Люди работают с высоким напряжением
Беседа губернатора Иркутской области Бориса Говорина с политическим обозревателем Александром Гимельштейном
— Борис Александрович, вторая половина октября на дворе,
и, наверное, самый большой вопрос, который волнует население, —
это тема, связанная с подачей тепла, с организацией
поставок топлива на территории Иркутской области. Было
бы странно, если бы в нашем краю, в котором зима продолжается
9 месяцев, все в этом отношении было блестяще. Как складывается
ситуация на сегодняшний день?
— Ситуация разная. На сегодняшний день две наиболее
актуальные темы: подача тепла в жилье, объекты социальной инфраструктуры,
производственные помещения, т.к. наступила уже минусовая температура,
и второе — завершение уборки урожая. Они находятся
в поле зрения областной администрации. В городах, территориях
запуск тепла произошел, идет обеспечение нормального
теплоснабжения, но есть известные нам территории с безответственными
руководителями.
В первую очередь имеется в виду Усть-Кут.
Мы вложили колоссальные деньги в подготовку
к зиме, все обязательства, которые брал на себя областной
бюджет, были исполнены, все деньги территории получили.
Рассматривая эту проблему, я убедился в том, что главы
местного самоуправления очень слабо представляют себе
управление городским хозяйством, подготовку его к работе
в зимних условиях. Я коротко напомню о правилах, которые
должны существовать. В течение отопительного сезона
должен вестись постоянный мониторинг разного рода сбоев,
и они должны записываться в специальный журнал, который
становится основой подготовки к новому отопительному
сезону, т.е. раз сбои произошли, уже выявлены слабые
места, то к окончанию отопительного сезона должна проводиться
проверка всей тепловой магистрали, всех сетей повышенным
давлением, выявляться новые очаги поражения, неисправности и готовиться
соответствующая программа подготовки к зиме городского
хозяйства. Кроме этого, необходимо и формирование запасов топлива.
Мы, отвечая напрямую за запасы топлива северных
территорий, с ограниченными сроками завоза, можем сегодня
доложить, что в этих районах Иркутской области
все запасы стопроцентно накоплены. Мы выделили финансовые
ресурсы, заключили соответствующего рода договоры, обеспечили
транспортировку угля, нефтепродуктов в северные территории.
Проблем там нет.
Есть проблемы знакового характера
в поселке Михайловка Черемховского района. Так провели приватизацию,
что всю инженерную инфраструктуру поселка передали
в частные руки, и сегодня там частная котельная, частная
трансформаторная подстанция, частные водозаборы. Несовершенство
законодательства здесь более чем очевидно.
Есть проблемы, связанные с неорганизованностью, где-то не могут организовать
круглосуточную работу для того, чтобы обеспечить запуск тепла. И, конечно,
известная схема: как только начался отопительный сезон — пошли письма-запросы,
что не хватает денег на топливо.
Я хочу напомнить,
что сегодня у нас нет общего бюджета, за который бы
отвечал только один человек, у нас 38 бюджетов, т.е.
37 бюджетов, которые имеют города и районы Иркутской
области, где за эффективное целевое использование
денежных средств отвечают лично мэры и городские и районные
Думы, которые утверждают бюджеты на каждый год, и 38-й
бюджет — бюджет области. У нас есть своя зона ответственности,
свои задачи по подготовке к зиме областной социальной
сферы, которая также в этом нуждается. Мы в этом году сделали очень большую
работу, направленную на расшивку многолетней проблемы долгов перед СУЭКом,
заключили соглашение, деньги поступили, СУЭК полностью
свои обязательства выполнил. Теперь средства ушли территориям,
они должны рассчитаться с СУЭКом.
По сути,
сегодня долгов перед энергокомпанией нет, и муниципалитеты
будут приобретать уголь, проплатив необходимые объемы.
С 1 января мы постараемся перевести на централизованное
снабжение углем всю область. Для этого надо получить согласие
Законодательного собрания, ведь речь идет об аккумуляции
финансовых ресурсов в областном бюджете на 2004 год,
заключении соответствующего договора. И с 1 января мы
можем перейти на систему обеспечения централизованным
топливом всех муниципалитетов.
Естественно, мы еще раз смогли включить свои ресурсы, получили дополнительно
60 млн. руб. из федерального бюджета. Многие считают,
что федеральный бюджет дает подарки. Чтобы не было ни
у кого иллюзий, скажу: эти деньги даются нам в долг, следовательно,
мы наращиваем внутренний государственный долг Иркутской области.
— Борис Александрович, все-таки что будет зимой в Усть-Куте?
Ведь жители Усть-Кута не виноваты в этой ситуации.
