Принимай, Ангара, дар от Енисея-богатыря!
или Какой комбайн ждет иркутская земля
В середине 80-х годов взялся я за непростую тему —
решил рассказать о лучшем комбайнере совхоза «Усть-Удинский
имени 50-летия СССР» Жаворонкове. Как удается ему
отменные результаты на жатве получать, как смог свой
старенький СК-3 сохранить, все-таки 13 лет к тому времени
проработал без единого капитального ремонта. Почти
два срока использовалась машина, и в то лето, когда я
встречался со своим героем, он готовил ее к новой страде.
— А что тут удивительного? — с обескураживающей
простотой переспросил при встрече Жаворонков. — Удачная
машина попалась. Получили ее с красноярского завода,
в первый сезон что-то застучало, замену сделали, и теперь
горя не знаю. Как смог без капремонта столько лет
проработать? Так прежде чем в поле выехать, я все
осмотрю, подтяну. Другие чуть подкрутили — и в загонку, а к
обеду возвращаются. Что-то полетело, затрещало. Зато я до
глубокой ночи работаю и тревоги не испытываю.
Директор совхоза, Герой Социалистического Труда Василий
Евгеньевич Ткач так рассказывает о моем герое:
— Жаворонков — обычный механизатор, но все делает
основательно. Поэтому 13 лет машине, а она как часы
работает.
Начал было ту историю рассказывать Герою
Социалистического Труда председателю СХПК имени Парижской
коммуны Николаю Тимофеевичу Романкевичу, а тот перебил:
— Тринадцать лет — не срок. У нас Сергей Козлов на своем
«Енисее» знаешь сколько проработал? Нынче дали ему новый
«Енисей», а старый передали сыну. Когда сверили
документы, то оказалось, что сын моложе того комбайна.
То, о чем пойдет речь дальше, это в основном точка зрения
автора. В башкирском городе Стерлитамаке («Сельская
жизнь», 2002 г.) прошла презентация комбайна «New
Holland», который будет выпускаться на местном СП
«Агромаш». А по соседству, в Ульяновской области,
самарская компания «Агропроминвест» приступает к созданию
своего сборочного производства комбайнов «Massey
Fergusson». Это предприятие планирует ежегодно выпускать
300 комбайнов. Саратов уже наладил выпуск комбайнов
«Кейс». Правда, спустя года два появилось сообщение, что
областные власти приобрели за рубежом уборочной техники
на 600 миллионов долларов. Колоссальные деньги! Это
больше, чем весь бюджет Иркутской области. Зато на полях
зерноуборочные машины самых разных стран и
модификаций. И вот последняя информация. Под Краснодаром
состоялась торжественная церемония по закладке завода
комбайнов германской фирмы «Клаас».
Итак, снова «Запад нам поможет»? А между тем в России
появляются крупные холдинги, объединяющие предприятия
сельхозмашиностроения. Так, ПО «Красноярский завод
комбайнов» входит в ОАО «Агромашхолдинг» — первую в России
компанию, производящую полный спектр сельскохозяйственной
техники.
Я был несколько удивлен заявлением генерального директора
«Леноблагроснаба», заслуженного работника сельского
хозяйства А.Н.Жужгина. Эта организация обслуживает
Ленинградскую область, которая уже лет пятнадцать делает
ставку на зарубежную кормозаготовительную технику, и
вдруг… «к нашим климатическим условиям более всего
подходит двухбарабанный «Енисей-1200 НМ» («Сельская
жизнь», 2002 год). Все десять закупленных комбайнов
хорошо себя показали. Средняя выработка — 670 тонн
зерна, в лучших хозяйствах она составила 820-1100 тонн.
«Качество обмолота отменное, по потерям зерна «Енисей»
оказался на уровне комбайнов лучших иностранных марок. Не
менее важно для нас и то, что «Енисей» обладает
способностью убирать переувлажненные хлеба в фазе
молочно-восковой спелости, с содержанием влаги до 35
процентов».
Но у нас в Приангарье условия все-таки посложнее. Два
года подряд складывается экстремальная обстановка.
Прошлой осенью СХПК «Годовщина Октября» Куйтунского
района закончил уборку за несколько дней до необычно
раннего снегопада.
— Вот что значит новая техника, — говорил мне тогда
председатель Юрий Павлович Подъячих. — Мы получили два
новых «Енисея». Благодаря им и успели все обмолотить.
Этой осенью в хозяйстве работало 15 комбайнов. Намолочено
60 тысяч центнеров зерна. Львиная доля приходится на те
два новых «Енисея». Один намолотил семь с лишним тысяч
центнеров, второй чуть меньше семи тысяч.
Оценивая достижения страды, руководители хозяйств
отмечают не только тех, кто стоит за штурвалом, но и саму
машину. В СХПК «Труд» Куйтунского района Алексей
Домашенко на только что приобретенном «Енисее» намолотил
нынче 6722 центнеров зерна. Вроде бы и не рекорд, даже по
масштабам того хозяйства, но Алексей всего лишь второй
год убирает хлеба. А больше него намолотил только
механизатор, который десять лет выходит в поле и уже не
первый раз выходит в лидеры. Это тоже своеобразная
аттестация техники. Комбайнер почти новичок и уже в
героях. Значит, машину эту нетрудно освоить, она надежна.
