Приручивший синюю птицу
В творческой копилке этого человека -- обилие удач и еще больше интересных новых замыслов. Он написал музыку к десяткам спектаклей в иркутских театрах, сочинил несколько замечательных мюзиклов, стал лауреатом всероссийских театральных фестивалей. В год 200-летнего юбилея Пушкина он музыкально оформил все иркутские театральные премьеры: "Сказку о царе Салтане", поставленную театром кукол, "Капитанскую дочку" в драме, тюзовскую "Руслана и Людмилу", которую играли на фоне обработанных мелодий Глинки, скоморошью оперу "Балда". Эта большая разнообразная работа принесла ему лауреатский диплом юбилейного пушкинского фестиваля. Он много лет преподает на музыкальном факультете Иркутского педуниверситета, автор нескольких учебных пособий. Но главная, на наш взгляд, его заслуга в том, что он создал первый в нашем городе уникальный детский музыкальный театр, став его художественным руководителем и автором. Итак, композитор Сергей Маркидонов, Ваш выход, пожалуйте из-за кулис на авансцену!
А если бы вы знали, дорогой читатель, как переживал
мальчишка Сережа Маркидонов каждый свой выход на занятия
в музыкальную школу! Не то, чтобы он их не любил, а
перед товарищами из двора было неловко. Они все — заядлые
хоккеисты, а он, белая ворона, музицировать идет. Сережа
выходил из дома налегке, а где-то через пару кварталов
его догоняла сестренка со скрипкой и нотной папкой (чтоб
не застукали пацаны). Конечно же, конспирация Сергея
очень скоро стала секретом Полишинеля, и в один прекрасный
день дружки поймали его с поличным. Тогда, ободренный
их искренним интересом, он дал, наверное, свой первый
маленький концерт: прямо в гулком подъезде большого
дома по ул. Карла Маркса, 30, сыграл «Лебедя» Сен-Санса. Сыграл
и по реакции завороженной публики остро почувствовал, что причастен
более тонких и чудодейственных тайн, чем ловкое владение
клюшкой.
Первым приобщил его к этим тайнам, конечно, отец, служивший
ударником в оркестре Иркутского театра юного зрителя.
С четырнадцати лет Сергей, воспитанник центральной музыкальной
школы и ученик известного иркутского скрипача Льва Касабова,
тоже работал в этом оркестре
скрипачом. Солировал в скрипичном концерте Кабалевского,
играл другие красивые и сложные произведения. В пору
юношества он почувствовал, как его дисциплинированное
школярское отношение к музыке перерастает в большое
и трепетное чувство, словно первая любовь к соседской девочке,
которая росла с тобой в одной песочнице, бегала за мороженым,
была затрапезным, само собой разумеющимся явлением, —
и вдруг в какой-то волшебный момент превратилась в прекрасную
принцессу.
— Девятый, десятый класс… В те годы я много и жадно
впитывал, — вспоминает Сергей Аркадьевич. — Погружался
в разные образные миры Прокофьева, Шостаковича, Стравинского,
Малера. Захлебывался от восторга, слушая Первый фортепианный
концерт Чайковского, и в то же время «кайфовал» от джаза
и «Битлз». В ту же пору я начал впервые что-то сочинять.
Какие-то опусы в русском стиле, джазовые импровизации.
Занимался во Дворце пионеров у Юрия Карповича Ковалева,
который основал прекрасный юношеский эстрадно-симфонический оркестр
«Нежность»; в этом оркестре одной из вокалисток была
тогда тоже еще школьница Наташа Головина.
— А правда, что именно Вы придумали для этого коллектива
название?
— Чистая правда, оркестр «нарек» ваш покорный
слуга. «Нежность» оставила в моей биографии яркий и
добрый след. Может быть, потому, что как раз тогда я
окончательно решил посвятить себя музыке.
Сергей Маркидонов закончил музыкальный факультет пединститута,
Новосибирскую консерваторию. Работал руководителем хоровой
студии во Дворце пионеров, стал преподавателем музфака,
играл на скрипке в известном иркутском театрально-музыкальном
коллективе «Пилигримы» (спектакли «Малыш», «Левша»,
великолепная мистерия «Каин» по Байрону, «Сон в летнюю
ночь»). В 1982 году в ТЮЗе вышел первый спектакль с
его авторской музыкой «Серебряное копытце». Потом последовали
мюзикл «Том Сойер», две постановки в кукольном театре
по пьесам Марка Сергеева: «Проснись, Байкал!» и «День
рождения Сибирячка». Под музыку Маркидонова жили и веселились
на сцене «Винни Пух и все, все, все», «Машенька и Медведь»
(спектакль стал лауреатом международных конкурсов в
Германии и в Москве к 100-летию Образцова). На сцене
ТЮЗа с большим успехом идут его мюзиклы — «Айболит»
и «Синяя птица». Итак, наш герой состоялся как плодовитый
и оригинальный театральный композитор.
— И я доволен своей творческой судьбой. Не примите мое
замечание за нескромность, но почти все гениальные композиторы
были театральными композиторами: Чайковский, Верди,
Моцарт, Прокофьев… Мир театра, экспрессия драматургии
не могут не привлекать музыканта. На мой взгляд, найти
соответствие между музыкальными и драматическими образами
— интереснейшая и сложнейшая творческая задача. Я театр
очень люблю и счастлив, что мое творчество связано с
ним.
