Паспорт вашему дому
В последнее время в средствах массовой информации стали появляться выступления должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления с различными комментариями законодательства, регулирующего сферу технического учета и инвентаризации. Эти комментарии зачастую не только не вносят ясность в решение имеющейся проблемы, но и дестабилизируют обстановку.
Прокуратурой Иркутской области проведена проверка законности
деятельности организаций, осуществляющих технический
учет и инвентаризацию, и мы доводим до сведения населения,
органов местного самоуправления, что происходит с системой
технического учета и инвентаризации объектов недвижимости
в настоящее время.
Каждый гражданин Российской Федерации имеет документ,
удостоверяющий личность, — паспорт. Объекты недвижимости,
такие, например, как дом, квартира, если они находятся
у вас в собственности, также имеют свой паспорт — технический.
Если дом или квартира муниципальные, а вы хотите их
приватизировать, то для этого обязательно потребуется
изготовление технического паспорта.
До недавнего времени, точнее — до 17 сентября 2003 года,
технический учет и инвентаризацию осуществляли (следовательно,
изготавливали технические паспорта на объекты недвижимости,
выдавали справки о наличии (отсутствии) недвижимости
и т.д.) муниципальные бюро технической инвентаризации.
Некоторые из них существовали в форме унитарных предприятий,
некоторые — в отдельных городах и районах — как структурные
подразделения либо муниципальных предприятий, либо органов
местного самоуправления. До 17 сентября 2003 года все знали,
куда следует обратиться, чтобы изготовить технический
паспорт либо взять соответствующую справку. Что же
изменилось теперь?
Постановлением Правительства РФ от 4.12.2000 N 921 «О
государственном техническом учет и технической инвентаризации
в Российской Федерации объектов градостроительной деятельности»
установлено, что государственный технический учет и
инвентаризацию вправе осуществлять только государственные
организации, специально уполномоченные на это Государственным
комитетом РФ по строительству и жилищно-коммунальному
комплексу (Госстроем России). Госстрой России уполномочил
на проведение государственного технического учета и
инвентаризации только одну организацию — федеральное
государственное унитарное предприятие «Российский государственный
центр инвентаризации и учета объектов недвижимости»
(ФГУП «Ростехинвентаризация»). Это федеральное предприятие
на всей территории Российской Федерации создает сеть
своих филиалов. Госстрой России отказывает другим организациям
в назначении их уполномоченными на проведение государственного
технического учета и инвентаризацию. Так, областному
государственному унитарному предприятию «Областной центр
технической инвентаризации» в предоставлении таких полномочий
было отказано.
Госстрой России настаивает на том, что в России должна
быть создана единая система именно федеральных организаций,
осуществляющих государственный технический учет. Осуществляемая
Госстроем России политика соответствует постановлению
Правительства РФ от 4.12.2000 N 921 «О государственном
техническом учете и технической инвентаризации в Российской
Федерации объектов градостроительной деятельности».
На первый взгляд, сосредоточение технической инвентаризации
и учета в руках ФГУП «Ростехинвентаризация» имеет признаки
монополистической деятельности, что запрещается законом.
Вместе с тем, пока правовой акт федерального органа
государственной власти не отменен в установленном законом
порядке, не признан утратившим силу органом, его принявшим,
не признан соответствующим судом незаконным, он должен
исполняться. На это прямо указывают Федеральные законы
«Об общих принципах организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной власти субъектов
РФ» в редакции федерального закона от 4 июля 2003 г.,
«Об общих принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации» в новой редакции.
Несмотря на то, что постановление Правительства РФ действует
с 2000 года, прямого запрета на осуществление технического
учета и инвентаризации объектов недвижимости муниципальными
БТИ федеральное законодательство не содержало. В связи
с этим в отсутствие государственных организаций технического
учета на территории Иркутской области технический учет
осуществляли муниципальные бюро технической инвентаризации.
Однако в июне 2003 года в Федеральный закон «О регистрации
прав на недвижимое имущество и сделок с ним» были внесены
изменения, которые вступили в силу 17 сентября 2003
года. В результате учреждения юстиции по регистрации
прав на недвижимое имущество для регистрации сделок
с недвижимостью с 17.09.2003 г. вправе принимать документы,
удостоверенные только государственной организацией,
осуществляющей технический учет. На территории Иркутской
области к моменту вступления в силу Федерального закона
«О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
«О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок
с ним» государственные организации были созданы в гг.
Ангарске, Шелехове, Слюдянском районе.
К сожалению, приходится отметить, что ни Госстрой России,
ни главы муниципальных образований области в этой ситуации
своевременно не приняли меры к созданию на территории
области государственной системы технического учета.
Прокуратура области с привлечением городских и районных
прокуроров в августе текущего года провела проверку
законности деятельности организаций, осуществляющих
технический учет. В ходе проверки было установлено, что
в большинстве муниципальных образований не знают о
новых изменениях в системе технического учета. Только
в результате принятых мер прокурорского реагирования
удалось сдвинуть механизм преобразования БТИ с мертвой
точки и не допустить нарушений после 17 сентября 2003
года прав граждан и юридических лиц при получении ими
технической документации в муниципальных БТИ.
Учитывая изложенное, разъясняем вам, уважаемые жители
области и главы муниципальных образований, что ни муниципальные
бюро технической инвентаризации, ни областное государственное
унитарное предприятие «Областной центр технической инвентаризации»
не вправе осуществлять государственный технический учет
и инвентаризацию, в частности, изготавливать и выдавать
за плату технические паспорта и другие документы технической
инвентаризации и учета. Эту деятельность вправе осуществлять
только филиалы ФГУП «Ростехинвентаризация» и созданные
ими подразделения.
Технические паспорта, оценочная и иная учетно-техническая
документация по объектам учета, включая регистрационные
книги, реестры, копии зарегистрированных документов,
сформированные в инвентарные дела, образуют архивные
фонды, которые относятся к государственной части Архивного
фонда Российской Федерации и являются федеральной собственностью.
В связи с чем муниципальные организации БТИ обязаны
передать эти архивы филиалам ФГУП «Ростехинвентаризация»
или их подразделениям. В случае передачи архивов БТИ
в областную собственность такие сделки будут оспорены
прокуратурой области в судебном порядке. Так, прокуратурой
области уже направлено в суд заявление о признании
недействительным договора о передаче в областную собственность
архива БТИ Слюдянского района.
В г. Иркутске создан Иркутский филиал ФГУП «Ростехинвентаризация».
Руководителем Иркутского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация»
А.А. Коркиным главам муниципальных образований предложено
создать на базе муниципальных БТИ структурные подразделения
названного филиала. В ряде муниципальных образований
уже созданы такие подразделения. Свои подразделения
создает также Ангарский филиал ФГУП «Ростехинвентаризация».
Кроме того, главы муниципальных образований вправе инициировать
перед ФГУП «Ростехинвентаризация (г. Москва) вопрос
о создании на территории муниципального образования
его филиала.
Учитывая, что в настоящее время бездействие отдельных
глав муниципальных образований и оказание ими препятствий
в передаче архивов БТИ филиалам ФГУП «Ростехинвентаризация»
ведет к дестабилизации государственного технического
учета и инвентаризации объектов недвижимости на территории
области и нарушает права граждан и юридических лиц,
прокуратурой области городским и районным прокурорам
дано поручение принять исчерпывающие меры прокурорского
реагирования для устранения нарушений федерального законодательства
в сфере технического учета объектов недвижимости.