Крылатая санчасть
"После тяжелых потрясений, произошедших в результате постперестроечных реформ, вновь начинает оживать авиация Восточной Сибири. Отрадно, что на наши предприятия пришли люди, любящие авиацию, способные и одаренные. Настоящие патриоты своего дела... Благодаря генеральному директору А.И. Куликову и его коллективу "второе дыхание" получил Иркутский аэропорт. Успешно продолжаются работы по удлинению взлетно-посадочной полосы, наращивается объем перевозок, во всех службах идет ремонт зданий, сооружений, обновляется наземная техника, восстановлена и успешно ведет свою работу медицинская часть"...
Выше мы привели слова начальника Восточно-Сибирского межрегионального
территориального управления воздушного транспорта Юрия Васильевича
Журавлева, произнесенные в феврале этого года, накануне 80-летнего юбилея Гражданской
авиации России. И выделили строки, адресованные коллективу медико-
санитарнойчасти федерального государственного унитарного предприятия
«Аэропорт Иркутск».
Выделили потому, что 17 октября ее коллектив отмечает юбилей своего
подразделения, рожденного одновременно с аэропортом. Аэропортом, который
накануне этой даты «подрос» своей полосой и теперь готов принимать самые
крупные воздушные корабли любой страны мира.
В 75-летней биографии крылатой медсанчасти немало веских страниц,
органично вписанных в историю развития отечественной авиации. А начиналась
биография с открытия здравпунктов, призванных оказывать первую
медицинскую помощь летному и техническому составу формируемых в ту пору
авиаотрядов. Потом была открыта типовая амбулатория, а в мае 1948-го при
городской поликлинике, расположенной в предместье Марата, образован
кабинет авиационноймедицины, на базе которого через пять лет начала работать
лаборатория авиационной медицины. Тогда же, за несколько лет до прилета
первого реактивного самолета в Иркутский аэропорт, была создана врачебная
летно-экспертная комиссия, которую возглавил руководитель МСЦ М.Г. Черков.
Его имя и много других имен, оставивших заметный след в деле становления и
развития МЧС, назвала нам Галина Алексеевна Куликова, ставшая во главе
этого многосложного «хозяйства» в самом начале двадцать первого века. Здесь
помнят каждого из когорты первых: первого основателя
здравпункта Н.Л. Порошина, первую санитарку В.В. Перкову, первого штатного
врача Л.А. Эйглис, первого руководителя МСЧ Н.М. Эйшнера…
Не заглядывая в «шпаргалку», главрач представляла нам цвет
сегодняшнего своего коллектива. Врачей, готовящихся к защите докторских
диссертаций, медсестер, победивших в профессиональных конкурсах и конкурсах
красоты, студентов-практикантов, на которых есть резон «обратить внимание»
после окончания вуза. А мы, следуя ее рассказу, словно проделали путь — шаг
за шагом — от первых преданных авиации лепкомов до профессионалов с
высокими учеными степенями, от комнатушек в деревянных домиках,
расположенных
«в чистом поле», до корпусов, оснащенных современнейшим
оборудованием, от промежуточного аэродрома до порта международного
класса и его медсанчасти, которая
соответствует требованиям мировых стандартов.
Не случайно именно в Иркутске, на базе МСЧ его одноименного
аэропорта, решено было провести конференцию, к которой мы еще
обратимся в нашем материале.
Последнее десятилетие ушедшего в историю двадцатого века
основательно испытало на прочность коллектив медсанчасти, который
пережил и одолел всю тяжесть экономической непогоды, пронесшейся над
страной. И не только выстоял, но избрал единственно верный курс,
ориентированный на развитие. Чтобы убедиться в этом, достаточно
побывать на территории МСЧ, что мы и сделали вместе с участниками
Межрегиональной научно-практической конференции авиационных
медиков, которая проходила в Иркутске в июне этого года. Приведем
резюме, высказанное после основательного обхода медсанчасти.
Оно выражено кратко и убедительно: «Коллективу, который работает
здесь, есть чем гордиться, есть чем дорожить. Медсанчасть Иркутского
аэропорта — одна из лучших в России. Здесь все, начиная от приемного
покоя, оформления интерьера, располагает к выздоровлению пациента.