— Жителей Усть-Кута мы можем винить только в том, что
они выбрали плохого мэра. Они остановили свой выбор на Сенине,
который не справляется с возложенными обязанностями, я еще
раз подчеркиваю, что это глубокая ошибка. Сегодня должны
быть включены все рычаги воздействия на этого мэра.
Мы, по сути дела, круглогодично ведем эту работу с ним,
и работники областной администрации постоянно находятся
там в командировках, как и работники предприятий и организаций, которые были
подключены в процесс крупных ремонтных работ Ворониным Петром Александровичем,
руководителем департамента жилищной политики. Сегодня
Усть-Кут подготовился удовлетворительно к работе в зимних
условиях, и при надлежащих качествах управления в Усть-Куте
не должно быть проблем по теплу.
— Вы упомянули важнейшую тему — окончания уборки урожая…
— В первую очередь я поражен, почему журналисты, которые очень много
говорят об Усть-Куте, совсем не говорят о сложных условиях,
в которых проходит работа аграрного комплекса.
Я сам был на полях, люди говорят, что такой плохой погоды еще не бывало.
Остается еще немного убрать урожай,
и я надеюсь, что включенные ресурсы позволят это сделать в полном объеме, но
такого тяжелого года еще не было. 120 с лишним тысяч гектаров, у нас было
просто потеряно, сожжено испепеляющим солнцем, и мы ничего
с них не получим. Мы рассчитываем на запасы зерна в пределах 300-320 тысяч
тонн. Это вполне достижимый результат. По картофелю, овощам мы будем
обеспечены стопроцентно.
Г.С. Франтенко, имея посевные площади, в прошлом году имел фуражное
зерно для собственного производства, а в этом году ему
придется докупать. Вот такие сложные условия. Мы не
можем говорить здесь о каких-то признаках халатности,
безответственности. Люди работают с высоким напряжением,
они отдают все свое время для того, чтобы спасти урожай,
убрать его полностью и обеспечить завершение тяжелого
года успешно.
— Крупный серьезный инвестор уже физически,
а не просто финансово приходит на Лензолото и имеет в виду перспективу
освоения Сухого Лога.
— Это действительно так. Вся наша деятельность в первую
очередь сейчас направлена на совершенствование экономической
работы. Как уже было заявлено не раз, все количественные
факторы роста промышленного производства мы исчерпали.
Все предприятия вышли на проектные загрузки, и для того,
чтобы повышать качество экономики Иркутской области,
а следовательно, более устойчивую жизнедеятельность
области, нужно «включать» крупные проекты. Поэтому по инициативе
губернатора Иркутской области прошел аукцион по продаже
госпакета Лензолота, находящегося в федеральной собственности.
Мы продали и пакет, который находился в областной собственности,
и привели крупную компанию «Норильский никель» в управление
Лензолота. Это, на мой взгляд, позволяет в первую очередь
обеспечить достаточно четкие перспективы развития самой
компании «Лензолото». Поэтому мы
ездили с председателем правления компании «Норильский никель» Михаилом
Прохоровым в Бодайбо, встречались с
активом города, осуществляли презентацию в Иркутске,
и я надеюсь, что приход этой компании позволит серьезно
скорректировать рост золотодобычи на территории Иркутской
области.
Что касается известного крупного месторождения
рудного золота Сухой Лог, то приход «Норникеля», несомненно, усилит
конкуренцию среди других возможных потенциальных участников
этого проекта. Наша задача — не затягивать конкурс,
но пока условия конкурса,
подписанные мною, находятся в Министерстве природных
ресурсов, и, к сожалению, по неизвестным причинам опубликование
этих условий затягивается. Я надеюсь, что с помощью
президента Российской Федерации, председателя правительства
мы «разошьем» разного рода интересы финансово-промышленных
групп и этот проект будет лицензирован, у него будет
недропользователь и, естественно, будет блестящее будущее.
Почему для нас очень важны северные проекты? Потому
что там у нас более чем сложная ситуация на рынке труда и слабая экономика
территорий. И мы вынуждены держать на дотации эти территории,
отдавая огромные средства из областного бюджета. Развитие
производства — это создание новых высокооплачиваемых
рабочих мест и, естественно, усиление экономической работы
и экономической самостоятельности территорий. Поэтому
мы решаем многоплановую задачу — повышаем экономический
ресурс в целом региона и экономический
ресурс конкретной территории, на которой расположено
то или иное месторождение, где будет создаваться новое
предприятие.
Недавно мы обсуждали проблему строительства
нового алюминиевого завода в Тайшетском районе. Это
тоже территория болеющая, в которой экономическая работа
не очень высокого уровня. Так что это тоже фрагмент
нашей экономической работы, которую мы проводим с федеральным
центром в целях наращивания экономического могущества
Иркутской области.
— Спасибо, Борис Александрович, за состоявшийся разговор.