Что осталось за кадром
"Запомни меня молодой и красивой," -- поет популярная шоу-звезда. Как хочется нам порой запечатлеть в кадре и сохранить в фотоальбоме самые памятные и счастливые минуты своей биографии: фрагменты первых свиданий и улыбку еще беззубого малыша, выпускной бал и прогулку по экзотическим местам. Хочется, чтобы фото семейного архива на долгие годы сберегли для нас яркие и свежие краски скоротечных моментов бытия. Сделать это в наши дни не представляет никакой проблемы. Повсюду продаются автоматические любительские фотоаппараты широкого ценового диапазона, и чуть ли не на каждом шагу снятые карточки можно отпечатать в очень короткое время. Услуги фотопечати предоставляют разные фирмы. Ценовая и производственная политика у них тоже не одинаковая.
!I1!Иногда потребитель ревниво спрашивает, почему в одних
фирмах фотография стоит 1 рубль 90 копеек, а в других
— 4 рубля? Оказывается, как объясняют профессиональные
операторы, дело тут в разном качестве печати и вообще
в разном подходе к конечному результату. К примеру,
так называемые фирменные пункты «Коника», эксплуатируя
товарный бренд этой в общем-то приличной компании, а
также ее качественную бумагу, пользуются при этом дешевизны
ради какими-то чудовищными химическими реактивами.
Скорее всего, в ход идут химические растворы, уже бывшие
в употреблении, а может быть, и произведенные где-то
«на Малой Арнаутской» сомнительными мини-заводами. Точно
сказать о происхождении такой «химии» не возьмется никто,
но практика показывает, что в ней большое количество
бромидов и других нежелательных примесей, которые на
порядок снижают качество получаемых отпечатков. Долговечность
таких фотографий вряд ли обещает преодолеть пятилетний
рубеж. Изображение на фото через некоторое время или
синеет, или бледнеет до полной молочной туманности,
когда уже трудно на них опознать и место действия, и
участников событий. К тому же и в пору первой свежести
снимки, выполненные за низкую цену, как правило, оставляют
желать лучшего. Операторы дешевого фоторынка не преследуют
цели мотивировать клиента хорошим качеством. Поэтому
они не отлаживают скрупулезно свои машины на чистоту
цветопередачи и прочие параметры. Здесь просто быстро
штампуют нужное вам количество заказанных снимков, чаще
всего — на условиях предоплаты. А в случае вашего недовольства
исполнитель всегда может резонно вам заметить: «А что
вы, голуби, хотели за рубль девяноста?»
Совсем иной подход к выполнению услуги у тех, кто берет
за нее 4 рубля. К примеру, вот как построена производственная
политика «Кодак-экспресс». Используется только фирменная
кодаковская «химия», качественная и дорогая. Она каждую
неделю тестируется фирменными контрольными стрипами.
Это такие кусочки бумаги с датчиками, которые дают
цветовые сигналы, фиксируют, насколько точно «химия»
их воспроизводит, и дают полный отчет о качестве химической
обработки. Компьютерные данные таких тестов отправляются
в московсое представительство «Кодака», и в случаях
любых отклонений от нормы сервисная служба присылает
на места свои корректирующие советы и рекомендации.
В печатных машинах «Кодак» есть специальное устройство
для настройки цвета. Большей частью оно рассчитано на
родные, кодаковские пленки. «Кодак» специально снабжает
свои операторские пункты настроечными негативами, которые
и «ориентируют» аппараты на максимально точную цветопередачу.
Так что, если вы снимали на пленку «Кодак», то ваши
отпечатки в сети «Кодак» будут стопроцентно качественными.
!I2!Хорошее качество обеспечивает в Иркутске старейшая фирма
«Оригинал», которая тоже использует бумагу и «химию»
«Кодак», работает на дорогой цифровой машине и предоставляет
дилеру «Кодака» — фирме «Востсибфото» — свои стрипы на
контроль. Можно доверить свои пленки и сети «Фуджи».
Здесь также практикуется система контроля качества специальными
стрипами, фирменные реактивы и бумага. На «Фуджи» мы
не встретили рекламаций. Хотя почему-то профессиональные
фотохудожники, известные иркутянам: к примеру, из ветеранов
— Бызов, Свинина, Орсоев, из ярко заявившей о себе
молодежи — Федоров, Воловиков и другие — предпочитают
все-таки обслуживаться в «Кодаке». Здесь от обоснованно
некачественных снимков вы всегда можете отказаться,
а остальные, по вашему желанию, бесплатно переделают
с другим цветоразрешением, если не понравился первый
вариант.
Так что, когда вы несете пленку в печать, думайте сами,
решайте сами, платить подороже или не платить. Это же
касается и выбора фотопленок, а также фототехники.
Как объяснили нам профессионалы фоторынка, только недоумение
вызывает у них покупатель, который просит порекомендовать
ему «хороший фотоаппарат подешевле». Это такая же вещь,
невозможная в природе, как, скажем, больное плодовитое
дерево. Если вы покупаете дешевую мыльницу, то должны
осознавать, что она не всегда надежна в работе и, уж
конечно, шедевров не снимет. Но даже, настроившись на
недорогой аппарат для бытовой съемки, учитывайте, что
выбирать нужно продукцию фирм с хорошо зарекомендовавшим
себя именем на фоторынке. Например, «Самсунг» выпускает
любительские камеры, по цене немногим уступающие примерно
такого же класса новому «Олимпусу» (конкретно 1 тысяча
300 рублей против полутора тысяч). Но в «Олимпусе» оптика
стеклянная, а в «Самсунге» — пластмассовая. Да и вообще,
фирма «Самсунг» никогда не специализировалась на производстве
фототоваров, они всегда были для нее лишь сопутствующим
производством. Ни философия, ни тонкости фотодела ей
не доступны, она в этом дилетант. Не рекомендуют знатоки
покупать и самсунговские фотопленки, а уж тем более
фотопленки с какими-то подозрительно безвестными названиями
типа «Солярис» и пр. Снимая на такие пленки, нестабильные
по цвету, вы потом даже в хорошей мини-лаборатории не
сможете добиться нормальных отпечатков. Хороши пленки
«Кодак», «Фуджи» (только на «Фуджи» снимает известнейший
иркутский фотомэтр Анатолий Бызов), «Коника». Новая
кониковская «Centuria super» недавно выиграла Гран-при
на европейском конкурсе фотопленок. Хотите иметь хорошие
долговечные снимки в ваших семейных архивах, берите
хорошие фототовары. Однако, остерегайтесь подделок (помните,
что мы живем в России). Недавно одна покупательница
приобрела где-то пленку «Фуджи». Распаковывая ее, она
обнаружила, что лейбл «Фуджи» наклеен поверх родного
— «Кодак». Однако в коробочке и кодаковской пленки
не оказалось, а обитала какая-то вовсе «левая» неизвестного
роду-племени. Так что не стесняйтесь спрашивать сертификат
на все, что вам продают и чем вас обслуживают (даже
на фирменные канистры с фотореактивами, например). Честно
работающая фирма всегда покажет их вам по первому требованию.