Не говоря уже о высоком профессионализме медперсонала и современном
оборудовании, которым он сегодня располагает».
Впрочем, прекрасное оборудование можно было поставить и на тумбочку из
эпохи 30-х годов, что нередко случается еще в российских учреждениях. В
медсанчасти же, где мы побывали вместе с участниками конференции, со вкусом
— полный порядок. Как говорится, форма соответствует содержанию. Начиная от
столика дежурной медсестры и заканчивая шторами, которые тоже должны работать
на настроение и пациента, и сотрудника медперсонала. Как и цветы,
расставленные на столиках в столовой. Здесь даже, извините, в туалетную
комнату зайти приятно. При замене сантехники хозяева клиники учли, что и она
должна соответствовать эпохе. Не говоря уже о хирургическом отделении,
образованном всего два года назад, или терапевтическом, неузнаваемо
похорошевшем после ремонта…
И трудно теперь поверить, что до того как МСЧ стала структурным
подразделением аэропорта, взявшем на себя большую часть ее финансирования,
картина была иной. Обветшавшие корпуса поликлиники и стационара,
перешагнувшие полувековой возраст, хронический дефицит самого необходимого
во врачебной работе, задержки зарплаты и неуверенность людей в завтрашнем
дне… Так было два с небольшим года назад.
Г.А. КУЛИКОВА, главный врач МСЧ ФГУП «Аэропорт Иркутск», отличник
здравоохранения:
— К этому времени распалась, вернее отпочковалась, врачебно-летная экспертная
комиссия; люди ушли в коммерцию, образовали самостоятельную структуру. Это
же нонсенс: авиация без авиационной медицины. По сути, сама проблема
поставила первоочередную задачу: заново создать при медсанчасти ВЛЭК.
Сразу же подобрали кандидатуру на должность ее председателя. Второй шаг — в
направлении столицы, где необходимо было получить право обучения новых
специалистов на нашей базе. Этот вопрос решался на кафедре авиационной и
космической медицины. Там же мы предложили конференцию авиамедиков,
намечавшуюся на перспективу, провести в Иркутске. Обозначили тематику
своих докладов. Тогда нашу идею поддержали и на кафедре, и в Министерстве
транспорта. И вот два года спустя она состоялась в нашем городе. А то, какой вы
видите нашу медсанчасть сегодня, это результат нашей к ней подготовки.
Причем не ради нынешнего показательного обхода участниками конференции, но
чтобы каждый врач, медсестра, нянечка реально ощущали свою принадлежность к
новому веку. Чтобы это мог почувствовать каждый наш пациент. Или
представьте: командир современного лайнера пришел на обследование. А в
приемном покое или физиокабинете ему предлагают присесть на кушетку,
обтянутую потрескавшейся клеенкой…
Это теперь легко говорить «идею нашу поддержали». И можно только
предполагать, сколько усилий потребовалось приложить главврачу из Иркутска,
чтобы доказать и отстоять на столичном уровне целесообразность своего
дерзкого предложения. Доказать, опираясь на веру в обновленный свой
коллектив, на поддержку аэропорта, на понимание в стенах кабинета
Ю.В. Журавлева… Доказать с убеждением, не понаслышке зная, что из себя
представляет труд пилота, штурмана, бортпроводника.
Раньше нам говорили: «Прежде всего уделяйте внимание командиру
корабля». Я считаю, что нельзя вычленять ни одного члена экипажа. Экипаж в
полете — это единый организм, выполняющий согласованно сложную работу.
Только несколько строк из биографии Галины Куликовой. Выпускница
Иркутского государственного медицинского института (специальность — лечебное
дело). Профиль по военной кафедре вуза — авиационная медицина. Ординатура —
на базе Иркутского аэропорта. Первая должность — начальник медико-санитарной
части, председатель врачебно-летной экспертной комиссии Усть-Кутского узла. И
непременные командировки в Братск, Нижнеудинск, Маму, Бодайбо… Потом
был небольшой перерыв в работе: Галина Алексеевна готовилась стать мамой и
уже в этом звании заступила в должность врача летного отряда. Но это было уже в
Киренске, который оставил воспоминание об одном «нештатном» ее вылете в
Саяны, к месту потерпевшего аварию вертолета. Впрочем, воспоминание это
может поместиться только в отдельном рассказе… Следующая веха — врач 2-го
летного отряда. И это уже был Иркутский аэропорт.
Но вернемся в зал клуба «Орбита», где минувшим летом проходила сама
конференция. К слову сказать, что хоть именовалась она межрегиональной, по
сути своей и составу ее можно было назвать международной. Ведь в ее работе,
кроме именитых представителей отрасли из Москвы и Санкт-Петербурга,
ведущих специалистов от регионов, приняли участие ученые-медики из
Прибалтики, Армении, Азербайджана, Белоруссии, Украины…
Не будет лишним напомнить, что последняя межрегиональная конференция
проводилась давно, более десяти лет назад, и за этот период у «крылатых
медиков» бывшего СССР накопился достаточный круг общих проблем,
требующих конструктивного обсуждения именно на таком авторитетном уровне.
Естественно, с перспективой безотлагательного их решения, при консолидации
общих усилий.
Участники конференции заслушали несколько десятков докладов,
посвященных вопросам медицинского обеспечения безопасности полетов. Кстати,
двенадцать докладов было подготовлено сотрудниками медсанчасти Иркутского
аэропорта, в том числе и молодыми врачами, успешно прошедшими подготовку
экспертов на базе МСЧ аэропорта. Тематика каждого из них актуальна и
разнообразна. Это легко можно определить по предельному вниманию
участников форума. И подтверждение тому — высокая оценка, которую
«поставили» иркутским докладчикам В.В. Книга (руководитель отдела
авиационной медицины и охраны труда государственной службы гражданской
авиации Минтранса России) и Н.А. Разсолов (заведующий кафедрой авиационной
и космической медицины Российской медицинской академии). Авторам двух
докладов, подготовленных на основе научных исследований, было рекомендовано
продолжать исследования на базе аспирантуры, взяв за основу проблемы,
поднятые в их выступлениях. Особо был отмечен доклад, посвященный лечению
артериальной гипертензии, с которым выступила Людмила Михайловна
Перкина, председатель возрожденной в медсанчасти ВЛЭК. Ее доклад был
рекомендован профессором Разсоловым к изданию как пособие по лечению
летного состава.
Кстати сказать, при МСЧ Иркутского аэропорта открыта школа
артериальной гипертензии, первая в Восточной Сибири. Что же касается
профессионализма… Только в нынешнем году звание «Отличник
здравоохранения» с вручением нагрудного знака присвоено четверым из
коллектива МСЧ ФГУП «Аэропорт Иркутск»: главврачу МСЧ
Г.А. Куликовой, ее заместителю Н.М. Кузнецовой, заведующей отделением
Л.Ю. Сивцовой, главной медицинской сестре А.Н. Бухаровой.
— Галина Алексеевна, конференция состоялась. И надо надеяться, что вопросы,
рассмотренные на ней, будут решены в самое ближайшее время. Какой из них для
вас самый главный?
— Самый главный? Он продиктован тревогой. Сегодня за штурвалом пилоты
преимущественно 40-50-летнего возраста. Это люди, обладающие здоровьем,
соответствующим летной работе. Но со временем наступают возрастные
изменения. А на летную работу практически нет притока молодых. Как,
впрочем, и на диспетчерскую. И есть положение: до 55 лет пилот
должен пройти
освидетельствование в медицинском стационаре. Причем в стационаре
Центральной клинической больницы гражданской авиации в Москве. Мы хотим
и готовы такую работу осуществлять на нашей базе. У нас для этого есть все:
стационар, реабилитация, необходимое оборудование. В
крайнем случае мы
можем воспользоваться услугами других лечебных учреждений города, например,
диагностического и глазного центров, можем привлечь
специалистов. Мы можем, наконец, разгрузить Москву, собравшую на сегодня
очередь пилотов на два с лишним месяца вперед. Такое решение будет
и нам выгодно (мы хозрасчетная организация), и менее накладно для
авиакомпаний Читы, Магадана, Дальнего Востока, Красноярска наконец,
вынужденных сегодня командировать своих авиаторов в столицу. Вопрос этот мы
поставили перед Москвой. И надеемся на скорое его решение.
Важно, что конференция не оставила его без внимания.