издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Алексей Федоров: "Страна готова к взлету"

  • Автор: Ирина ЕЛОВСКАЯ

Алексей Федоров в особом представлении не нуждается. В нашей области руководитель крупнейшего сибирского авиапредприятия личность известная, а уж в заводском районе Иркутск-2 его знают все. Широта взглядов, умение анализировать местные, государственные и международные проблемы присущи Алексею Федорову и как руководителю регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия".

Экономике нужна стабильность

— Почему, на ваш взгляд, многие наиболее сильные руководители-хозяйственники
выбрали для себя «Единую Россию»?

— Для любого руководителя очень важен стабильный политический и
экономический курс. Невозможно успешно развивать предприятие,
обеспечивать рост производства, реализовывать долгосрочные планы без
стабильности экономической политики страны.

Экономика очень адаптивна. Можно привести множество примеров,
когда в странах с разными политико-экономическими системами существуют
вполне успешные предприятия. Но одно условие должно присутствовать
обязательно — стабильность внутренней политики. Наш президент
В.В.Путин в течение четырех лет сделал государственную стабильность
реальностью. В последние пятнадцать лет нам не хватало именно этого.

Считаю неверным мнение, что руководители предприятий, вступая в
нашу партию, пытаются использовать политическую конъюнктуру в своих
интересах. Главный мотив поддержки «Единой России» промышленниками и
предпринимателями — надежда на устойчивость и развитие страны.

Авиастроители на собственном опыте испытали, что такое нестабильность в
стране. Метания и непредсказуемость разрушали рынки, почти уничтожили
возможность долговременных партнерских связей. Сколько пришлось
приложить сил, чтобы сохранить потенциал авиапрома. Не благодаря, а
вопреки хаотичной экономической ситуации внутри страны в последние
пятнадцать лет.

— Не могли бы вы пояснить, чем, в частности, обоснован ваш
выбор?

— Именно с приходом новой администрации мы почувствовали, что
авиапром не брошен на произвол судьбы. В 2000 и 2001 годах предприятиям
оборонно-промышленного комплекса страны были выплачены все долги по
государственным заказам предыдущего десятилетия. Одновременно мы
стали ощущать реальную поддержку президента и правительства в
реализации наших внутренних и международных программ. Мощное
продвижение программы многоцелевого самолета-амфибии Бе-200 и внутри
страны, и за рубежом стало возможным благодаря скоординированным
усилиям президента, правительства и нашей корпорации.

Малазийский контракт на поставку истребителей Су-30
МКИ, о котором так много говорилось в последнее время, был бы
невозможен без реальной поддержки президента.

Другой немаловажный фактор. Президент и партия «Единая
Россия» поддерживают курс на равенство и единство всех форм
собственности. Это особенно важно, так как во многих секторах экономики
без частной инициативы просто не обойтись, невозможно добиться
эффективной работы.

Почему я так много говорю об экономике? Потому что экономика,
производство — основа развития всех государственных программ, в том числе
и социальных. Без мощной экономики государство практически не в
состоянии выполнять свою социальную функцию.

— «Единую Россию» многие называют партией президентского
большинства. В чем истинный смысл этого выражения?

— Это абсолютно правильное высказывание. Сейчас наблюдается
бурный рост партийных рядов, мы ежемесячно только по Иркутской области
принимаем около тысячи новых «единороссов». В партию вступают
представители рабочего класса, крестьянства, интеллигенции. Согласитесь,
это отражает то, что большинство людей устраивает курс нашего президента
и партии «Единая Россия».

Программа президента понятна всем

— Не припомню, чтобы за последние годы народ так активно
обсуждал президентскую программу. На первый взгляд, она проста:
всего-то три основных задачи…

— Основные лозунги президентской программы понятны всем: борьба
с бедностью, радикальный рост экономики, реформирование российских
вооруженных сил.

