Каждый имеет право на счастье. Но не в ущерб другим
Насколько оправдан запрет на употребление наркотиков? Имеет ли государство право ограничить данную от рождения человеку свободу на распоряжение своим собственным здоровьем? Об этом мы поговорим сегодня.
!I1!Упрощенно суть концепции прав человека выглядит примерно
так: человек с рождения абсолютно свободен — то есть
имеет право делать абсолютно все, лишь бы это не причиняло
вреда другим. Государство как раз и создано для того,
чтобы путем издания законов и принудительных механизмов
обеспечить, с одной стороны, беспрепятственную реализацию
гражданином своих прав, с другой — охранять его от
того, чтобы другие, реализуя свою свободу, не ущемляли
его права. Когда человек употребляет наркотики, он реализует
данные ему от рождения права на личную жизнь, распоряжение
здоровьем, свободу совести и т.д. Сам по себе факт употребления
наркотиков никому, кроме самого наркозависимого, прямого
вреда не причиняет — это все равно как если спортсмен,
реализующий право на распоряжение своим здоровьем, занимается
боксом или иным опасным видом спорта. Вот такой, с точки
зрения прав человека, представляется теория употребления
наркотиков.
Однако сегодня права человека развиваются в условиях
обострения противоречий между индивидуализмом и солидарностью.
Индивидуализм был одним из важных принципов либеральной
концепции прав человека, сформировавшейся в 17-18 вв.
Он был связан со свободой и автономией личности в экономической
сфере, оставляющей простор для самоопределения и выбора
образа жизни. В дальнейшем индивидуализм перерос в
эгоизм, своеволие, нежелание считаться с требованиями
общества и других сограждан. Индивидуализм агрессивно
завоевывает свои позиции, порождая неуверенность и неустойчивость
в обществе. Для нормального развития прав человека,
гармоничного взаимодействия человека и государства необходимо
органичное сочетание индивидуализма и солидарности,
сотрудничество, осознание взаимной зависимости людей,
живущих на нашей планете. Если позволить людям свободно
потреблять наркотики, то, злоупотребляя этим правом,
они в скором времени просто умрут и защищать права будет
не у кого. Поэтому одна из важных ролей государства
— ограничение свободы индивида в целях сохранения человека
как социальной единицы, обладающей целым комплексом
прав и обязанностей по отношению к другим субъектам
социальной жизни. Употреблению наркотиков, как указано
в Конвенции 1988 года «О борьбе против незаконного оборота
наркотических средств и психотропных веществ», всегда
сопутствует серьезная угроза для здоровья и благополучия
людей, а также стабильности, безопасности и суверенитета
государств. Следовательно, запрет на потребление наркотиков
вполне правомерен, ибо ограничение прав не является
самоцелью, механизмом тотального контроля государства
над гражданами, а обусловлено заботой о человеке.
Раз есть запрет на потребление наркотиков, то необходимо
ввести меры контроля за их оборотом.
Вместе с тем к мерам борьбы с наркотизмом нужно подходить
с крайней осторожностью. В частности, потому, что они
должны быть основаны на тщательно выверенном балансе
различных правовых гарантий, а до сих пор все попытки
достичь такого баланса наталкивались на трудности. Другая
важная причина, заставляющая вспомнить об осторожности,
— сомнения в отношении эффективности законов, направленных
на борьбу с наркотиками. Дело в том,что законы содержат
полномочия власти по ограничению широкого спектра прав
человека. И ситуация такова, что угроза злоупотребления
такими законами со стороны государства перевешивает
ожидаемый положительный эффект от их применения.
Отсюда возникает проблема борьбы с наркотизмом (в первую
очередь — с наркоманией) и проблема соблюдения прав
человека. Если же говорить более точно, это две стороны
одной общемировой проблемы: проблемы стабильности и
безопасности. Ведь наркомания и связанная с ней преступность
есть явная угроза этой безопасности, а соблюдение прав
человека — условие стабильности и безопасности. Проблема
особенно обостряется в настоящее время, когда оборот
наиболее опасных видов наркотиков превращается в угрозу
не только национальной безопасности, но и мировому демократическому
порядку. Преступность, как следствие злоупотребления
наркотиками, есть крайняя форма нарушения прав человека
третьими лицами. В этом смысле борьба с наркотиками
не просто является одной из функций государства — это
часть правового режима, в рамках которого только и возможны
действительная защита и уважение прав и достоинства
личности. Она есть необходимое условие удовлетворения
одной из витальных потребностей человека — потребности
в безопасности.
В этой борьбе важное значение имеют уголовно-правовые
механизмы. Но именно здесь и возникают особые сложности.
Специфика наркотизма в России требует применения особых
мер, в том числе прямо посягающих на права человека.
Эти меры связаны с проникновением в преступные сообщества,
провоцированием незаконных действий, принуждением членов
преступных групп к сотрудничеству, негласным контролем
за движением собственности, прослушиванием линий коммуникаций
и т.д. Короче говоря, с широким применением непроцессуальных
методов оперативно-розыскной деятельности. Здесь очевидны,
с одной стороны, абсолютная необходимость и неизбежность
этих мер, с другой — потенциальная их опасность, поскольку
ограничиваются такие международно признанные права,
как право на тайну частной жизни и сообщений, личную
неприкосновенность, право собственности и другие фундаментальные
права и свободы.
!I2!Возникает закономерный вопрос: как совместить борьбу
с наркотиками и уважение прав человека?
Проблема не решается ни просто, ни раз и навсегда. В
первую очередь из-за того, что административная практика
даже в самых-самых демократических и наиправовых государствах
не всегда контролируется в необходимой мере и не всегда
совпадает с нормативной моделью. Общество напугано как
действительным ростом наркотизации и преступности, так
и тем, как с этим борются. В свою очередь, политические
лидеры охотно идут навстречу требованиям покончить с
наркотиками жесткими мерами. Политический императив
борьбы с наркотиками наступает на горло правам человека.
В 1989—1993 годах во фразеологии и лозунгах политических
лидеров проблематика прав человека занимала одно из
ведущих мест. Но примерно с конца 1993 года все больше
нарастает воинственность и жесткость лозунгов борьбы
с преступностью: «железная рука», «навести порядок»
и т.д. Права человека либо не упоминаются вообще, либо
находятся на обочине политического потока. Все это прямо
отражается в реальной практике.
Потенциальная конфликтность ситуации налицо, угроза
правам человека очевидна. Станет ли эта угроза реальностью,
в какой мере необходимость усиления борьбы с наркотиками
удастся согласовать с требованием уважать права человека,
зависит от целого ряда факторов. Прежде всего от
того, в какой степени удастся создать правовые механизмы,
смягчающие этот конфликт. Необходима новая парадигма
власти, где право — это не только механизм воздействия
на граждан со стороны государства, но и механизм ограничения
самого государства, защита от произвола власти. Право
выступает в этом случае как инструмент, уравновешивающий
интересы отдельной личности и интересы группы. Поэтому
только через правовые механизмы возможно создать некоторое
равновесие, частично снимающее конфликт между потребностями
борьбы с наркотиками и требованием уважать права человека.