальный избирательный счет. В соответствии с
Федеральным законом плата за услуги банка по открытию счета и
проведению операций по счету не взимается и за пользование
денежными средствами, находящимися на специальном
избирательном счете, проценты банком не уплачиваются. Все
денежные средства зачисляются на специальный избирательный счет
в валюте Российской Федерации.

3. Кандидат открывает специальный избирательный счет на
основании подтверждения, выдаваемого соответствующей
избирательной комиссией в соответствии с пунктом 3 статьи 51
настоящего Закона кандидату или уполномоченному им лицу после
представления им заявления, предусмотренного подпунктом 1 пункта
2 статьи 52, пунктом 17 статьи 53 или подпунктом 1 пункта 9 статьи 54
настоящего Закона. Кандидат может в установленном порядке
поручить открыть специальный избирательный счет своему
уполномоченному представителю по финансовым вопросам,
зарегистрированному соответствующей избирательной комиссией.

4. Все финансовые операции по оплате расходов со специальных
избирательных счетов зарегистрированных кандидатов прекращаются
в день голосования. Финансовые операции по оплате расходов со
специальных избирательных счетов кандидатов, которые не
представили в установленном настоящим Законом порядке в
соответствующую избирательную комиссию документы, необходимые
для регистрации, либо получили отказ в регистрации, либо отозвали
свое заявление о согласии баллотироваться, либо сняли свою
кандидатуру, либо были отозваны избирательным объединением,
избирательным блоком, либо в отношении которых было принято
решение об отмене или аннулировании регистрации, прекращаются
филиалами Сберегательного банка Российской Федерации по
указанию избирательной комиссии муниципального образования.

5. Ответственность за нарушение установленного настоящим Законом
порядка финансирования кандидатом своей избирательной кампании
несет кандидат в соответствии с законодательством Российской
Федерации.

6. На основании ходатайства кандидата избирательная комиссия
муниципального образования может продлить срок проведения
финансовых операций:

1) кандидату, не зарегистрированному до истечения установленного
настоящим Законом срока регистрации кандидатов, — по оплате работ
(услуг, товаров), выполненных (оказанных, приобретенных)
соответственно до даты отказа ему в регистрации, отзыва кандидата
избирательным объединением, избирательным блоком, отзыва
кандидатом своего заявления о согласии баллотироваться, до
установленного настоящим Законом срока представления подписных
листов и иных документов для регистрации;

2) зарегистрированному кандидату, снявшему свою кандидатуру,
отозванному избирательным объединением, избирательным блоком,
либо зарегистрированному кандидату, в отношении которого было
принято решение об отмене или аннулировании регистрации, — по
оплате работ (услуг, товаров), выполненных (оказанных,
приобретенных) соответственно до даты снятия кандидатуры, отзыва
зарегистрированного кандидата, принятия решения об отмене или
аннулировании регистрации;

3) иным кандидатам — по оплате работ (услуг, товаров), выполненных
(оказанных, приобретенных) до дня голосования.

Статья 87. Открытие специального избирательного счета
при отсутствии на территории избирательного
округа филиала Сберегательного банка Российской Федерации

При отсутствии на территории избирательного округа филиала
Сберегательного банка Российской Федерации кандидат с
разрешения избирательной комиссии муниципального образования
открывает избирательный счет в других кредитных организациях,
расположенных на территории избирательного округа.

В случае отсутствия на территории избирательного округа кредитных
организаций кандидат по согласованию с избирательной комиссией
муниципального образования определяет кредитную организацию, в
которой открывается специальный избирательный счет.

В соответствии с Федеральным законом в случае открытия
избирательного счета в иной кредитной организации последней
реализуются права и обязанности, установленные для филиалов
Сберегательного банка Российской Федерации Федеральным
законом, настоящим Законом, а также иными нормативными
правовыми актами, принятыми в соответствии с законодательством.

Статья 88. Добровольные пожертвования в избирательный
фонд кандидата

1. Добровольное пожертвование гражданина в избирательный фонд
кандидата вносится в отделение связи, кредитную организацию лично
гражданином Российской Федерации из собственных средств по
предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт
гражданина. При внесении добровольного пожертвования гражданин
указывает в платежном документе следующие сведения о себе:
фамилию, имя, отчество, дату рождения и адрес места жительства,
серию и номер (номер) паспорта или документа, заменяющего
паспорт гражданина, сведения о гражданстве.

