Бюджетный вопрос
Главу налогового ведомства обвиняют в отсутствии политкорректности Обсуждение темы наполнения бюджета будущего года приобретает оттенок публичного скандала. В силу разных обстоятельств областные власти и фискальное ведомство имеют диаметрально противоположные взгляды на проблему формирования доходной части казны. А урегулировать ситуацию, возможно, придется при участии министра финансов Алексея Кудрина и министра налогов и сборов Геннадия Букаева. На имя обоих федеральных чиновников ГФУ готовит письма с просьбой дать оценку принятому недавно во втором чтении главному финансовому документу Иркутской области.
В минувшую пятницу первый заместитель начальника главного финансового управления
администрации Владимир Пашков встретился с журналистами с тем, чтобы дать оценку
заявлению своего тезки, руководителя УМНС Владимира Васькова. Главный в Иркутской
области налоговик накануне заявил журналистам, что доходная часть бюджета-2004
завышена в части поступлений налога на прибыль, налога на имущество и сборов за
пользование природными ресурсами на 1,6 млрд. руб., о чем сообщалось и в
администрацию области, и в Законодательное собрание. По его словам, бюджет нуждается в
корректировке.
В. Пашков, в свою очередь, выразил недоумение тем обстоятельством, что обсуждение,
как он выразился, «рабочих вопросов» перенесено в публичную плоскость и превращено в
PR. По его мнению, такой шаг либо продиктован политическими соображениями, либо
объясняется тем, что налоговики «боятся, что не соберут эти 1,6 млрд. рублей». По итогам
10 месяцев текущего года федеральный бюджет исполняется на 103,5%, а областной —
на 94,7%. В. Пашков заявил, что УМНС как федеральное ведомство больше заинтересовано
в наполнении федеральной казны.
«Мы считаем бюджет по одной методике, а у налоговых органов, по всей видимости,
существует своя», — говорит В. Пашков. Консолидированный бюджет традиционно
формируется на основе информации налоговой инспекции по методике, разработанной
Минфином РФ, утверждает он. В отличие от бюджета-2003, бюджет будущего года
сформирован на базе консервативного, а не оптимистичного сценария развития
экономики. Проект бюджета был проанализирован специалистами Контрольно-счетной
палаты, его параметры практически совпали с оценками аудиторов КСП, подчеркнул замначальника
ГФУ.
«ГФУ готовит письма в адрес министров Кудрина и Букаева, где просит их дать оценку
не просто проекту бюджета, а методике, по которой он сверстан, — рассказал В. Пашков. —
— В случае, если наша методика будет признана неверной, область сможет рассчитывать
на дополнительные трансферты из федеральной казны». Хотя тут же признался, что
надежд на такой вариант развития событий практически нет.
В. Пашков считает, что, оценивая доходную часть бюджета, в УМНС не учли рост
отчислений налога на прибыль от железной дороги в сумме 400 млн. рублей. Он
подчеркнул, что выполнение статьи «ресурсные налоги» будет обеспечено за счет
сохранения существующего порядка взимания водного налога. Кроме того, в
администрации Иркутской области разрабатывается ряд соглашений с крупными
корпорациями, работающими на территории региона, ими будет зарегулирован и
фискальный вопрос.
Замначфина обозначил в том числе и некоторые претензии к налоговым органам. Наряду
с отсутствием борьбы с серыми зарплатными схемами он отметил пассивность в работе с
предприятиями лесной отрасли, которые дают несопоставимо малые в сравнении с
объемами производства поступления в бюджет. Кроме того, как сказал В.Пашков,
Иркутская область в числе немногих регионов России, где существуют задержки возврата
НДС предприятиям-экспортерам.
Выступление Владимира Пашкова не осталось без внимания УМНС. В тот же день пресс-
служба распространила сообщение, в котором настаивает на том, что процесс
формирования бюджета должен быть публичным. Налоговики напомнили: доходная база
бюджета области завышается второй год подряд. В отношении бюджета текущего года
«цифры, представленные УМНС, подтвердились до долей процента». Плановое задание
на 2003 год, по расчетам налоговой службы, завышено почти на 1,7 млрд. руб. За 10 мес.
текущего года отставание по выполнению доходной части бюджета Иркутской области в
части мобилизации контролируемых МНС России налогов и сборов (без учета ТДФ)
составило 1036 млн. рублей.
Вице-спикер Законодательного собрания, председатель комитета по бюджетной политике
Юрий Рожков сказал, что формирование доходной части бюджета — вопрос первого
чтения, а на декабрьской сессии депутатам предстоит рассмотреть и принять документ в
третьем чтении. Он отметил, что «если данные УМНС подтвердят и в Минфине, и в
профильном министерстве, в бюджет области будут внесены изменения». И это может
произойти уже в феврале. В то же время Юрий Рожков подчеркнул, что сверстанная к
настоящему времени доходная часть бюджета совпадает с расчетами Минфина РФ.