О муниципальных выборах В Иркутской области
Глава 7. Статус кандидатов, зарегистрированных кандидатов. Выбытие кандидата, зарегистрированного кандидата
Глава 7. Статус кандидатов, зарегистрированных кандидатов. Выбытие кандидата, зарегистрированного кандидата
Статья 61. Обеспечение равного статуса кандидатов, зарегистрированных кандидатов
1. Кандидаты обладают равными правами и несут равные
обязанности, за исключением случаев, установленных Федеральным
законом, иными федеральными законами.
2. От имени кандидатов вправе выступать исключительно их
уполномоченные представители по финансовым вопросам и
доверенные лица.
3. Утрачивают права и освобождаются от обязанностей, связанных со
статусом кандидата (за исключением обязанности представить
итоговый финансовый отчет):
1) кандидаты, не представившие в соответствующую избирательную
комиссию документы для регистрации до истечения срока
регистрации;
2) кандидаты, которым было отказано в регистрации, если решение об
отказе в регистрации не оспорено в судебном порядке либо если в
случае оспаривания этого решения его законность подтверждена
вступившим в силу решением суда;
3) кандидаты, снявшие свои кандидатуры; кандидаты, отозванные
выдвинувшими их политическими партиями, избирательными
блоками.
Статья 62. Ограничения, связанные с должностным или со служебным положением
1. Кандидаты, замещающие государственные или муниципальные
должности либо находящиеся на государственной или муниципальной
службе, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами
организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации,
либо работающие в таких организациях, при проведении своей
избирательной кампании не вправе использовать преимущества
своего должностного или служебного положения.
2. Зарегистрированные кандидаты, замещающие государственные
должности категории «А» в органах исполнительной власти или
судебной власти либо выборные муниципальные должности (за
исключением депутатов представительных органов местного
самоуправления), а также зарегистрированные кандидаты,
находящиеся на государственной или муниципальной службе либо
работающие в организациях, осуществляющих выпуск средств
массовой информации (за исключением редакций периодических
печатных изданий, учрежденных кандидатами, избирательными
объединениями), на время их участия в муниципальных выборах
освобождаются от выполнения должностных или служебных
обязанностей и представляют в комиссию, определяющую результаты
в округе, заверенную копию соответствующего приказа
(распоряжения) не позднее чем через 3 дня со дня регистрации
кандидата.
На выборах в представительные органы местного самоуправления
при числе избирателей в избирательном округе 5000 и менее
зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной
службе, на время их участия в выборах могут не освобождаться от
выполнения должностных или служебных обязанностей.
3. Лица, не являющиеся кандидатами и замещающие
государственные или муниципальные должности, в период
избирательной кампании не вправе использовать преимущества
своего должностного или служебного положения в целях выдвижения
и (или) избрания кандидата.
4. Под использованием преимуществ должностного или служебного
положения в настоящем Законе в соответствии с Федеральным
законом следует понимать:
1) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной
зависимости, иных государственных и муниципальных служащих к
осуществлению в служебное время деятельности, способствующей
выдвижению и (или) избранию кандидата;
2) использование помещений, занимаемых государственными
органами или органами местного самоуправления, для осуществления
деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию
кандидата, в случае, если иным кандидатам не будет гарантировано
использование указанных помещений на таких же условиях;
3) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи,
информационных услуг, оргтехники, обеспечивающих
функционирование государственных органов, органов местного
самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, для
проведения предвыборной агитации;
4) использование на безвозмездной основе или на льготных условиях
транспортных средств, находящихся в государственной или
муниципальной собственности, для осуществления деятельности,
способствующей выдвижению и (или) избранию кандидата;
5) сбор подписей избирателей, ведение предвыборной агитации
лицами, замещающими государственные или муниципальные
должности либо находящимися на государственной или
муниципальной службе, в ходе служебных (оплачиваемых за счет
государственных или муниципальных средств) командировок;
6) преимущественный по сравнению с другими кандидатами доступ к
государственным и муниципальным средствам массовой информации
в целях сбора подписей избирателей или ведения предвыборной
агитации;
7) агитационное выступление при проведении массовых мероприятий,
организуемых в период избирательной кампании государственными и
муниципальными органами и организациями, за исключением
мероприятий, предусмотренных пунктом 9 статьи 77 настоящего
Закона, а также не оплаченное из соответствующего избирательного
фонда обнародование в период избирательной кампании в средствах
массовой информации, агитационных печатных материалах отчетов о
проделанной работе, распространение от имени гражданина,
являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов.