2. Добровольные пожертвования юридических лиц в избирательный
фонд кандидата осуществляются в безналичном порядке путем
перечисления денежных средств на специальный избирательный
счет. При внесении добровольного пожертвования юридическим
лицом в платежном документе указываются следующие сведения о
нем: идентификационный номер налогоплательщика, наименование,
дата регистрации, банковские реквизиты, отметка об отсутствии
государственной или муниципальной доли в уставном (складочном)
капитале данного юридического лица либо о наличии такой доли с
указанием ее размера, отметка об отсутствии иностранного участия в
уставном (складочном) капитале данного юридического лица либо о
наличии такого участия с указанием доли этого участия, сведения об
отсутствии в числе учредителей данного юридического лица
государственных и муниципальных органов, а также юридических лиц,
указанных в подпунктах 5, 9 пункта 6 статьи 82 настоящего Закона.

3. Добровольные пожертвования граждан и юридических лиц
перечисляются (зачисляются) на специальный избирательный счет
отделениями связи и кредитными организациями не позднее
следующего операционного дня после получения соответствующего
платежного документа. При этом общий срок осуществления
безналичного платежа не должен превышать 2 операционных дня в
пределах области.

4. Кандидат вправе возвратить жертвователям любое пожертвование,
за исключением пожертвования, внесенного анонимным
жертвователем. Если добровольное пожертвование поступило в
избирательный фонд кандидата от гражданина или юридического
лица, не имеющих права осуществлять такое пожертвование, или в
размере, превышающем размер, предусмотренный пунктом 1 статьи
82 настоящего Закона, либо с нарушением требований пунктов 1, 2
настоящей статьи, кандидат обязан не позднее чем через 10 дней со
дня поступления пожертвования на специальный избирательный счет
возвратить его жертвователю полностью или ту его часть, которая
превышает установленный максимальный размер добровольного
пожертвования (за вычетом расходов на пересылку), с указанием
причины возврата. Кандидат не несет ответственность за принятие
пожертвований, при переводе которых жертвователи указали
недостоверные сведения, предусмотренные пунктами 1, 2 настоящей
статьи, если кандидат своевременно не получил сведения о
неправомерности данных пожертвований.

5. Пожертвования, внесенные анонимными жертвователями, не
позднее чем через 10 дней со дня поступления на специальный
избирательный счет должны перечисляться кандидатом в доход
местного бюджета.

6. Граждане и юридические лица вправе оказывать финансовую
поддержку кандидату только через его избирательный фонд.
Запрещаются без письменного согласия кандидата или его
уполномоченного представителя по финансовым вопросам и без
оплаты из избирательного фонда соответствующего кандидата
выполнение оплачиваемых работ, реализация товаров, оказание
платных услуг, прямо или косвенно связанных с выборами и
направленных на достижение определенного результата на выборах.
Запрещаются бесплатное выполнение или выполнение по
необоснованно заниженным (завышенным) расценкам юридическими
лицами, их филиалами, представительствами и иными
подразделениями работ, реализация товаров, оказание услуг, прямо
или косвенно связанных с выборами и направленных на достижение
определенного результата на выборах. Материальная поддержка
кандидату может быть оказана только при ее оплате за счет средств
избирательного фонда соответствующего кандидата. Допускаются
добровольное бесплатное личное выполнение гражданином работ,
оказание им услуг кандидату в ходе избирательной кампании без
привлечения третьих лиц.

Статья 89. Отчетность по средствам избирательных фондов

1. Порядок открытия и ведения специальных избирательных счетов,
учета и отчетности, а также формы отчетности кандидатов о
поступлении и расходовании средств их избирательных фондов
устанавливаются Избирательной комиссией области по согласованию
с Главным управлением Центрального банка Российской Федерации
по Иркутской области. Кандидаты обязаны вести учет поступления и
расходования средств своих избирательных фондов.