Первая составляющая — самая важная. Бедность — самый тяжелый
социальный фактор, который сегодня существует в нашем обществе. Это не
только тысячи людей, которые едва сводят концы с концами. Бедность как
социальное явление несет в себе и большую опасность, так как она
порождает рост преступности. Поэтому борьба с бедностью — приоритетное
направление, высказанное президентом и нашедшее поддержку в «Единой
России».

Вторая задача — экономическая — удвоение ВВП. Она напрямую связана с
первой. С бедностью нельзя бороться, не развивая экономику. Мы ставим
перед собой довольно амбициозную задачу — поднять вдвое уровень жизни
россиян. Причем это касается не роста заработной платы в чистом виде, а
всех аспектов жизни человека: обеспеченности и доступности жилья,
получения услуг здравоохранения культуры. Все социальные программы
напрямую связаны с резким оздоровлением экономики.

— Вы — опытный хозяйственник, не понаслышке знакомый с
экономической обстановкой в стране. На ваш взгляд, удвоение ВВП —
выполнимая задача?

— Для нас, людей, работающих в реальной экономике,
промышленности, это должно быть основной целью. Экономически эта
задача вполне реальна и обоснованна. Не только наши экономисты, но и
зарубежные эксперты подтверждают достижимость удвоения ВВП России.
Такая страна, как Россия, с ее интеллектуальными, научно-техническими,
промышленными и природными ресурсами в состоянии сделать серьезный
экономический рывок. Кстати, такие программы вполне успешно
реализованы, к примеру, в Китае.

Две причины успеха

— Для многих иркутян авиазавод стал символом успеха. Что
необходимо для того, чтобы успех стал реальностью?

— Иркутский авиационный завод был и продолжает оставаться
лидером авиационной промышленности России. По оценке журнала
«Эксперт», корпорация «Иркут» за прошлый год признана наиболее
динамично развивающейся российской компанией. И, что особенно приятно,
«Иркут» является самой крупной промышленной компанией Сибири.

Первопричин успеха — две. В конце 80-х появился конкурентоспособный
продукт — самолет-истребитель Су-30. С этой продукцией стало возможным
конкурировать на международном рынке авиационной техники. Но, как мне
кажется, второй и, может быть, основной причиной успехае стало то, что и
коллектив, и руководство надеялись только на собственные силы. Я знаю
многих своих коллег — руководителей, которые все время ждали манны
небесной, того, что кто-то должен и помочь, и поддержать, и направить: В
результате ожидания оказались бесплодными, и эти предприятия на сегодня
либо влачат жалкое существование либо исчезли вообще.

Мы же для себя решили, что, если ты в этой жизни чего-то хочешь
добиться, добивайся самостоятельно. Если экономическая ситуация
благоприятная, тебе просто будет удобнее работать, если неблагоприятная —
то это не должно останавливать, надо искать нишу. Опора на давних
партнеров (с Индией начали работать еще в 80-е годы) и позволила создать
принципиально новый продукт, выйти на рынок и сделать его базовым не
только для иркутян, но и практически для всей авиационной
промышленности России. Я имею в виду самолет СУ-30 МКИ.

В то же время для себя уяснили, что оставаться в нише только
военной авиации опасно: конъюнктура боевых самолетов очень нестабильна.
Поэтому был принципиально важен переход на другие виды продукции.
Долго выбирали. Считаю очень удачным выбор самолета БЕ-200. Около 10
лет потратили на создание этого самолета, вложили много сил и денег.
Сейчас выходим уже на коммерческую составляющую проекта — начались
продажи этого самолета.

— Давайте представим, что нынешняя Россия — это самолет…

— Сегодняшняя Россия создавалась нами и на наших глазах. Поэтому, я
считаю, мы вправе давать этому процессу свои оценки. Я думаю, что
Россия сегодня — это хороший самолет, который готовится к первому вылету
и находится на взлетной полосе с запущенными двигателями. Конечно, нет
стопроцентной гарантии, что все системы будут работать так, как заложено в
проекте. Что-то может «засбоить». Но успех будет зависеть от каждого из
нас, от нашей энергии, способностей, желания победить. Верю, что Россия
готова к взлету.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры