Два Александра украсили Иркутск
Как коренная иркутянка, не равнодушная к истории и
текущей жизни родного города, не могла не
откликнуться на чрезвычайное событие: установку
почти одновременно памятников двум Александрам.
Духовно и по социальной значимости памятник
Александру Вампилову лично мне дороже памятника
Александру III. Само скульптурное воплощение
писателя понравилось. Оно соответствует сложившемуся
у меня самой образу талантливого драматурга. Хотя
живого Вампилова я никогда не видела, но всегда
следила за его творчеством и радовалась постановкам
его пьес на иркутской сцене. И место для памятника
выбрано удачно — возле драмтеатра. Мне, правда,
показалось, что он стоит слишком близко к тротуару,
и прохожие все-таки лишены необходимой перспективы
обозрения. Если бы памятник писателю стоял чуть
дальше, эффект, на мой взгляд, был бы значительней.
Что же касается памятника императору, то у меня
отношение к его появлению на набережной Ангары
двойственное. Дело в том, что я еще помню
ту, давнюю фигуру российского императора, стоявшую на
гранитном постаменте. Громоздкая, она вызывала в
моем детском восприятии отторжение. Ребенком я не
приняла этот образ. И, наверное, поэтому появившийся
и очень долго простоявший вместо памятника серый
бетонный шпиль меня не раздражал. Но вот я, прощаясь
с Вампиловым, медленно прохожу мимо драмтеатра, мимо
главного входа на стадион «Труд», всматриваясь в
открывающуюся передо мной панораму. Впечатление
совсем иное, чем было когда-то! Фигура Александра III
гармонично сочетается с постаментом и издали
смотрится красиво. Ближе подходить не стала, боясь,
что вернется то, детское, ощущение. Но с расстояния,
с которого я сейчас смотрела на памятник, он
показался мне удачным. Да и повод его нового
«восшествия на престол» у нас в Иркутске сам по себе
очень значим: как-никак Транссиб именно этому
самодержцу обязан своим существованием. Так что
пусть стоит Александр III на берегу Ангары, не
оскорбляя ничьих чувств. Просто его возвращением
восстановлена историческая справделивость. А это
немало.