2. Кандидаты представляют в комиссию, определяющую результаты в
округе, свои финансовые отчеты со следующей периодичностью:

1) первый финансовый отчет — одновременно с представлением
документов, необходимых для регистрации, в отчет включаются
сведения по состоянию на дату, которая не более чем на 3 дня
предшествует дате сдачи отчета;

2) второй финансовый отчет — не ранее чем за 12 дней и не позднее
чем за 10 дней до дня голосования; в отчет включаются сведения по
состоянию на дату, которая на 3 дня предшествует дате сдачи отчета;

3) итоговый финансовый отчет — не позднее чем через 30 дней после
официального опубликования результатов выборов по
избирательному округу либо общих результатов муниципальных
выборов соответственно. К итоговому финансовому отчету
прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие
поступление и расходование средств избирательного фонда, а также
материалы, указанные в пункте 3 статьи 78 настоящего Закона.

3. Если кандидат утратил свой статус, обязанность сдачи финансового
отчета возлагается на гражданина, являвшегося кандидатом.

4. Копии финансовых отчетов кандидатов передаются комиссией,
определяющей результаты в округе, в средства массовой
информации в течение пяти дней со дня получения указанных
отчетов.

5. В соответствии с Федеральным законом филиалы Сберегательного
банка Российской Федерации не реже одного раза в неделю, а менее
чем за 10 дней до дня голосования — не реже одного раза в 3
операционных дня представляют в комиссию, определяющую
результаты в округе, сведения о поступлении средств на специальные
избирательные счета и о расходовании этих средств в соответствии с
формами, установленными Избирательной комиссией области. При
этом может использоваться государственная автоматизированная
информационная система. Комиссия, определяющая результаты в
округе, периодически, но не реже чем один раз в две недели до дня
голосования направляет информацию о поступлении и расходовании
средств избирательных фондов в средства массовой информации для
опубликования.

Указанные сведения публикуются средствами массовой информации,
указанными в части второй пункта 2 статьи 70 настоящего Закона, за
счет их текущего финансирования.

Комиссия, определяющая результаты в округе, знакомит кандидатов,
а также средства массовой информации по их официальным запросам
со сведениями филиалов Сберегательного банка Российской
Федерации о поступлении и расходовании средств избирательных
фондов.

6. В соответствии с Федеральным законом филиалы Сберегательного
банка Российской Федерации по представлению соответствующей
избирательной комиссии, а по соответствующему избирательному
фонду — также по требованию кандидата, обязаны в трехдневный срок,
а за 3 дня до дня голосования немедленно представить заверенные
копии первичных финансовых документов, подтверждающих
поступление средств в избирательные фонды и расходование этих
средств.

7. Редакции периодических печатных изданий, указанные в части
второй пункта 2 статьи 70 настоящего Закона, в течение трех дней
обязаны публиковать переданные им комиссией, определяющей
результаты в округе, сведения о поступлении средств в
избирательные фонды и расходовании этих средств.

Обязательному опубликованию подлежат сведения:

1) о финансовой операции по расходованию средств из
избирательного фонда в случае, если их размер превышает 40 000 руб.;

2) о юридических лицах, внесших в избирательный фонд
добровольные пожертвования на сумму, превышающую 20 000 руб.;

3) о количестве граждан, внесших в избирательный фонд
добровольные пожертвования на сумму, превышающую 1000 руб.;

4) о средствах, возвращенных жертвователям, в том числе об
основаниях возврата;

5) об общей сумме средств, поступивших в избирательный фонд, и
общей сумме средств, израсходованных из него.

8. Органы государственной власти и уполномоченные ими органы,
осуществляющие регистрацию граждан, юридических лиц, в
пятидневный срок со дня поступления представления
соответствующей избирательной комиссии обязаны осуществить на
безвозмездной основе проверку сведений, указанных гражданами и
юридическими лицами при внесении добровольных пожертвований в
избирательные фонды кандидатов, и сообщить о результатах
проверки в соответствующую избирательную комиссию. Указанные
сведения представляются в соответствии с формами,
установленными Избирательной комиссией области. При этом может
использоваться государственная автоматизированная
информационная система. Избирательная комиссия области
незамедлительно знакомит кандидатов, их уполномоченных
представителей по финансовым вопросам по их запросам с
имеющейся у нее на день поступления соответствующего запроса
информацией. При поступлении в распоряжение комиссии,
определяющей результаты в округе, информации о перечислении
добровольных пожертвований с нарушением пункта 6 статьи 82
настоящего Закона указанная информация незамедлительно
сообщается комиссией, определяющей результаты в округе,
соответствующим кандидатам либо их уполномоченным
представителям по финансовым вопросам.