5. Соблюдение перечисленных в пункте 4 настоящей статьи
ограничений не должно препятствовать осуществлению депутатами
представительных органов местного самоуправления своих
полномочий и выполнению ими своих обязанностей перед
избирателями.
6. Должностным лицам, журналистам и иным творческим работникам
организаций, осуществляющим выпуск средств массовой информации
(за исключением редакций периодических печатных изданий,
учрежденных кандидатами, избирательными объединениями), если
указанные лица являются кандидатами либо доверенными лицами
кандидатов, запрещается участвовать в освещении избирательной
кампании через средства массовой информации.
Статья 63. Доверенные лица кандидата
1. При проведении муниципальных выборов депутатов кандидат
вправе назначить до десяти доверенных лиц.
При проведении муниципальных выборов главы кандидат вправе
назначить до тридцати доверенных лиц.
2. Регистрация доверенных лиц осуществляется комиссией,
определяющей результаты в округе, незамедлительно после
поступления письменного заявления кандидата о назначении
доверенных лиц и заявления самого гражданина о согласии быть
доверенным лицом. В заявлении указываются фамилия, имя,
отчество, дата рождения, основное место работы или службы (в
случае отсутствия основного места работы или службы — род занятий),
занимаемая должность, адрес места жительства доверенного лица
(наименование субъекта Российской Федерации, район, город, иной
населенный пункт, улица, номера дома и квартиры), серия и номер
паспорта или заменяющего его документа, дата его выдачи.
Список доверенных лиц кандидата представляется в избирательную
комиссию в печатном и машиночитаемом виде по форме,
установленной избирательной комиссией муниципального
образования.
3. В соответствии с Федеральным законом доверенными лицами
кандидатов не могут быть кандидаты, лица, замещающие
государственные должности категории «А» или выборные
муниципальные должности. Государственные и муниципальные
служащие могут быть назначены доверенными лицами при условии их
освобождения от исполнения служебных обязанностей на период
исполнения полномочий доверенного лица. Регистрация доверенного
лица, являющегося государственным или муниципальным служащим,
осуществляется при условии представления в комиссию,
определяющую результаты в округе, приказа об освобождении его от
исполнения служебных обязанностей (в том числе на период отпуска).
3. Доверенные лица получают от избирательной комиссии
удостоверения и участвуют в избирательной кампании кандидата, в
том числе осуществляют агитационную деятельность. На период
полномочий доверенного лица администрация (работодатель)
обязана (обязан) предоставлять доверенным лицам по их просьбе
неоплачиваемый отпуск в период со дня регистрации доверенных лиц
до дня официального опубликования общих итогов муниципальных
выборов (либо дня утраты кандидатом, зарегистрированным
кандидатом своего статуса).
Доверенные лица имеют также полномочия наблюдателя.
4. Кандидат, назначивший доверенных лиц, вправе в любое время
отозвать их и назначить взамен других доверенных лиц, уведомив об
этом комиссию, определяющую результаты в округе, которая
аннулирует выданные отозванным доверенным лицам удостоверения.
Доверенное лицо кандидата вправе в любое время по собственной
инициативе сложить с себя свои полномочия, вернув в комиссию,
определяющую результаты в округе, выданное ему удостоверение и
уведомив об этом кандидата.