В Большой театр Сергей Маркидонов попал еще будучи вожатым
«Орленка» по комсомольской путевке. Транзитом проезжая
столицу, втридорога купил билет на «Спартак» и (да простится
ему его юношеское нахальство!) уселся в первом ряду,
хотя законное место было на галерке. В тот вечер звезды
были к нему благосклонны, и он остался безнаказанным.
Наоборот вознагражденным за дерзость неизгладимым впечатлением
от балета. Несколькими годами позже он был в творческой
командировке в Москве и страшно хотел посмотреть на
Таганке «Мастера и Маргариту». Но был безнадежный
аншлаг. Маркидонов отступать не собирался. Он вызвал
машиниста сцены и совершил «циничную» сделку: за бутылку
армянского коньяка был пропущен мздоимца, откуда и насладился
зрелищем. Такие вот эпизоды приключений театрала.
Из всего многообразия театральных жанров едва ли не
излюбленным для Сергея Аркадьевича является мюзикл. Его
особенно привлекает причудливый синтез пластического
и драматургического решения с музыкой, которая
в мюзикле не обрамляет драматическое действие, не иллюстрирует,
не обслуживает его, а, напротив, является главным действующим
лицом.
— С тех пор, как на Бродвее стартовал феерический спектакль
Ллойда Уэббера «Кошки», в котором впервые за театральную
историю запел кардебалет и который 19 лет не сходил
потом с мировых сцен, началась не только слава Уэббера,
началась новая театральная эпоха, — увлеченно говорит
мой собеседник. — С каждым годом мюзикл становится
все более популярным и любимым видом театрального искусства
во всем мире. Открылся театр мюзикла в Москве, я слышал
есть даже попытки поставить в этом жанре «Гамлета».
Интересно, что неким прообразом мюзикла в современном
смысле слова была и первая постановка «Синей птицы»
в театре Станиславского еще в 1908 году. Тогда этот
спектакль для детей во взрослом театре был поставлен
на музыку Ильи Саца. Позднее композитор Раухвергер
написал свой вариант партитуры к нему. Дочь Ильи Саца
Наталья Сац, как вы знаете, основала первый в России детский
музыкальный театр, построенный на принципах единства музыки,
пластики и сценического искусства. И вот у меня вызрела идея
создать в Иркутске такой синтетический музыкальный театр для детей,
только в отличие от театра Натальи Сац не со взрослыми
актерами, а с детьми. Эта идея нашла своих единомышленников и
была воплощена в жизнь.
— Ваш театр «Синяя птица», на мой взгляд, уникальное
явление не только для Иркутска. Это, наверное, единственный
в своем роде школьный театр, Тем более ценно, что его
постановки демонстрируют ошеломляюще высокий уровень,
не побоюсь этого слова, профессионализма.
— Спасибо на добром слове. В этом огромная заслуга
и бывшего директора лицея N47 Валерия Степанова, который всеми
силами опекал наш коллектив, и режиссера Александра
Булдакова, начинавшего работать с нашим театром, а теперь
— заслуженного артиста России Николая Кабакова, балетмейстера
Олега Кешишьянца, — всех-всех, кто отдавал и отдает
нашему театру жар своих сердец.
Самобытный иркутский театр «Синяя птица» официально
признан театром-спутником московского театра Натальи Сац, стал
лауреатом проводимых под его эгидой фестивалей. Впервые
он выехал на международный фестиваль в Санкт-Петербург
в марте 1994 года с благословения иркутского тогда еще
мэра Бориса Говорина, изыскавшего финансирование для
этих гастролей. С декорациями, с костюмами летела самолетом
юная труппа в северную столицу! И вернулась с успехом,
который впоследствии сопутствовал ей всегда. Одну за
другой пишет для своего детища партитуры спектаклей
его вдохновитель и худрук. Вслед за «Синей птицей»,
визитной карточкой коллектива, с ее кристальной искренностью
и родниковым лиризмом, родились «Оливер», исполнявшийся на
английском языке, «Собаки», пронизанные не по-детски
острым драматизмом, «Муха-Цокотуха», романтическая оперетта на музыку
Сергея Баневича «Оловянный солдатик», другие замечательные работы. Самый
главный, наверное, секрет несомненных творческих удач
маленьких актеров — в том, с каким поразительным удовольствием
они живут на сцене, с какой максимальной самоотдачей
исполняют свои роли. Ну и, конечно, в музыке Сергея Маркидонова.
Удивительно свежая по рисунку и скульптурно-выразительная,
она она не может оставить равнодушными ни исполнителей,
ни слушателей.
Уже третий сезон спектакль на музыку Сергея Маркидонова
«Синяя птица» будет идти в театре юного зрителя. Его
с удовольствием смотрят и подростки, и взрослые. «Айболит»
на «ура» воспринимается самыми маленькими зрителями, которые
охотно подпевают актерам в наиболее зажигательных местах.
Наш герой полон творческих планов и неугасающего вдохновения.
Думается, новые премьеры его мюзиклов и других произведений
ждут нас с вами впереди. Прирученная им птица счастья
прямо с руки у маэстро собирает обильные зерна волшебных
звуков.