Статья 90. Возврат денежных средств кандидатами

1. После дня голосования кандидат до представления итогового
финансового отчета, но не ранее возврата избирательной комиссией
муниципального образования средств, внесенных в качестве
избирательного залога (если избирательный залог был внесен),
обязан возвратить неизрасходованные денежные средства
избирательного фонда гражданам и юридическим лицам,
осуществившим добровольные пожертвования либо перечисления в
его избирательный фонд, пропорционально вложенным ими
средствам за вычетом расходов на пересылку. Возврат средств
избирательного залога осуществляется в порядке, установленном
статьей 85 настоящего Закона.

2. По истечении 30 дней со дня голосования филиалы
Сберегательного банка Российской Федерации (иные кредитные
организации в случаях, предусмотренных статьей 87 настоящего
Закона) обязаны перечислить на счет избирательной комиссии
муниципального образования в бесспорном порядке по ее
письменному указанию причитающиеся ей денежные средства, а
оставшиеся денежные средства — в доход местного бюджета.

Статья 91. Финансовое обеспечение избирательных комиссий

1. Расходование средств, выделенных на подготовку и проведение муниципальных выборов, обеспечение деятельности
избирательных комиссий, эксплуатацию и развитие средств
автоматизации, а также на повышение правовой культуры
избирателей и обучение организаторов выборов, производится
избирательными комиссиями самостоятельно на цели, определенные
настоящим Законом.

2. За счет средств местного бюджета финансируются следующие
расходы избирательных комиссий:

1) на дополнительную оплату труда (вознаграждение) членов
избирательных комиссий с правом решающего голоса, работников
аппаратов избирательных комиссий, выплату компенсаций членам
избирательных комиссий с правом решающего голоса,
освобожденным от основной работы на период подготовки и
проведения муниципальных выборов, а также на выплаты гражданам,
привлекаемым к работе в комиссиях по гражданско-правовым
договорам;

2) на изготовление печатной продукции;

3) на приобретение, доставку и установку оборудования (в том числе
технологического), других материальных ценностей, необходимых для
обеспечения выборов и полномочий избирательных комиссий;

4) на транспортные расходы, в том числе при проведении голосования
в труднодоступных или отдаленных местностях;

5) на доставку, хранение избирательной документации, подготовку ее
к передаче в архив или на уничтожение;

6) на развитие избирательной системы, в том числе на внедрение
новых избирательных технологий, средств автоматизации, повышение
правовой культуры избирателей и организаторов выборов;

7) на командировки, оплату средств и услуг связи и другие цели,
связанные с проведением муниципальных выборов, а также с
обеспечением полномочий и деятельности избирательных комиссий.

3. Члену избирательной комиссии с правом решающего голоса может
производиться дополнительная оплата труда (вознаграждение) за
работу в избирательной комиссии в период подготовки и проведения
муниципальных выборов. За членом избирательной комиссии с
правом решающего голоса, освобожденным на основании
представления комиссии от основной работы на указанный период,
сохраняется основное место работы (должность), ему выплачивается
компенсация за период, в течение которого он был освобожден от
основной работы. Размеры и порядок выплаты компенсации и
дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются
избирательной комиссией муниципального образования за счет и в
пределах средств местного бюджета, выделенных на подготовку и
проведение муниципальных выборов.

4. Оплата труда членов избирательной комиссии с правом решающего
голоса, работающих на постоянной (штатной) основе, работников
аппарата избирательной комиссии производится в пределах
выделенных избирательной комиссии средств местного бюджета в
порядке и размерах, устанавливаемых избирательной комиссией
муниципального образования.

5. Порядок открытия и ведения счетов, учета, отчетности и
перечисления денежных средств, выделенных из местного бюджета
избирательной комиссии муниципального образования, другим
избирательным комиссиям на подготовку и проведение
муниципальных выборов, устанавливается в соответствии с
Федеральным законом в инструкции, принимаемой Избирательной
комиссией области по согласованию с Главным управлением
Центрального банка Российской Федерации по Иркутской области.
Плата за услуги банка по открытию счетов избирательных комиссий и
проведению операций по счетам не взимается, за пользование
денежными средствами, находящимися на счетах, банк не уплачивает
проценты. Избирательные комиссии ведут бухгалтерский учет по
использованию средств, выделенных им из областного бюджета.