5. Полномочия доверенных лиц кандидата начинаются со дня,
следующего за днем их регистрации комиссией, определяющей
результаты в округе, и заканчиваются вместе с утратой статуса
назначившего их кандидата, за исключением случая,
предусмотренного пунктом 4 настоящей статьи, но не позднее дня
официального опубликования общих результатов муниципальных
выборов, а если по жалобам, поданным доверенным лицом либо
представляемым им кандидатом в связи с нарушениями настоящего
Закона, ведется судебное разбирательство, — не позднее дня
вынесения судом окончательного решения.
Статья 64. Центры поддержки избирательной кампании
кандидата
1. Кандидаты вправе создавать в пределах территории
избирательного округа, в котором они выдвинуты, центры поддержки
своей избирательной кампании (далее — центры поддержки) и
информировать комиссию, определяющую результаты в округе, об их
месте нахождения и контактных телефонах.
2. Центры поддержки создаются для обеспечения осуществления
кандидатом своей избирательной кампании, в том числе
осуществления кандидатом агитационной и иной деятельности,
способствующей его избранию, в соответствии с действующим
законодательством.
3. Центры поддержки создаются в различных организационных
формах и могут иметь различные наименования в соответствии с
действующим законодательством.
Для функционирования центра поддержки могут привлекаться
граждане Российской Федерации в порядке, установленном трудовым
или гражданским законодательством.
4. Статус центра поддержки не влечет наличия у центра поддержки
или его сотрудников полномочий доверенного лица, наблюдателя,
избирательного объединения, избирательного блока или их
уполномоченного представителя, а также иных лиц, организаций,
государственных органов или органов местного самоуправления,
участие которых в выборах предусмотрено Федеральным законом.
Статья 65. Гарантии деятельности зарегистрированного
кандидата
1. Работодатель, руководитель государственного органа или его
соответствующего подразделения, командир воинской части,
администрация учебного заведения, в которых работает, служит,
проходит альтернативную гражданскую службу, военные сборы,
учится кандидат, со дня регистрации кандидата избирательной
комиссией до дня официального опубликования результатов
муниципальных выборов обязаны по заявлению, рапорту
зарегистрированного кандидата освободить его от работы, службы,
учебных занятий в любой день и на любое время в течение этого
срока.
2. В соответствии с Федеральным законом зарегистрированный
кандидат в течение срока, указанного в пункте 1 настоящей статьи, по
инициативе администрации (работодателя) не может быть уволен с
работы, со службы, отчислен из образовательного учреждения или
без его согласия переведен на другую работу, в том числе на работу в
другую местность, а также направлен в командировку, призван на
военную службу, военные сборы, направлен на альтернативную
гражданскую службу. Время участия зарегистрированного кандидата в
муниципальных выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той
специальности, по которой он работал до регистрации в качестве
кандидата.
3. В соответствии с Федеральным законом зарегистрированный
кандидат не может быть привлечен к уголовной ответственности,
арестован или подвергнут в судебном порядке административному
наказанию без согласия прокурора, к компетенции которого
федеральными законами отнесено решение данного вопроса.
4. Зарегистрированный кандидат, его доверенное лицо имеют право
получить в комиссии, определяющей результаты в округе, список
избирательных участков с указанием их границ, адресов и телефонов
избирательных комиссий, участвующих в подготовке и проведении
муниципальных выборов, адресов помещений для голосования.
5. Зарегистрированный кандидат утрачивает права и освобождается
от обязанностей, которые связаны со статусом зарегистрированного
кандидата, со дня официального опубликования общих результатов
муниципальных выборов, а при досрочном выбытии — с даты выбытия.
Утрачивают права и освобождаются от обязанностей, связанных со
статусом зарегистрированных кандидатов (за исключением
обязанности представить итоговый финансовый отчет):
1) зарегистрированные кандидаты, регистрация которых была
отменена (аннулирована) в установленном порядке, если решение об
отмене регистрации, аннулировании регистрации не оспорено в
судебном порядке либо если в случае оспаривания этого решения его
законность подтверждена вступившим в силу решением суда;
2) зарегистрированные кандидаты, снявшие свои кандидатуры;
зарегистрированные кандидаты, отозванные выдвинувшими их
политическими партиями, избирательными блоками.
Статья 66. Выбытие кандидата, зарегистрированного кандидата
1. Кандидат, зарегистрированный кандидат вправе в любое время, но
не позднее чем за 3 дня до дня голосования снять свою кандидатуру,
подав письменное заявление в комиссию, определяющую результаты
в округе. Указанное заявление не подлежит отзыву. Если кандидат
был зарегистрирован, на основании полученного заявления комиссия,
определяющая результаты в округе, в течение суток принимает
решение об аннулировании регистрации подавшего заявление
кандидата. Зарегистрированный кандидат вправе снять свою
кандидатуру менее чем за 3 дня до дня голосования только при
наличии вынуждающих обстоятельств.
2. Орган избирательного объединения, избирательного блока,
принявший решение о выдвижении кандидата, вправе в любое время,
но не позднее чем за 5 дней до дня голосования на общих выборах
отозвать этого кандидата, подав письменное заявление об этом в
комиссию, определяющую результаты в округе. Указанное заявление
не подлежит отзыву. В случае отзыва зарегистрированного кандидата
избирательная комиссия принимает решение об аннулировании
регистрации кандидата.
3. Избирательная комиссия, приняв решение об аннулировании
регистрации кандидата, уведомляет об этом лицо, в отношении
которого принято данное решение, и выдает ему копию указанного
решения в день его принятия, а в случае отсутствия указанного лица
направляет ему копию решения по почте.
4. Комиссия, определяющая результаты в округе, признает кандидата
выбывшим в случае его смерти, признания его умершим.
5. Если к дню голосования при проведении муниципальных выборов
депутатов в избирательном округе не останется ни одного
зарегистрированного кандидата, а при проведении муниципальных
выборов главы останется менее двух зарегистрированных
кандидатов, либо число зарегистрированных кандидатов в
многомандатном избирательном округе окажется меньше
установленного числа мандатов или равным ему, муниципальные
выборы в данном округе по решению комиссии, определяющей
результаты в округе, откладываются на срок не более шести месяцев
для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления
последующих избирательных действий.
При отложении выборов и осуществлении последующих
избирательных действий допускается повторная регистрация в
установленном настоящим Законом порядке выбывшего ранее
кандидата, если иное не предусмотрено Федеральным законом.
Если ко дню голосования на муниципальных выборах депутатов в
избирательном округе останется один кандидат, голосование
проводится по одной кандидатуре. При этом кандидат считается
избранным, если за него проголосовало не менее 50 процентов
избирателей, принявших участие в голосовании.
6. В случае наступления указанных в пункте 5 настоящей статьи
обстоятельств в результате того, что зарегистрированный кандидат
без вынуждающих обстоятельств снял свою кандидатуру либо
избирательное объединение, избирательный блок отозвали
зарегистрированного кандидата, все расходы, понесенные комиссией,
определяющей результаты в округе, при подготовке и проведении
выборов, возмещаются за счет этого кандидата, избирательного
объединения, избирательного блока. В случае, если обязанность
возместить указанные расходы возлагается на избирательный блок,
необходимые для возмещения средства распределяются в равных
долях между политическими партиями, их региональными
отделениями, иными общественными объединениями, входящими в
этот блок на день принятия им соответствующего решения, если иное
распределение не предусмотрено в решении о создании этого
избирательного блока, представленном избирательную комиссию,
зарегистрировавшую избирательный блок.
7. Под обстоятельствами, вынуждающими зарегистрированного
кандидата к снятию своей кандидатуры, избирательное объединение,
избирательный блок — к отзыву выдвинутых ими зарегистрированных
кандидатов, понимаются признание зарегистрированного кандидата
судом недееспособным, ограниченно дееспособным, тяжелая
болезнь, стойкое расстройство здоровья зарегистрированного
кандидата, его близких родственников.