У иркутян давно уже сложились хорошие отношения с
красноярскими комбайностроителями. Мы благодарны соседям
за то, что они в тяжелую минуту протянули руку помощи. В
августе область получила 70 жаток, а чуть позже — свыше
100 комбайнов. Причем поставки были сделаны без
предоплаты, оплата будет произведена в первом квартале
следующего года. И новая техника сыграла большую роль в
ускорении жатвы.
— На комбайне работаю два года, — говорит 22-летний
механизатор Леонид Козлов, сын того самого Козлова из
СХПК имени Парижской коммуны, который многие годы
проработал на «Енисее-1200». — В прошлом году мне
вручили «Енисей-1200-1М». Хорошая машина, надежная. Около
16 тысяч центнеров зерна намолотил нынче. А младший брат,
как вам известно, на отцовском «Енисее», у отца тоже
«Енисей», но уже новенький.
Большой интерес вызывает «Енисей-950» («Руслан»). Два
года назад с восторгом говорил мне об этой тогда еще
экспериментальной машине директор Тулунской хлебной
компании Виталий Андрианович Зуев. И не напрасно.
«Руслан» — машина необычная. Он участник пробега от
Красноярска до Орла длиною в пять тысяч километров.
Разумеется, тут важен не только рекорд, но и проверка
возможностей машины. Сложных поломок не было. В Орел
механизаторы вступили в назначенный день. Встреча была
торжественной. Ее приурочили к открытию там завода по
сборке «Енисеев». Кстати, к 1 сентября этого года на
Орловском заводе выпустили 430 комбайнов.
Семейство «Русланов» («Енисей-950» и
«Енисей-954») полюбили не только иркутяне. Заместитель
начальника Алтайского краевого управления сельского
хозяйства Г.Халтурин заявил: «Если бы большинство
комбайнового парка края соответствовало новым «Енисеям»
по показателю потерь зерна, то только благодаря этому
можно было бы реально увеличить намолоты на 20 процентов.
Выступая на международной выставке «Золотая осень-
2002» в Москве, президент «Агромашхолдинга» Юрий
Коропачинский отметил: «Принципиально, что «Енисей-950″
демонстрируется не как выставочный образец, а как
единственный за последние 15 лет российский комбайн,
запущеный в серийное производство. До настоящего времени
это единственный комбайн четвертого класса, выпускаемый в
России». В следующем году объемы производства той машины
планируется довести до тысячи экземпляров. Кстати, эта
модель уже четвертый раз подряд получает золотую медаль
главной агропромышленной выставки, проходящей в Москве.
Однако время не позволяет стоять на месте. На той же
выставке «Золотая осень» впервые был представлен
«Енисей-960». Это переходная модель от комбайнов «Енисей»
четвертого класса к пятому. Во время испытаний на
Алтайской машиноиспытательной станции он уже показал
отличные результаты и не уступил комбайнам пятого класса
других производителей. По словам Юрия Коропачинского,
именно «Енисей-960» станет переходным к новой модели
«Енисей-970», а эта машина составит основу российского
зерноуборочного парка в ближайшие десять лет.
Но вернемся на иркутскую землю.
Более чем на трех тысячах гектарах выращивает колосовые
Тулунская хлебная компания, о которой говорилось выше.
Этой осенью здесь намолотили 26 центнеров с гектара, и
компания вновь вошла в число лидеров по урожайности.
Обмолот вели только «Енисеями». Комбайнов у предприятия
19.
— В основном это комбайны 1983-92 годов выпуска, есть
даже два СКД-5, изготовленных двадцать лет назад,
— говорит главный инженер компании Михаил Иванович
Гильдебрант. — Новых машин всего две: «Енисей-1200»
2000 года выпуска и «Енисей-950» («Руслан») 2001
года. С запчастями проблем нет, приобретаем у фирмы
«Новые технологии», официального дилера «Агромашхолдинга»
в Иркутской области.
Итак, старички — «Енисеи», на которых держится комбайновый
парк Приангарья, и новички с Запада. Первые испытаны,
проверены, но они уже выполнили свой долг и передают
эстафету новому поколению зерноуборочных машин. А из-за
кордона нам предлагают комбайны-красавцы. Но если
соотнести цены, то при 10-15-процентном превосходстве в
производительности цена зарубежной машины выше в 4-5
раз. Другими словами, что тебе нужно, хлебороб: один
комбайн или четыре? Что лучше: бесперебойное снабжение
запчастями или длительное ожидание их в разгар страды?
Поскольку цены на запчасти для импортной техники
«кусаются», то очередной вопрос не ставлю. Пусть сам
хлебороб сведет все воедино и решит, какую технику ему
покупать.