6. Формы отчетов избирательных комиссий о поступлении и
расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение
муниципальных выборов, и формы, по которым представляются
сведения о поступлении и расходовании средств избирательных
фондов кандидатов, устанавливаются Избирательной комиссией
области по согласованию с Главным управлением Центрального
банка Российской Федерации по Иркутской области.

7. Участковая избирательная комиссия представляет в вышестоящую
избирательную комиссию отчет о поступлении и расходовании
средств областного бюджета, выделенных данной участковой
избирательной комиссии на подготовку и проведение муниципальных
выборов, не позднее чем через 10 дней со дня голосования.

Территориальная избирательная комиссия, если она участвует в
проведении муниципальных выборов главы в соответствии с пунктом
5 статьи 30 настоящего Закона, и окружная избирательная комиссия
при проведении муниципальных выборов депутатов представляет в
избирательную комиссию муниципального образования отчет о
поступлении и расходовании средств местного бюджета, выделенных
данной территориальной (окружной) избирательной комиссии на
подготовку и проведение муниципальных выборов, не позднее чем
через 20 дней со дня голосования.

8. Избирательная комиссия муниципального образования
представляет в представительный орган местного самоуправления и
передает в средства массовой информации отчет о расходовании
средств местного бюджета, а также сведения о поступлении средств в
избирательные фонды кандидатов и расходовании этих средств не
позднее чем через 3 месяца со дня официального опубликования
общих результатов муниципальных выборов.

Статья 92. Контрольно-ревизионная служба при избирательной комиссии муниципального образования

1. Для осуществления контроля за целевым расходованием денежных
средств, выделенных избирательным комиссиям, за источниками
поступления, правильным учетом и использованием денежных
средств избирательных фондов, для проверки финансовых отчетов
кандидатов, а также для организации проверок достоверности
представленных кандидатами сведений об имуществе, о доходах и об
их источниках, контроля за возвратом бюджетных средств,
выделенных соответствующими избирательными комиссиями в
избирательные фонды зарегистрированных кандидатов при
избирательной комиссии муниципального образования может быть
создана контрольно-ревизионная служба.

2. Состав и статус контрольно-ревизионной службы при
избирательной комиссии муниципального образования определяются
Федеральным законом.

3. Контрольно-ревизионная служба по поручению избирательной
комиссии муниципального образования:

1) проверяет финансовые отчеты кандидатов, нижестоящих
избирательных комиссий;

2) организует проверку достоверности представленных кандидатами
сведений об имуществе, о доходах и об их источниках, о денежных
вкладах, ценных бумагах, акциях и ином участии в капитале
коммерческих организаций, об имуществе, находящемся за
пределами территории Российской Федерации, в том числе
переданном в доверительное управление;

3) контролирует соблюдение установленного порядка
финансирования проведения предвыборной агитации, осуществления
иных мероприятий, непосредственно связанных с проведением
избирательной кампании кандидатами;

4) запрашивает и получает от кандидатов, избирательных
объединений, избирательных блоков, избирательных комиссий
информацию по всем вопросам, входящим в ее компетенцию;

5) обращается в органы исполнительной власти, иные
государственные органы, организации любых форм собственности, а
также к гражданам по вопросам, отнесенным к ведению контрольно-
ревизионной службы, запрашивает необходимые сведения и
материалы, связанные с финансовым обеспечением выборов. Ответы
и материалы по обращениям контрольно-ревизионной службы
представляются в десятидневный срок, а за 5 и менее дней до дня
голосования и в день голосования — немедленно;

6) составляет документы о финансовых нарушениях при
финансировании выборов;

7) ставит перед соответствующей избирательной комиссией вопросы
о применении мер ответственности к кандидатам, а также гражданам
и юридическим лицам за нарушения, допущенные ими при
финансировании избирательной кампании;

8) привлекает экспертов к проведению проверок, подготовке
заключений и экспертных оценок.

4. При осуществлении своих полномочий контрольно-ревизионная
служба может использовать государственную автоматизированную
информационную систему.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры